Вторая в России частная бесплатная школа будет введена в строй в Якутии в 2026 году

Осмотр строительной площадки образовательного центра «Точка будущего» в Республике Саха (Якутия) провели учредитель Благотворительного фонда «Новый дом» Альберт Авдолян, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев и генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, принимавший участие в церемонии закладки первой сваи образовательного комплекса. Представитель генерального подрядчика по...

Современную базу отдыха в Апатитах Мурманской области откроет в 2027 году резидент АЗРФ

Компания «Сосновая горка», резидент Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), модернизирует базу отдыха в городе Апатиты Мурманской области. Объект размещения находится рядом с озером Имандра и горнолыжными трассами Хибин. Первая очередь строительства будет включать кемпинг и 6 домов различной комфортности, рассчитанные на проживание 2,4 тыс. гостей в год. По соглашению с Корпорацией развития ...

Минстрой России впервые проводит Всероссийский конкурс «Весна Победы»

Минстрой России совместно с Ассоциацией развития территорий при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и ВАРМСУ проводят Всероссийский конкурс «Весна Победы», посвященный празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, на лучшее оформление витрин и входных групп нежилых, социальных, культурных и других объектов. «Весна Победы» – это не просто украшение объектов г...

31 марта Международный аэропорт «Петропавловск-Камчатский (Елизово)» торжественно открыл двери нового терминала

Все межрегиональные и межмуниципальные рейсы с этого дня обслуживаются в современном аэровокзальном комплексе, который был построен компанией «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» в статусе резидента территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка» при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Использование преференциального режима ТОР и государственны...

Минстрой России утвердил новый свод правил для комбинированных каркасов из металла, древесины и железобетона

В новом своде правил (СП «Конструкции комбинированных каркасов с применением металла, древесины и железобетона. Правила проектирования»), утвержденном Минстроем России, установлены требования к проектированию несущих конструкций комбинированных каркасов из металла, древесины и железобетона. «Применение комбинированных каркасов является возможностью получить оптимальное сочетание прочности, стои...

Для мониторинга за строительством объектов начали внедрять российскую цифровую платформу с использованием ИИ

Российская ИТ-компания «Скайер ИТ» (Skyeer) внедрила цифровую платформу для мониторинга строительных объектов на «Чебоксарском заводе силовых агрегатов» (ЧЗСА), используя технологии искусственного интеллекта (ИИ). Система обрабатывает и анализирует данные, полученные с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Разработка зарекомендовала себя при возведении нового корпуса по производству вилочных п...

Вторая в России частная бесплатная школа будет введена в строй в Якутии в 2026 году

Осмотр строительной площадки образовательного центра «Точка будущего» в Республике Саха (Якутия) провели учредитель Благотворительного фонда «Новый дом» Альберт Авдолян, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев и генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, принимавший участие в церемонии закладки первой сваи образовательного комплекса. Представитель генерального подрядчика по...

Современную базу отдыха в Апатитах Мурманской области откроет в 2027 году резидент АЗРФ

Компания «Сосновая горка», резидент Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), модернизирует базу отдыха в городе Апатиты Мурманской области. Объект размещения находится рядом с озером Имандра и горнолыжными трассами Хибин. Первая очередь строительства будет включать кемпинг и 6 домов различной комфортности, рассчитанные на проживание 2,4 тыс. гостей в год. По соглашению с Корпорацией развития ...

Минстрой России впервые проводит Всероссийский конкурс «Весна Победы»

Минстрой России совместно с Ассоциацией развития территорий при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и ВАРМСУ проводят Всероссийский конкурс «Весна Победы», посвященный празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, на лучшее оформление витрин и входных групп нежилых, социальных, культурных и других объектов. «Весна Победы» – это не просто украшение объектов г...

31 марта Международный аэропорт «Петропавловск-Камчатский (Елизово)» торжественно открыл двери нового терминала

Все межрегиональные и межмуниципальные рейсы с этого дня обслуживаются в современном аэровокзальном комплексе, который был построен компанией «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» в статусе резидента территории опережающего развития (ТОР) «Камчатка» при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). Использование преференциального режима ТОР и государственны...

6 Июня 2022

Для декарбонизации цементной отрасли необходима поддержка государства

Для декарбонизации цементной отрасли необходима поддержка государства

В конце мая в Москве в «Центре международной торговли» прошел XIII международный форум «Экология». Одна из наиболее оживленных дискуссий состоялась на сессии «Декарбонизируй это: пути снижения углеродного следа российской промышленности», в ходе которой эксперты обсудили как существующие практики, так и перспективные технологии для снижения влияния производства на климат. В рамках сессии с докладом «Декарбонизация в цементной отрасли» выступил директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию компании «Холсим Россия» Виталий Богаченко.

Урбанизация является одним из ключевых мировых трендов, 2 млрд человек в ближайшие 30 лет переедут в города. Это означает, что спрос на цемент продолжит расти, так как на сегодняшний день в мире альтернативы этому материалу в строительстве нет. Невозможно представить себе массовое строительство высотных зданий или строительство плотин из дерева. Цемент является критичным для социально-экономического развития общества компонентом.

В то же время цементная индустрия в силу ее энергоемкости и специфики производственного процесса является одним из крупных источников выбросов CO2. На ее долю приходится 2,6 млрд тонн выбросов в год, что составляет 4-8% мировой эмиссии CO2. Поэтому наряду со стабильным обеспечением общества жильем и инфраструктурой, одним из ключевых вызовов для производителей цемента является декарбонизация цементной индустрии для снижения влияния производства на климат. Эта цель для цементной индустрии зафиксирована и в принятой Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.».

«Безусловно, ключевые игроки рынка должны стремиться к нулевым выбросам. Такую цель, к примеру, поставила компания «Холсим» до 2050 г. Но как этого достичь? Есть два основных способа производства цемента — сухой и мокрый. Современный сухой способ потребляет на 35-40% меньше энергии, чем мокрый. Переход на сухую технологию, казалось бы, является самым эффективным способом снижения углеродного следа. Но он же является и самым дорогим, т.к. требует полной модернизации заводов. При этом сегодня существуют и другие эффективные, а, главное, более доступные способы снижения выбросов CO2. Это использование альтернативного топлива из подготовленных остатков после сортировки ТКО, а также снижение клинкер-фактора за счет применения вторичных ресурсов в качестве сырьевых компонентов и добавок. Именно эти способы в краткосрочной перспективе помогут добиться существенного снижения воздействия производства на климат», — рассказал Виталий Богаченко.

По его словам, цементные заводы могут осуществлять утилизацию широкого спектра отходов, включая ТКО, используя их в качестве альтернативного топлива. При этом данная технология безотходна, так как зольный остаток в печи в процессе реакции становится частью клинкера. В Европе средний процент замещения природного топлива альтернативным составляет 40%. На отдельных заводах «Холсим» в Европе этот показатель превышает 90%, у нас же в стране оно пока практически не используется. «Холсим» первым в России реализовал проект по созданию линии альтернативного топлива на заводе в Ферзиково. Завод в прошлом году утилизировал более 49 тыс. тонн твердого альтернативного топлива (около 16% замещения природного топлива альтернативным).

Богаченко также рассказал и про второй способ декарбонизации, который реализуется в рамках промышленного симбиоза — когда отходы одного производства становятся сырьем для другого. Металлургические шлаки, золы уноса ТЭЦ и ряд других отходов металлургической промышленности и энергетики — это уже обожженные, декарбонизированные компоненты. Цементные заводы могут использовать их в качестве альтернативного сырья для производства клинкера и минеральных добавок в цементе. То есть происходит замещение природного натурального сырья, снижается объем выбросов CO2 и одновременно решается задача развития экономики замкнутого цикла.

При этом Виталий Богаченко заметил, что добиться реального успеха в решении задач по декарбонизации можно только при условии государственной поддержки. «Она позволит раскрыть потенциал существующих методов снижения выбросов CO2, повысить спрос на низкоуглеродные продукты и обеспечить экономическую целесообразность их применения. Это условие трансформации отрасли, благодаря которому мы сможем в полной мере использовать модели циркулярной экономики, а также разрабатывать и внедрять инновации и инвестировать в основные объекты инфраструктуры», — объяснил эксперт.

Среди ключевых мер государственной поддержки:

• Совершенствование механизмов государственной поддержки модернизации цементных производств, направленной на снижение влияния на изменение климата.

• Запрет на строительство мокрых линий производства цемента. Существующие линии модернизировать посредством применения НДТ с целью достижения технологических и экологических нормативов.

• Создание комплекса мер по регулятивно-экономическому стимулированию применения альтернативного топлива.

• Запрет на строительство мусоросжигающих заводов там, где в радиусе 300 км существуют действующие цементные предприятия.

• Расширение применения альтернативных сырьевых материалов для производства цемента с добавками путем стимулирования вовлечения отходов металлургической и энергетической отраслей и субсидирования стоимости перевозки этих материалов до объектов утилизации — цементных заводов.

• Ускорение разработки стандартов «зеленого» строительства, учет в них показателей снижения выбросов углерода на протяжении жизненного цикла строительных материалов, внедрение механизмов «зеленого» финансирования (в том числе зеленой ипотеки).

• Содействие НИОКР и инновациям посредством механизмов государственного финансирования и распределения рисков.

Справочно:

«Холсим Россия» развивает в стране цементный бизнес, направление нерудных материалов и сухих смесей. В настоящее время компания управляет четырьмя цементными заводами, а также тремя карьерами по добыче нерудных материалов. Продукция «Холсим Россия» используется в производстве товарного бетона, ЖБИ, легких бетонных изделий, в инфраструктурном строительстве.

Кол-во просмотров: 4388
На правах рекламы
Яндекс.Метрика