Многие предметы домашнего обихода, небольшие конструктивные элементы загородного дома или малые формы на участке, предназначенные для отдыха и детей, и взрослых, могут быть выполнены собственными руками. Для их выполнения необходимы прежде всего набор инструментов и самое простое оборудование.
Перед тем, как реализовать идею собственной мастерской, нужно выбрать место на дачном или коттеджном участке, которое позволит создать условия для выполнения различных видов работ, как столярных, так и слесарных.
Наиболее удобное место - хозяйственная зона участка. Помещение может быть отдельно стоящим либо пристроенным к хозяйственному блоку (к сараю, сблокировано с другими хозяйственными службами - летним душем, туалетом и т. д.).
В некоторых случаях к мастерской пристраивается небольшой навес, где можно работать в летнее время. Как правило, для строительства (рис. 1, 2) используются различные материалы (брус, оцилиндрованное бревно, блоки, кирпич).
Площадь мастерской - 12-18 кв. м, навеса - 10-12. Высота помещения 250 см. Такие габариты позволяют установить столярный верстак, оборудование для хранения слесарного и столярного инструмента, найти место для размещения строительных материалов и для перемещений работающего вокруг верстака.
Конструкция павильона для мастерской может быть каркасной, материалом служат деревянные брусья. Стены из досок (вагонка). Часть крыши - металлочерепичная, а та часть, которая нависает над рабочим местом, делается из поликарбоната, что дает дополнительное дневное освещение (рис. 2).
В другом случае поликарбонатное покрытие используется для навеса, пристраиваемого к хозяйственному блоку (рис. 1). Одновременно навес может служить своеобразным крыльцом перед входом в хозблок.
При блокировке мастерской с сараем (рис. 3) можно применить конструкцию крыши с противоположным уклоном. Например, уклон покрытия сарая в одну сторону, а павильона, где располагается мастерская, в другую. Входы в помещения в этом случае делаются с разных сторон. Здесь также не исключается покрытие из поликарбоната.
Если небольшая по площади мастерская размещается в закрытом помещении, то для нормальной работы требуется организовать естественное освещение, т. е. слева от рабочего стола в стене делается проем и монтируется рама со стеклом, в другом случае - часть крыши покрывается светлым поликарбонатом. Дневной свет из окна и крыши дает возможность работать с мелкими деталями.
В вечернее время рабочее место освещается люминесцентными лампами или лампами накаливания. Их может быть одна или две. Они крепятся к стене или к столу и легко меняют зону освещения благодаря гибким конструкциям крепления (рис. 4, 5).
Важная, но требующая решения проблема - совместить в одном помещении установку оборудования для столярных и слесарных работ.
Одно из возможных решений - монтируется стальная станина из уголкового или коробчатого профиля, сверху крепится стальной лист, на который устанавливаются тиски для слесарных работ. Стол опирается на четыре стальные стойки. Рабочим столом служит лист толщиной 3 мм. Углы стола закруглены, что делает работу на нем безопасной. Все соединения вертикальных и горизонтальных элементов выполняются с помощью сварки. Не исключаются болтовые соединения.
Жесткость сварных (болтовых) узлов - надежная основа для выполнения простых и сложных деталей.
Если необходимо что-то сделать из дерева, применяют столярную доску, которая накладывается на слесарный стол и закрепляется на нем на время работ. После завершения доску снимают, оставляя место для слесарных работ.
Если ориентироваться только на столярные изделия или детали, то в помещении устанавливают стационарный верстак (рис. 6). Его придвигают к окну, а на стенах перед ним и справа от него подвешивают полки или щиты для различных инструментов.
Верстачную доску делают из хорошо фугованной дубовой или буковой доски толщиной 40-50 мм, длиной 1 500-2 000 и шириной 300-500 мм.
При отсутствии таких досок можно взять две фугованные с обеих сторон доски толщиной 20-25 мм, смазать соединяемые поверхности клеем ПВА и скрепить их снизу шурупами.
Для удерживания обрабатываемого материала в нужном положении верстачная доска имеет упор, в котором с одной стороны сделан треугольный вырез. В торцы образовавшихся двух рожков забивают по одному гвоздю толщиной 3 мм, не добивая их до конца 8-10 мм. Головки гвоздей нужно откусить и заточить напильником с таким расчетом, чтобы над доской остались шипы высотой 5-7 мм. Упор привинчивают к доске шурупами.
Готовую верстачную доску надо проолифить. Ее можно закрепить на столе или на двух квадратных опорах (типа табуретки).
Материал на верстачную доску укладывают одним торцом до упора, а по другому ударяют молотком; доска при этом насаживается на шипы и прочно держится при обработке. В вертикальном положении обрабатываемый материал закрепляют клином в прямоугольном вырезе.
Поперечную распиловку материала производят, пользуясь упором, закрепленным шурупами справа на продольной стороне верстачной доски.
В щитах из ДСП сделаны сквозные отверстия, в которые вставляются металлические анкера, благодаря которым инструмент или какая-нибудь деталь удерживаются на стенде (рис. 7). При необходимости их не нужно искать, они всегда находятся в поле зрения.
Другой вид крепления полок и ячеек для мелких деталей, гвоздей, болтов и т. д. показан на рис. 7, 8. К стене крепятся два вертикальных полоза из коробчатого профиля. В них проделываются сквозные отверстия, в которые затем вставляются полки с кронштейнами (рис. 7, 8, 9).
Чтобы полка всегда была в горизонтальном положении, у каждого кронштейна (вверху и внизу) имеются два Г-образных держателя. С их помощью полки выдерживают нагрузку в несколько кг.
Мелкие детали хранятся в металлических коробочках (8x8 см), устанавливаемых на специальную полку с бортиками. Чтобы найти какой-либо винт, саморез, коробочку снимают с полки, а потом возвращают на место (рис. 7).
Немаловажное значение для работы в мастерской имеет цветовая гамма окраски стен и оборудования. Для создания рабочей атмосферы стены уголка могут быть окрашены спокойной нейтральной светло-серой нитрокраской. В качестве дополнительного цвета применяется теплая гамма (светло-коричневая, оранжевая, бежевая), служащая своеобразным декоративным пятном в интерьере мастерской. Эти цвета рекомендуются для полок, стендов, где размещаются инструменты, детали и т. д.
В. Страшнов
Рисунки автора