Ведущих российских и норвежских специалистов в части применения конструкций из алюминиевых сплавов в мостостроении собрал организованный Алюминиевой Ассоциацией вебинар, посвященный строительству мостов из сплавов алюминия.
С норвежской стороны в мероприятии участвовали представители Норвежской администрации общественных дорог (NPRA), Норвежского университета науки и технологий (NTNU), компаний HYDRA, Olav Olsen, Hydal Aluminium Profiler, Leirvik AS, а также Sintef Industry. Российскую сторону представляли эксперты направления транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации, Института легких материалов и технологий (ИЛМиТ), Красноярского металлургического завода (КраМЗ), Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) и Проектного института №2 (АО «ПИ-2»).
Модераторами вебинара выступали руководитель проектов транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации Евгений Васильев и технический директор компании Olav Olsen Эрик Хольм.
Эксперты обсудили возможности применения алюминия как конструкционного материала для строительства мостовых сооружений, в том числе в контексте «зеленого» строительства. Благодаря уникальным свойствам алюминия – легкости, прочности, устойчивости к коррозии и возможности бесконечной переработки – этот металл называют строительным материалом для «зеленой» низкоуглеродной экономики.
Открывая сессию, сопредседатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Казовская отметила, что четверть потребления мирового алюминия приходится на строительство. Ассоциация развивает внутренний рынок алюминия, уделяя при этом особое внимание мостостроению. За короткий период удалось добиться значительных успехов, сделав алюминиевое мостостроение одним из актуальных трендов в стране.
Алюминий подходит для строительства как большепролетных мостов 300-1250 м, так и небольших пешеходных мостов 5-50 м.
Норвежская сторона рассказала участникам вебинара о результатах целого ряда исследований по проектированию мостов из алюминиевых сплавов. Наибольший интерес вызвал проект подвесного моста через фьорд Лангенуен на западном побережье страны. Целью исследования, проводимого Норвежской администрацией общественных дорог, было изучение технических и стоимостных возможностей применения конструкций пролетного строения (балки) из алюминиевых сплавов. Строительство моста такого масштаба расценивается как технологический прорыв в мировом алюминиевом мостостроении. Общая длина сооружения составляет 1775 м, длина пролета – 1235 м, металлоемкость – 10 000 т. Использование алюминия обеспечивает существенную экономию на основном кабеле, пилоне и подвесах благодаря более легкой конструкции пролетного строения. Алюминий позволяет также снизить вес балки на 25-30%, других элементов – на 10-15% и всего сооружения – на 17%. По подсчетам норвежских специалистов, стоимость алюминиевого моста на 10-15% ниже аналогов из других используемых в мостостроении материалов. Причем эти расчеты не учитывают преимущества при длительной эксплуатации и утилизации моста.
В 1995 году в Норвегии построили полностью алюминиевый мост Forsmo длиной 40 метров.
Эксперты Алюминиевой Ассоциации поделились своим опытом в мостостроении. Области применения в транспортной инфраструктуре охватывают малые мосты, пешеходные мосты через автомобильные дороги, реконструкцию мостовых сооружений, «компактные мосты» для устройства тротуара на автомобильных мостах, а также автодорожные мосты. Всего в стране с 2017 года построено 8 надземных пешеходных переходов в Москве, Туле, Нижнем Новгороде и Красноярске. Сейчас на различных этапах реализации и строительства находятся 12 пешеходных мостов, в том числе в Красноярске, Самаре и Нижнем Новгороде.
Автодорожные мосты – новое направление работы Алюминиевой Ассоциации, первый из которых появится уже в следующем году. Планируется, что к 2030 году в России для строительства мостов из алюминиевых сплавов будут потреблять до 2600 тонн ежегодно. Отечественные мосты находят применение и за рубежом – в 2020-21 годах Красноярский металлургический завод изготовил и поставил в Германию 13 мостов общим вестом 48 тонн.
Ученые из Института легких материалов и технологий (ИЛМиТ) рассказали участникам вебинара о перспективных сплавах для мостостроения. Традиционно для мостовых сооружений используются сплавы 1915 и АД35, которые подвержены межкристаллической коррозии, поэтому в институте разработали два сплава с улучшенными характеристиками – АД35ч и 1939. Для обоснования применения полуфабрикатов в мостах были успешно проведены испытания на растяжение основного металла и сварных соединений, коррозионные испытания, а также испытания на выносливость.
Эксперты Алюминиевой Ассоциации регулярно проводят встречи с зарубежными партнерами в целях обмена опытом и экспертизой, а также лучшими практиками. Это позволяет расширить возможности применения алюминия как конструкционного материала для строительства мостовых сооружений.
Пресс-служба Алюминиевой Ассоциации