Москва считает создание сети канатных дорог перспективным направлением развития транспортной инфраструктуры с привлечением средств частных инвесторов. Об этом сообщил на бизнес-диалоге «Пространство для бизнеса. Как привлечь частные инвестиции в общественный транспорт?» в рамках Moscow Urban Forum 2019 директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома.
«В Москве с прошлой осени уже работает в туристических целях одна канатная дорога – от Воробьевых гор до «Лужников»: ее протяженность – 703 м, пассажиропоток – 16 тыс. человек в сутки. Что касается канатной дороги между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал», то на данный момент завершен предквалификационный отбор в конкурсе на право концессии. Его прошли два консорциума: один во главе с ООО «Московские канатные дороги», другой представляет ООО «Универсальные инвестиции». Победитель конкурса, с которым будет заключено концессионное соглашение, определится в сентябре. Протяженность этой «канатки» – 2,3 км, прогнозируемый пассажиропоток – 19 тыс. человек в сутки. Канатная дорога будет полностью интегрирована в транспортную систему города, проезд можно будет оплачивать картой «Тройка». Помимо этого, Правительство столицы прорабатывает возможность создания еще 10 канатных дорог. Их общая протяженность может составить 26 км, а совокупный пассажиропоток может превысить 86 тыс. человек в сутки. Проекты по строительству «канаток» могут быть реализованы за счет средств инвесторов в рамках государственно-частного партнерства (например, с помощью концессии)», – рассказал Леонид Кострома.
Кроме того, в Москве продолжается строительство Северного дублера Кутузовского проекта (СДКП) – крупнейшего концессионного проекта столицы. Он предусматривает создание от международного делового центра «Сити» до МКАД платной скоростной шестиполосной автодороги протяженностью 10,3 км с удобными связями с городской дорожной сетью. Частные инвестиции в проектирование и строительство СДКП составят порядка 40 млрд рублей, срок концессии – 40 лет. Строительство основного хода начнется осенью 2019 года, сдача СДКП в эксплуатацию намечена на 2021 год.
Еще один механизм партнерства города с бизнесом, используемый в сфере транспорта, – контракты жизненного цикла (КЖЦ). Они предусматривают приобретение товара с его дальнейшим обслуживанием со стороны поставщика в течение всего жизненного цикла. Объем КЖЦ Москвы в транспорте составляет 435 млрд рублей: город приобретает подвижной состав для метрополитена, обновляет автобусный и трамвайный парки.
Столица заключила КЖЦ на 352 млрд рублей по поставке и сервисному обслуживанию в течение 30 лет 1576 вагонов метро. Город приобрел 436 низкопольных автобусов нового поколения за 7,3 млрд. Контракт на поставку и дальнейшее обслуживание 300 низкопольных трехсекционных трамваев стоимостью 56,2 млрд рублей заключен на 30 лет. Три КЖЦ на общую сумму 19,3 млрд руб. заключены на приобретение и последующее обслуживание 300 электробусов и 98 зарядных станций к ним. По итогам трех конкурсных процедур поставщиками стали ПАО «КАМАЗ» и ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ». В 2019–2020 гг. Москва планирует закупать по 300 электробусов в год, а с 2021 года отказаться от закупок дизельных автобусов.
С привлечением частных инвестиций в городе реализуется проект по созданию транспортно-пересадочных узлов на строящихся линиях и существующих станциях метрополитена, МЦК и городского железнодорожного транспорта. Инвесторам передано 17 площадок из запланированных 251. Это примерно 127 млрд рублей инвестиций, а всего программой предусмотрено вложений на более 700 млрд рублей. В рамках уже заключенных контрактов инвесторами будут созданы объекты общей площадью до 1,68 млн кв. м из 9 млн кв. м в целом по проекту. Эти объемы включают технологические площади (станции, остановки, улично-дорожная сеть) и коммерческие объекты, которые позволят окупить вложенные в инфраструктуру инвестиции.
«На сегодняшний день объем контрактов Москвы по проектам государственно-частного партнерства достиг 875 млрд рублей, 70% приходится на транспорт. Для реализации масштабных инфраструктурных проектов инвестор должен обладать компетенциями одновременно как в привлечении финансирования, так и в создании и эксплуатации объектов», – подытожил Леонид Кострома.
Пресс-служба ГБУ «ГАУИ»