Л. ЛАРИОНОВ, специалист НТЦ «Стройинформ»
Общие сведения
Существует множество факторов, воздействие которых на дорожную одежду рано или поздно приводит к повреждению дорожных покрытий. Наиболее распространенным видом дефектов являются трещины. Вовремя не отремонтированные трещины постепенно превращаются в очаги разрушения автомобильной дороги. Трещины классифицируются по ширине на узкие (до 5 мм), средние (5–10 мм) и широкие (10–30 мм). В зависимости в основном от ширины и причин образования трещин выбирается технология их ремонта и состав применяемого оборудования.
Основная задача при ремонте дорожных трещин - создать барьер для воды, которая проникает через них в нижележащие слои дорожной одежды. Гидроизоляция трещин выполняется путем их герметизации битумом или специальными материалами - резинобитумной или битумно-полимерной мастиками. Специалисты советуют: для обеспечения качества герметизации трещин необходимо в первую очередь ориентироваться не на битум, а на мастики горячего применения, физико-механические свойства которых значительно превосходят свойства битума.
Технология выполнения дорожного ремонта
Узкие трещины не требуют большого набора сложных технологических операций. Как правило, трещины шириной до 5 мм очищают продувкой сжатым воздухом, просушивают, прогревают и заполняют битумной эмульсией или мастикой с высокой проникающей способностью. Просушку трещины, как правило, совмещают с операцией прогрева, при этом необходимым условием является нагрев зоны трещины до температуры не менее 80 °С.
Что касается ремонта средних и широких трещин, то нужно провести оценку их состояния на предмет разрушения кромок. Если имеются разрушенные кромки - ремонт следует начинать с операции разделки трещины, то есть искусственного расширения ее верхней части. Причем ширина разделки должна быть не меньше зоны разрушения кромок трещины. В случае, когда кромки трещины не подвергались разрушению и имеется возможность качественно загерметизировать трещину без предварительной обработки, данную операцию можно исключить из технологического процесса. Надо всегда учитывать, что операция разделки трещины является наиболее дорогостоящей из-за высокой стоимости применяемого инструмента, и включение ее в технологию производства работ должно быть экономически и технически обосновано.
Весьма важным условием добротно выполненного ремонта дорожных трещин является наличие хорошего сцепления мастики со стенками трещины. Поэтому нужно тщательно очистить и просушить трещины. Даже незначительное количество грязи или влаги не позволит обеспечить надежное сцепление (адгезию) мастики со стенками трещины. Иногда для улучшения адгезии советуют производить подгрунтовку стенок разделанной трещины праймером (маловязкой склеивающей жидкостью). Но это дает заметный эффект только при ремонте цементобетонных покрытий. Для асфальтобетонных покрытий более целесообразно выполнить прогрев зоны трещины. Такое воздействие позволяет выделить вяжущее из асфальтобетона на стенках трещины, что увеличит прочность сцепления заливаемой мастики с существующим дорожным покрытием.
Основной технологической операцией при ремонте трещин является их заливка горячей мастикой (температура 150–180 °С). Можно одновременно с заливкой на поверхности покрытия в зоне трещины устроить так называемый пластырь толщиной 1–3 мм, что позволит укрепить кромки трещины и предотвратить их разрушение.
Завершается данный вид дорожного ремонта присыпкой загерметизированной трещины дробленым сухим песком фракции 3–5 мм, близким по цвету основному минеральному материалу покрытия. Присыпка нужна для восстановления общей текстуры и шероховатости покрытия. Она также предотвращает налипание мастики на колеса автотранспортных средств.
Механизация процесса заливки дорожных трещин
Технологический процесс ремонта трещин следует организовать в непрерывном режиме. Операции очистки от пыли и грязи, просушки, прогрева и заливки трещин должны переходить одна в другую при минимальном разрыве по времени. Поэтому при ремонте трещин всегда требуется большой комплект оборудования: фреза для разделки трещин, механическая щетка, компрессор, газогенераторная установка, плавильно-заливочная машина (чаще именуемые заливщиками швов), оборудование для присыпки загерметизированной трещины.
Вышеперечисленное оборудование выполняет важные операции при ремонте трещин, однако почти все механизмы используются при проведении подготовительных работ. Основные технологические операции выполняются различными моделями заливщиков швов. Наиболее современным образцом является модель фирмы Вreining, на раме которой, кроме плавильно-заливочного агрегата МОNО 500 FU, смонтирован также компрессор. Такое сочетание оборудования позволяет прочищать, просушивать и прогревать трещину установкой НОТ-DОG и одновременно заливать ее мастикой. В этом случае одна технологическая операция плавно переходит в другую с минимальным разрывом по времени, что значительно повышает качество производимых работ. Машина имеет гидропривод на задние колеса и может передвигаться со скоростью до 20 км/час.
Однако подача воздуха может осуществляться и от отдельного компрессора, находящегося, например, в кузове автомобиля, буксирующего заливщик. Непосредственно герметизация трещин осуществляется через различные сопла, размер которых зависит от ширины заполняемой трещины. При необходимости заливочное сопло может оснащаться башмаками для устройства на поверхности покрытия в зоне трещины мастичного пластыря.
В России заливщик швов ЭД 135 по лицензии фирмы Вreining (Германия) выпускает ОАО «НПО «РОСДОРМАШ».
Важным параметром работы заливщиков является время разогрева герметика до рабочей температуры, у лучших моделей это время составляет всего 45–60 минут. Слабым местом заливщиков является остывание мастики в шлангах и образование пробок. Для избавления от этого недостатка предусмотрены: замкнутая система циркуляции горячей мастики с обратной подачей ее от заливочного сопла в бак и электропрогрев шлангов.