Города получают все больше преимуществ от внедрения «цифры». Это стало особенно очевидно в период борьбы с пандемией: технологии спасали, объединяли, мобилизовывали, сохраняли ресурсы. Их активное использование привело к тектоническим сдвигам во всех областях управления обществом и городами: удаленные услуги и работа – новая норма. Как цифровые технологии помогают городам лучше понимать своих граждан и отвечать на их потребности?
На Международном форуме «умных» городов, который проходил в российской столице 25–26 мая при участии мэров Пекина (Китай), Алматы (Казахстан), Форт-Лодердейла (США), представителей ООН и электронного правительства ОАЭ, обсудили лучшие практики и «экосистемный» подход к цифровизации мегаполисов.
Москва получила два сертификата соответствия международным стандартам ISO – «Устойчивое развитие сообществ – показатели городских услуг и качества жизни» и «Устойчивые города и сообщества – показатели для умных городов».
«Для нас это очень важная оценка. Внутри градостроительного сообщества мы понимаем, что происходит в городе, но взгляд со стороны на внутренние процессы и сравнительный анализ с другими мегаполисами имеют огромное значение. Это позволяет понять, на какой стадии развития мы находимся – насколько продвинулись или, наоборот, отстаем от мировой повестки», –Сергей Собянин Мэр Москвы.
Рассказывая об опыте внедрения технологий в столице и создании цифровых платформ для жителей, мэр отметил, что московские цифровые проекты охватывают абсолютно все сферы жизни, ориентируясь в первую очередь на потребности человека.
Москва – крупнейший мегаполис Европы наравне с Лондоном, Санкт-Петербургом, Парижем и Мадридом. В агломерации проживает около 20 миллионов человек, она дает 26% российского регионального валового продукта. Здесь присутствуют 780 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. Это и крупнейший транспортный узел, который принимает основные потоки ж/д, авто- и авиасообщения. Управлять таким городским хозяйством без использования современных информационных технологий неэффективно и невозможно.
«Если несколько лет назад их применение обсуждалось в качестве вероятной перспективы, то сегодня мы этим живем, это огромный пласт нашей жизни – любой сферы управления городской отраслью. Без этого невозможно себе представить современный город», – Сергей Собянин.
Одним из самых удачных примеров цифровизации можно назвать портал mos.ru, который позволяет получать услуги из любой точки мира. С его помощью москвичи смогли продолжить текущие дела даже в период самоизоляции. Всего портал предоставляет 380 электронных услуг и сервисов, из которых 200 доступны тольков электронном виде.
Еще один сервис, который свидетельствует о высоком уровне цифровизации Москвы и оперативного взаимодействия ее правительства с горожанами, – портал «Наш город». Он позволяет москвичам сообщать о проблемах и контролировать их решение: будь то яма на дороге, нерабочий фонарь или скопившийся мусор. Количество пользователей превышает 1,7 миллиона, а число решенных проблем уже составляет более 4,8 миллиона.
Также следует упомянуть сервис «Активный гражданин», с помощью которого москвичи могут голосовать и высказывать свое мнение по актуальным городским проблемам – как глобальным, так и районного масштаба.
Например, какие породы деревьев высаживать во дворе, какие детские секции открыть в районном Доме культуры, как назвать новую линию метро и так далее. На платформе «Активный гражданин» зарегистрировались более 5 миллионов человек.
С помощью системы «Электронный дом» собственники жилья могут управлять своим домом. На сегодняшний день к ней подключили более 28 тысяч домов. На сайте проводят общие собрания собственников жилья, опросы жителей, здесь есть электронная доска объявлений, ведется общение с соседями в домовом чате. Кроме того, с помощью сервиса можно оплатить коммунальные услуги, оставить жалобу на неисправность или проблему и многое другое.
Цифровые сервисы не могут развиваться без новейших технологий в этой области, в том числе без искусственного интеллекта. В Москве он применяется массово – во всех основных отраслях городского хозяйства. Так, правительство Москвы уже реализует 56 проектов с применением технологий искусственного интеллекта, среди них: «Цифровые технологии и инновации» – 15 проектов, «Здравоохранение и образование» – восемь проектов, «ЖКХ» – 12 проектов, «Транспорт» – четыре проекта, «Экономика» – три проекта, «Безопасность» – семь проектов и «Строительство» – семь проектов.
Мэр Сергей Собянин уверен, что совсем скоро город можно будет воспринимать как «суперсервис» – в ближайшие годы москвичи смогут получать все услуги в одном пакете по факту наступления конкретной жизненной ситуации. Например, при рождении ребенка одновременно будут предоставлены регистрация в органах ЗАГС и регистрация по месту жительства, запись в детсад, прикрепление к поликлинике, оформление пособий и льгот. То же самое будет касаться вступления в брак, смены фамилии, переезда в новый дом, выхода на пенсию, получения наследства и других ситуаций. Тогда как раньше каждую такую услугу нужно было оформлять отдельно.
Сегодня российская столица – крупнейший центр развития информационных технологий: количество IT-компаний превышает 50 тысяч, в них трудится около 619 тысяч профильных сотрудников. Примерно 91% москвичей пользуются онлайн-сервисами. Все это позволяет Москве быть лидером среди городов мира в создании цифровой экосистемы для жизни.