Асфальт или иначе асфальтобетон изготавливается согласно нормативному документу ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия». В нём говорится, что щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) – это рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии. Кроме этого изготавливается щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА), который представляет собой уплотненную щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь.
Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:
- ЩМА-20 – с наибольшим размером зерен до20 мм;
- ЩМА-15 – с наибольшим размером зерен до15 мм;
- ЩМА-10 – с наибольшим размером зерен до10 мм.
Чтобы асфальт не отслаивался смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси (п.5.4, ГОСТ 31015-2002). Кроме того смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки-выгрузки (5.5, там же) и однородными (п.5.6, там же).
Рекомендации по проектированию щебеночно-мастичного асфальтобетона в Приложении «Б»
(рекомендуемое). Так, например потребность в материалах для приготовления смеси щебеночно-мастичного асфальтобетона ЩМА-10 изложена в таблице Б.1.
Таблица Б.1
|
Материал |
Потребность в материале, % по массе |
| Щебень фракций, мм: | |
| 5-10 |
60-70 |
| 10-15 |
— |
| 15-20 |
— |
| Песок из отсевов дробления |
10-30 |
| Минеральный порошок |
10-20 |
| Битум или ПБВ |
6,5-7,5 |
| Стабилизирующая добавка |
0,2-0,5 |
Применяемые битумные вяжущие зависят от климатической зоны укладки асфальтобетона и приведены в таблице Б.2.
Таблица Б.2
| Дорожно-климатическая зона |
I |
II-III |
IV-V |
| Глубина проникания иглы,0,1 мм, при температуре 25°С |
90-200 |
60-130 |
40-90 |
При этом более вязкие битумы и ПБВ рекомендуется применять на дорогах с более высокой интенсивностью движения.






