С наступлением зимних холодов, бичом домовых крыш становятся снежные образования, ледяные корки и сосульки, свисающие гигантскими сталактитами с водостоков кровли. Нужно отметить, что это резко увеличивает случаи бытового травматизма и повреждения имущества граждан, как проживающих в данном доме, так и случайных прохожих.
Ничего хорошего нет в том, что сорвавшаяся ледяная глыба пробивает крышу припаркованного во дворе автомобиля, но еще хуже, если она упадет на голову ничего не подозревавшего человека. Механизм образования льда на скатных крышах заключается в том, что снег на крышах тает даже зимой, особенно в оттепель, как из-за тепла, проникающего с чердака, так и от солнечной радиации. Вода под слоем снега стекает к свесу крыши, где, контактируя с холодной поверхностью, обдуваемой воздухом, замерзает и образует наледь, из которой и начинают расти сосульки.
Кроме того способствует образованию льда и конструкция водосточных труб – изгиб трубы у карниза неизбежно приводит к образованию ледяной пробки. При этом талая вода начинает течь поверх водосточных труб, образуя мощные сосульки. В общем случае можно выделить три основных направления предотвращения образования сосулек: не дать талой воде попасть на холодный край крыши, снизить интенсивность таяния снега на основной плоскости кровли, снизить массу снега, который может накапливаться на свесах кровли. Однако, как у нас заведено, борьба ведется со следствием, а не с причиной.
В итоге управляющие домами компании и владельцы частных домов пытаются справиться с сосульками с помощью подручного материала и инструмента. Как показывает практика, этот способ не столь эффективен, так как при скалывании остатки льда прочно удерживаются на кромке кровли – и ледяные сталактиты быстро нарастают вновь. Кроме того, всегда существует опасность, во-первых, соскользнуть с крыши и получить в итоге, как минимум, обширный ушиб, во-вторых, повредить кровельное покрытие, что тоже крайне нежелательно.
В последние годы на рынке строительных материалов и оборудования предлагаются электрические системы борьбы с образованием наледей и сосулек вдоль свеса кровельного покрытия и в разжелобках. Частному домовладельцу со сравнительно небольшими размерами кровли это не так накладно, как например ДЭЗ, на балансе которого не один десяток зданий и сооружений. Для решения этой проблемы российские специалисты московского предприятия «БЕРАТЕХ» предложили специально разработанный состав «ПРОЛ», полученный на основе раствора силоксанового полимера (синтетического каучука) с введенными в него технологическими добавками и наполнителями.
Эта полимерная композиция позволяет многократно снизить коэффициент сцепления льда с поверхностью кровли. Ледозащитный состав, нанесенный на край крыши полосой, ширина которой всего 400-600 мм, образует прочную и сверхскользкую пленку, на которой ни лед, ни вода не задерживаются. Этот состав позволяет избежать появления опасных ледяных наростов и применяется для защиты кровель и конструкций зданий и промышленных сооружений ото льда. Использование химических реагентов для борьбы с наледью и сосульками не оправдано по нескольким причинам. Главные постулаты против их применения заключаются в следующих фактах. Во-первых, они предназначены для дорог и тротуаров, а не для обработки металлочерепицы, в покрытии которой имеются царапины, места резки, а также имеются неплотности в самом кровельном покрытии крыши. А во-вторых, они предназначены в большей степени для борьбы со снегом, а не со льдом.