|
В ритме современной жизни, мы практически забыли о красотах природы, нас окружающей. Но во внутреннем мире, мире воображения, у каждого из нас существуют пейзажи ландшафтов, которые нам дороги, которые приводят нас в восторг. И каждая из этих картин пейзажа вызывает в нас разные, самые противоречивые чувства, одни навивают грусть и печаль, другие чувства ностальгии, а третьи чувства благоговейна и радости.
Тот факт, что наш внутренний мир - это отражение нашего восприятия окружающего мира – не оспорим. И его проявление видно из организации нами, окружающего нас пространства. Этим пространством, в большей степени, является наш дом и окружающий его ландшафт, а соответственно их интерьер (экстерьер), в большей степени несет отражение нашего внутреннего воображения, привычек, особенностей. В связи с этим, дизайнеру всегда нужно опираться на желания и потребности заказчика. Помочь ему определить тот единственно правильный, комфортный и привычный клиенту стилевой образ окружения, среди множества вариантов. И в сочетании со своим творческим воображением и концептуальным видением, найти оптимальный вариант. Сделать окружающую обстановку клиента, по максимуму отражающую его собственные мечты, желания и создающую душевный комфорт и равновесие.
Можно выделить несколько видов искусственного ландшафта. Первое из них – это, выделенное линейными элементами орнамента плоскостей, подстриженной зеленью – пространство приближенное, до максимума к природе, не имеющей ни какой сложной планировки. Такой ландшафт несет в себе чисто эстетический характер. Следующий тип ландшафтного дизайна – это смешанный. Яркий пример такого ландшафта – это сочетание декора в цветущем саду цветов. Такой стиль более распространен, в связи с отсутствием больших площадей современных приусадебных участков. И является гармоничным сочетанием приятного с полезным. И один из самых распространенных, является ландшафт садово-огородничий. Несомненно, он несет в себе определенные практические функции, что не мешает использовать в его оформлении, такие декоративные приемы и средства, как, к примеру, высадка по контуру декоративного кустарника или цветочных клумб. Грубо все элементы, использующиеся в дизайне, можно поделить на две основные группы. Первая из них – это естественные, к которым, соответственно, относятся различные зеленый насаждения, цветочные газоны и т.п. А ко второй, искусственной – все, что непосредственно, не растет из земли. Т.е. мраморные плиты и различные булыжники, которыми выкладывают дорожки и т.п. Под стать знаменитых японских садов, благодаря различным элементам ландшафта, таким как искусственные водоемы, цветущие сады и холмы, можно создать прекрасный альпинарий. Изначально, под «альпинарием» подразумевали каменный сад с высаженными горными (альпийскими) растениями. И пик их популярности был во второй половине девятнадцатого века. Практически каждый ботанический сад, считал за необходимость, сооружения у себя такого альпинария. Близ Лондона в садах Кью, первый альпинарий был построен в 1867 году, а через четыре года открылся и в Эдинбурге. Что касается современных альпинариев, используемых в качестве элементов ландшафта, то под ними подразумевается цветущая с весны по глубокую осень каменистая искусственная горка. И не всегда там присутствуют только альпийские растения, да и не всегда вообще присутствуют. Располагают альпинарий исходя из планировки всей территории сада. В связи с условиями произрастания «альпийских растений», выдвигаются определенные требования по уходу за ними. В первую очередь это качественная дренажная система, ну и конечно потребность защиты от порывов ветра. И не менее важная потребность - всю возможную световую часть дня, находиться под солнечными лучами. Принцип построения альпинария заключается в том, чтобы как можно точнее воссоздать локализованный участок природного ландшафта гор.
Для более удачного планирования ландшафта участка, его необходимо начать еще до момента возведения фундамента будущего жилища. При таком планировании, специалисты по ландшафтному дизайну, сами готовят пакет документов, включающий в себя генеральный план участка, результаты геодезической съемки и измерений, посадочную ведомость, смету на проведение работ и договор. Но зачастую, клиенты начинают думать о ландшафтной эстетике своего участка уже после завершения строительства жилого и хозяйственных комплексов. И в этом случае дизайнерам приходится исходить из уже имеющейся ситуации на местности, и зачастую подправлять недостатки проектировки строительства (к примеру, не целесообразное размещение построек), что определенным образом усложняет работу и влияет на конечный результат. В таких случаях опытные ландшафтники пускаются на хитрости, которых за века существования этого искусства скопилось множество. К ним можно отнести и укладка дополнительных мощеных дорожек, и высадка декоративных групп кустарников, а также создание летних беседок и установка скульптур и т.п.
Чтобы приусадебный участок лучше гармонировал с окружающей его природой, на его территории высаживают кустарники и деревья местного происхождения. Которые соответственно будут легче переносить условия местного климата, с порой очень суровой зимней погодой. К таким деревьям, произрастающим в условиях местного Российского климата, относятся: клены, спиреи, липы, дубы, рябины, яблони, и многие другие декоративные кустарники. Но это не оспаривает эксклюзивность каждого сада в отдельности. В дизайне, которого, помимо этого, учитываются так же расположение конкретного сада и, естественно, пожелания его хозяина. Неотъемлемой частью каждого индивидуального ландшафтного проекта, является газон, который служит, в данном случае – фоном. Он декорирует и выделяет красоту отдельных компонентов дизайна, подчеркивая их индивидуальность. Этот, простой на первый взгляд, элемент ландшафта, требует определенного ухода, по этому, не будет лишним заключить с дизайнерской фирмой договор на обслуживание и уход. Ведь для поддержания красоты в саду, необходим хороший, и что не маловажно опытный садовник.
Еще один актуальный способ проектирования ландшафта, опирается на взаимное соперничество природного и искусственного ландшафта, их противопоставление. Этот метод выделяется такими приемами, как высадка деревьев и кустарников оригинальной формы, стрижка их под определенные, порой очень затейливые, фигуры. Также, применяется высадка нескольких саженцев в одной посадочной яме, что также предает определенную уникальность и своеобразие, визуальному восприятию. Могут использоваться и различные скульптуры, как людей, так и мифологических или существующих зверей. И даже элементарно геометрические фигуры. Не говоря уже о различных колоннах и арках, в различных стилях. Часто, по замыслу проектировщика, в парках устанавливают контейнеры с цветами и др. растениями.
Богатый выбор современного вида материалов, позволяет широко варьировать при выборе дорожек и площадок. Зависит это только от фантазии клиента, а также сочетания композиционных фрагментов ландшафта и функционального значения. Наиболее часто используются материалы из таких горных пород, как базальт и гранит, при выкладке дорожек плитами. Но не менее актуальны и другие природные камни, различных форм и расцветок. Очень изысканным украшением любого парка является водоем. И только изыскано украшенный водоем, может смотреться лучше. А сделать его еще привлекательнее помогут, такие компоненты, как подсветка (как наружная, так и подводная), различные впадающие ручейки, водопадики и фонтаны. Или архитектурные дополнения в виде скульптур, мостиков и беседок. Миксбордеры и цветники, всегда отлично гармонируют при любом ландшафтном дизайне. К тому же, профессионалы высаживают растения так, что их цветение происходит по цепной реакции. Т.е., как только один цветок начинает увядать, тут же распускается другой, создавая тем самым атмосферу «вечного лета». Такие прекрасные однолетние цветы, как сальвия и петуния, или бегония, прекрасно гармонируют с не менее прекрасными двухлетними. Такие элементы экстерьера, как камни и булыжники, могут отлично сочетаться как с папоротниками, и другими травами и растениями, так и локализовано. Обособленное внимание, необходимо уделить японским садам, которые стали знамениты во всех странах мира. Существует множество трудов, стремящихся философски обосновать значение дизайна этих садов, принципы проектировки его отдельных композиций. Изменение пейзажей в японском саду происходит линейно, вдоль маршрута продвижения по нему. Экспозициями такого сада, являются пагоды, сооружения с черепичной крышей, небольшие озерца с мостиками и различные композиции, составленные из натуральных камней. Такие сады рождены привносить душевное спокойствие и равновесие. В них можно прекрасно отдохнуть и поразмышлять, или даже медитировать. Эти сады, отгороженные от ускоренного ритма современного мира, представляют собой райское место, абсолют в гармонии с природой. Время здесь словно остановилось и не подвластно над этим местом. Тайной мечтой в подсознании каждого из живущих, или когда-либо живших людей, всегда будет желание жить в своем собственном райском мирке, который является самым безопасным местом на свете. Как сказал известный итальянский писатель и государственный деятель XV века: «Рай - это нечто иное, как великолепный сад, наполненный всеми возможными чудесами и творениями; деревьями, плодами, цветами, голосами птиц, журчащими струями вод, т.е. всеми радостями, которых жаждет сердце человека». Такой сад, будь он воображаемый или уже созданный, является не чем иным, как оплотом человеческой деятельности, готовым результатом, выдаваемым его сознанием. При воплощении такого сада в реальность, мы невольно отображаем в нем все свои привычки, привязанности, чувств и ценностей. Наделяя его конкретные элементы теми или иными свойствами и символическими значениями. Все это делает наш проект не просто садом, но произведением искусства. Человек и его «внутренний мир-сад» - это живые организмы. Как растет сам, человек, его личность, так и изменяется, преображается его «сад», отражая свой собственный характер. Как меняется настроение и чувства, приоритеты и ценности в жизни людей, так и изменяются сады со с меной времен года и погоды; вырастающих вновь и увядающих цветов и деревьев. Такая театральная изменчивость, смена декораций ландшафта, показывает на личностный рост человека, перемены на пути его жизни. Такая нестабильность, проявляющаяся во времени и пространстве, тем ярче выражена ее динамика, и очарование, чем чаще она отражается натурным исполнением, непосредственно на местности. Возвратившись в такое место спустя много лет, вы словно вернетесь в былое время. Время, когда вы были другим. Другие чувства, желания, мечты. И в эту ностальгию, реквием по воспоминаниям, можно не просто погрузиться с головой, но и передать другим поколениям. Которые смогут понять и почувствовать все вашу историю жизни. Всеми известная народная мудрость призывает нас: построить дом, родить сына и посадить дерево. Дерево – это не что иное как наш сад. Передаваемый, по наследству, следующему поколению. Которое в свою очередь также дополнит его, внесет свой индивидуальный вклад. Сделав в итоге из него хранилище человеческих надежд, как прошедших и настоящих, так и будущих. Он может поведать об истории, как одного человека, так и целого рода. Как писал известный во всем мире русский поэт, Александр Сергеевич Пушкин «Я памятник воздвиг себе не рукотворный». И этим памятником для каждого человека может стать его собственный сад. Как ныне всем известные «сады Семирамиды», являющиеся одним из чудес света. |
|