ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

7 Сентября 2015

Возводим крышу. Как избежать ошибок

Все ошибки, встречающиеся при возведении совмещенных утепленных кровель, можно разделить на две основные группы: ошибки проектирования и ошибки монтажа кровель. Поскольку при последовательном ведении строительства ошибки монтажа сводится к самовольному упрощению или улучшению проекта прямо на строительной площадке, то останавливаться на них подробно не имеет смысла.



Наиболее часто встречающиеся ошибки проектирования кровель обнаружить гораздо проще, исправление их на этапе проектирования стоит во много раз дешевле, чем на стройплощадке. Они также подразделяются на две группы: архитектурные и конструктивные.

Архитектурные ошибки

Основной и главной ошибкой при проектировании крыш является недостаточное рассмотрение, а зачастую и игнорирование вопросов, связанных с обеспечением правильных режимов работы основных элементов «кровельного пирога». При устройстве современных утепленных крыш в основном применяется теплоизоляция из минеральной ваты, которая обладает способностью накапливать в себе воду не только путем водопоглощения собственно материалом, но и капельно, в виде росы и тумана. Мероприятия по ограничению попадания влаги в утеплитепь и обеспечению вывода излишка влаги и и утеплителя - основа жизни любой крыши. При условии, что металлическое покрытие крыш (при правильном монтаже) представляет собой надежную как паро-, так и гидроизоляцию, вентиляция утеплителя достигается за счет специальных узлов и устройств. Они, как правило, весьма значимы в архитектурном плане - это коньковый и карнизный вентиляционные продухи, флюгарки и крышные вентиляторы.



На успешную работу этих вентиляционных устройств существенно влияют многие архитектурные элементы здания.

Аттики, люкарны. парапеты и «матрицы» из мансардных окон резко сужают возможности забора воздуха из-под карниза и перегораживают вентиляционный продух в «пироге» кровли.

В результате приходится увеличивать высоту продуха с обычных 50 до 150 мм и более в местах сужения. Это ведет к увеличению строительной высоты и к усложнению конструкции крыши и не может не сказаться на внешнем виде здания.

Очень значимым и часто обойденным вниманием вопросом является также водоудаление с крыш. Здесь можно назвать типичными следующие ошибки:
-  металлические кровли с уклонами менее 10°;
- вентстояки в ендовах, а также поперек склона;
-  проектирование узких карнизов с малым уклоном, на которых невозможно разместить надстенный желоб (этот недостаток становится особо значимым в тех случаях, когда на карнизе «стоит» окно люкарны, здесь избежать подтекания воды в окно невозможно);
- «нагромождение» аттиков и парапетов, создавших преграды для стока воды;
- фасады, на которых не предусмотрено место для размещения водосточных труб, которые, с одной стороны, существенно влияют на архитектурный облик здания, а с другой - должны находиться там, где они нужны (в частности, размещение воронок водостоков на наружных углах здания).



Таким образом, чрезмерное усложнение крыши здания архитектурными элементами, а также расположение этих элементов на кровле без учета специфики устройства кровельной вентиляции существенно снижают надежность кровли не только с точки зрения сложности устройства гидроизоляционного металлического покрытия, но и за счет увеличения вероятности образования непроветриваемых участков.

При проектировании важно учитывать также физические свойства кровельного металла. Дело в том, что температурное расширение стальной кровельной картины при изменении температуры крыши от -30° С зимой до +70° С летом на длине 10 м составляет 12 мм, а у картины из цветного металла - до 26 мм. Проектная ошибка в том, что при проектировании длинных скатов (более 10 м) необходимо предусматривать элементы температурной компенсации, например, в виде ступенек.

Поскольку такие элементы имеют значительные габариты, то их более позднее применение существенно искажает первоначальную задумку архитектора.

Особого внимания архитекторов требует к себе раздел проекта, связанный с инженерными системами здания.

Суть распространенной ошибки состоит в том, что на кровле современного здания находится большое количество инженерного оборудования. Невнимание архитектора к этому вопросу при проектировании систем вентиляции, кондиционирования, связи, охраны и т. д. приводит к нагромождению оборудования (чиллеры, антенны, вентшахты и прочее) на крыше.



Конструктивные ошибки

И все-таки наибольшее влияние на будущую жизнь здания оказывают некорректные конструктивные решения. Каждый этап в конструировании кровли, начиная с выбора конструктивной схемы и заканчивая деталями применения того или иного кровельного материала, имеет практически решающее значение. Именно на этом этапе проектирования закладывается основа экономической целесообразности строительства конкретной крыши, поскольку от того или иного конструктивного решения зависит технологичностъ сборки этой конструкции. И если на этом этапе принимаются не технологичные решения, то именно они подвигают исполнителей на этапе строительства «допроектировать» узлы и конструкции в сторону упрощения.

Максимальное количество серьезных ошибок приходится на момент выбора способа утепления крыши.

Это особенно важно при строительстве мансард с несущим каркасом из металлических балок. Существуют два основных типа утепленных крыш: с несущим каркасом, расположенным в теплой зоне, и с несущим каркасом, расположенным в холодной зоне. Третий возможный вариант - с размещением утеплителя между стальными стропильными балками - изначально является ошибочным, так как здесь налицо «мостик холода», который, во-первых, предопределяет появление конденсатных мокрых пятен на потолке и, во-вторых, сводит на нет все усилия по утеплению покрытия.



Возможно частичное перекрытие слоя утепления и несущих конструкций, но, как правило, такой способ гораздо дороже при строительстве за счет значительного количества дополнительного утеплителя и повышенной трудоемкости из-за сложной формы утепляемой поверхности. Согласно законам теплотехники, появление в слое утеплителя стального элемента, по площади равного 1% утепляемой поверхности, приводит к увеличению теплопотерь через этот участок в 10 раз, что эквивалентно уменьшению толщины утеплителя на этом участке также в 10 раз! То есть, если в крыше, утепленной слоем в 200 мм минеральной плиты, что, как правило, достаточно для нашего климата, есть несущая металлическая балка с толщиной шейки 10 мм, то можно считать, что на этом участке лежит всего 20 мм утеплителя, а все остальные 160 просто выброшены и не работают. Основная ошибка состоит в первоначальном неправильном выборе системы утепления, что впоследствии приводит к смешению первых двух типов конструкций в один, который является разновидностью третьего варианта, то есть неэффективной промерзающей конструкцией.



Существуют проверенные правила, определяющие выбор типа утепления.

Несущий стальной каркас должен располагаться в теплой зоне в тех случаях, когда:
- мансарда двухэтажная или же одноэтажная, но с затяжками стропильных ног или рам, проходящими внутри помещения мансарды;
- опорный монолитный или стальной пояс, проходящий по периметру здания, смещен внутрь наружных опорных стен;
- утепление фасадов здания выполнено снаружи с использованием матов на минеральной ваты и др.;
- стропильные балки имеют большой свес наружу, например, служат несущей конструкцией козырька балконов;
- на крыше располагаются массивные сооружения или инженерное оборудование, требующие крепления к несущим конструкциям крыши;
- есть необходимость в минимизации строительной высоты покрытия.

Однако полностью избежать металлических балок или других элементов конструкции кровли, проходящих сквозь слой утепления, как правило, невозможно. И это предопределяет следующую серьезную ошибку - несоблюдение нормативных требований по значению теплового сопротивления покрытия. То есть тепловой расчет был сделан абсолютно правильно, но для наиболее простого участка рядовой кровли. А поскольку крыши в большинстве своем на 30% состоят из исключений, особых случаев и нетипичных участков, то результаты этого расчета становятся некорректными. Для климатической зоны, например, С-Петербурга значение теплового сопротивления R0 составляет 4,7 (м² °С)/Вт, а толщина «чистого» утеплителя (без теплопроводящих включений) из минеральной ваты со значением параметра, равного 0,04 Вт/(м °С), должна быть не менее 180 мм.



С учетом обычных теплопроводящик включений (стойки, опоры, подвесы и пр.) расчетная толщина утеплителя, как правило, должна достигать значений 250 мм И более. Поскольку мощность отопительных приборов в будущем помещении рассчитывается, исходя на норм теплового сопротивления конструкций, а в результате некорректного расчета необходимой толщины утеплителя эти нормы не соблюдены, то получается помещение, в котором холодно и сыро зимой и жарко летом...

Чрезвычайно большое значение имеет конструктивная проработанность узлов, связанных с пароизоляцией кровли.

Стремление упростить технологию укладки пароизоляции при монтаже «кровельного пирога» снизу вверх приводит к появлению очагов конденсации пара в конструкции кровли.




Для людей, находящихся в помещении, это просто мокрые пятна на потолке. Очень важно, чтобы пароизоляционный слой был герметичным. К сожалению, на практике наиболее трудные и коварные места - примыкание к стенам, коробкам мансардных окон, вентиляционным стоякам - остаются без внимания конструкторов с надеждой, что «всем строителям это известно». Но, как правило, строительные бригады не обладают достаточным опытом и квалификацией для выполнения подобных работ без чертежей и контроля. Причем во многих случаях не по халатности, а по причине того, что они просто не отдают себе отчет о важности этого элемента крыши.

И, наконец, хотелось бы отметить, что описанные выше ошибки в проектировании крыш, не исправленные вовремя, как правило, приводят к фатальному строительному браку. Их невозможно исправить, не внося существенных изменений в конструкцию уже построенной крыши, что приводит к необходимости, по сути, разобрать ее и сделать заново. Такой ремонт сопряжен со значительными временными и финансовыми затратами, не говоря уже о неудобствах жильцов и сопутствующих повреждениях здания.

А. Козулин

Кол-во просмотров: 14880
На правах рекламы
Яндекс.Метрика