Серия мероприятий «Лаборатория туристских кластеров» продолжилась конференцией «Новый этап: Курортные кластеры и коммерческая ценность пространства», которую организовали Российская гильдия управляющих и девелоперов и ГК «Б1».
Согласно данным Б1, регионы с наибольшим приростом коллективных средств размещения (КСР) в 2024 году – это Республика Алтай (прирост – 30%), Сахалинская область – 25,6%, Липецкая область – 23,6%, Республика Мордовия – 21,8%, Республика Дагестан – 19,6%. В России в 2024 г. появилось более 1600 КСР (данные Росстат).
Наибольший потенциал роста у тех туристических зон, по мнению партнера ГК «Б1» Ильи Сухарникова, где возможны разные комбинации видов отдыха (культурно-познавательный, оздоровительный, событийный и т.п.), когда у людей есть выбор занятий. Самый лучший экономический эффект достигается, если не просто эксплуатируется местный природный элемент (гора, термальный источник и т.п.), а его дополняют другими туристическими активностями.
Андрей Абрамов, директор департамента развития гостиничной компании Alean Collection, считает сити-курорты отличным решением для центральной России, особенно там, где нет доступа к классическим туристическим объектам: к пляжу, водопаду, морю. Он советует при планировании пляжного курорта заложить на 1 номер размещения 75-100 м всей курортной площади. Если же речь идет о сити-курорте, то следует закладывать, по его словам, 55-75 м на 1 номер, что выгоднее для инвесторов. Яркие примеры сити-курортов в России: «ЛетоЛето» в Тюмени, Riviera Wellness Resort в Казани.
Независимый эксперт гостинично-туристской отрасли Владислав Смирнов отметил, что создание уникальной концепции и проектирование гостиничных комплексов – очень важные этапы реализации проекта, чтобы была высокая коммерческая ценность и эффективность объекта размещения. Он рекомендует команде мысленно пройти 3 пути: путь гостя, путь сотрудника и «путь грязной морковки», чтобы избежать критических для будущей работы объекта ошибок в начале цикла его реализации.
Эксперт привел примеры необычных идей для гостиничных объектов, позволяющих им привлекать гостей многократно, тем самым нивелируя фактор сезонности и генерируя круглогодичный спрос: подземный отель с прозрачной крышей (для наблюдения за звездами), бассейн на крыше, ферма для микрозелени внутри ресторана, панорамный бар, поп-ап арт-пространство вместо стандартного конференц-зала, ресторан в темноте.
Сергей Ореханов, эксперт Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, рекомендует при представлении проекта инвесторам обязательно включать фото/рендеры объекта, карты и инфографику, сравнение с аналогами (benchmark), цифры (ROI, IRR, планируемые загрузка и выручка), график реализации, информацию об операторе и команде.
Агентство стратегических инициатив (АСИ) определило 10 пилотных регионов для пилотирования целевой модели развития опорных населённых пунктов, в том числе для развития туризма: Архангельская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Смоленская, Челябинская области, Республика Башкортостан, Республика Крым, Ставропольский край, Хабаровский край. По словам Павла Корнеева, руководителя проекта дивизиона «Городская экономика» АСИ, эти регионы после утверждения туристических схем будут чаще присутствовать в федеральной повестке, и такое развитие дает более ясные перспективы инвесторам.
За какими отелями будущее? На этот вопрос постарался ответить Владислав Смирнов: «Если ориентироваться на молодежь, которая не росла без интернета, то в отеле должно быть много диджитал-процессов». Например, через QR-код скачиваешь приложение, заходишь в душ и видишь, сколько ты израсходовал воды. И тебя хвалят: ты сохранил несколько кусочков айсберга (пример из отеля в Дубае). Также, по мнению Владислава Смирнова, концепция отеля будущего должна быть построена вокруг создания уникальных переживаний и инновационных впечатлений для гостей.
Справка о НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов»:
Российская Гильдия управляющих и девелоперов – ведущее общественное объединение управляющих и девелоперских компаний России и стран СНГ. На сегодняшний день некоммерческое партнерство РГУД объединяет более 400 девелоперских и управляющих компаний в более чем 40 городах России. Ассоциация имеет партнеров в странах СНГ, США, Великобритании, Германии, Швеции, Финляндии, Израиля. Основная цель РГУД – обеспечение стабильного роста рынка недвижимости России и создание благоприятных условий для повышения профессионализма управляющих и девелоперских компаний.
Автор: Надежда Перепелкина