Сейчас все чаще говорится о необходимости возрождения индустриального потенциала страны, значительно подорванного либеральной экономической политикой. Особенно важно возрождение промышленных предприятий в монопрофильных населенных пунктах, которые в России составляют почти половину городов и две трети поселков городского типа.
Именно строительство промышлейных предприятий явилось причиной возникновения многих из малых городов, и деградация этих городов может быть преодолена только путем возрождения в них производства. Причем не обязательно - того же профиля, так как производственные здания, возведенные в 60-е - 80 -е годы, проектировались, как правило, с гибкой планировкой, позволяющей вмещать в себя различные функции. Б ряде случаев роль малых городов в развитии промышленной сферы страны может возрасти в результате качественных изменений, состоящих в переводе производственных мощностей из больших городов в малые. Совершенствование технологических процессов, комплексная механизация и автоматизация позволяют сконцентрировать на небольших площадях крупные по объему выпускаемой продукции производства, что позволяет предприятия с небольшими размерами площадки вписать в границы структурных планировочных единиц селитебной территории любого населенного пункта. Однако у многих градостроителей имеются сомнения по поводу размещения промпредприятий в городе.
Традиционное неприятие промышленности связано с неприглядным видом многих существующих в городах предприятий. Невысокий уровень их застройки, как в России, так и в зарубежных странах во многом определяется тем обстоятельством, что предприятия часто проектируются без участия архитекторов.
Архитектура промышленных предприятий, по мнению автора, сравнительно молодая и поэтому еще недостаточно сформировавшая свои направления отрасль зодчества. Она насчитывает немногим более полутора веков своего развития, при этом основным периодом ее становления являются первые три четверти двадцатого столетия. В отличие от архитектуры жилых и общественных зданий, определяемой общественно-экономическими отношениями в обществе, развитие промышленной архитектуры определяется изменениями внутри системы «человек-техника», изменениями технологических способов производства. В этой системе наиболее динамичный элемент - техника. Перемещения трудовых функций от человека к технике вызывают изменения в технологических способах производства. В длинном периоде развития производственных процессов от начала применения простых орудии труда ремесленником до возникновения первых станков не строили производственных зданий. Труд осуществлялся в помещениях, входящих в состав жилых и общественных зданий. На этапе развития машинного производства возникло противоречие между формой и габаритами гражданских зданий и производством, размещаемым в их помещениях. Появились первые специальные здания для промышленности. И хотя они уже имели габариты, отличающие их от общественных зданий, декор их фасадов еще повторял известные архитектурные элементы, производственные здания пытались увязать с гражданской архитектурой. В XIX веке для промышленных зданий и сооружений использовались архитектурные формы крепостных, церковных и фортификационных сооружений. Большие пролеты цехов ассоциировались с нефами католических соборов, это также выражалось в деталировке торцевых фасадов и порталах заводских ворот. Фасады заводоуправлений повторяли архитектуру дворцовых зданий. А инженерным сооружениям придавалась форма башен. Средневековая башня из кирпича - основная архитектурная тема шатровых надстроек водонапорных башен и газгольдеров.
Быстрый рост экономики, технологии, техники вскоре сбросил этот архитектурный историзм с промышленных объектов, так как их приходилось перестраивать под более совершенные технологические процессы гораздо чаще, чем здания другого назначения. Инженерные сооружения, которые могли обходиться без шатров, обнаясились, и новые непривычные технические формы вошли в среду жизнедеятельности человека. Владельцы заводов не всегда пользовались услугами архитекторов, ограничиваясь приглашением инженеров, которые в конце XIX -начале XX веков постепенно отказывались от архитектурного украшательства.
Минимализм в архитектуре общественных зданий - выставочные павильоны (здания — контейнеры) в г. Кашкай, Португалия
Инженеры, работая без архитекторов, создавали рациональные структуры и планировки. Однако следует признать, что функциональность в них была чрезмерно прямолинейна. Архитектор, обладая особой творческой интуицией, способен совершенствовать предлагаемые ему инженерами решения, выбирать нужные компоненты или адаптировать их путем тонкого, интуитивного процесса трансформации. Он владеет тектонической грамотностью, отсутствующей у инженеров, опирающихся только на расчеты. Однако не все архитекторы в то время принимали технические формы как закономерные элементы среды. Техницизация среды долго воспринималась многими как вытеснение из нее искусств, хотя современную динамично развивающуюся цивилизацию уже со времени становления капитализма часто именуют научно-технической. Прогрессирующие изменения техники и технологий на базе использования научных достижений существенно влияли на все стороны человеческой жизнедеятельности, в том числе и на искусство.
Интерес к техническим формам возник в период второй технической революции (конец XIX в.).
Развивающаяся индустриализация общества стала оказывать влияние и па архитектуру, и на другие виды искусств. Этому свидетельствуют работы архитектурной группы «Баухаус» в Германии и конструктивистов в советской России. Индустриальные образы - в «шестеренке» архитектурного объема клуба им. Русакова, в фасадах гаражей арх. Мельникова, в графических работах Я.Чернихова. «Левые» художники (В. Татлин, В. и Г. Степберги, Н. Габо, А. Родченко, О. Брик, А. Ган и др.) культивировали так называемое производственное искусство. Индустриальный характер проявлялся в работах дизайнеров и даже в моделях одежды того времени. Инженерное и научное мышление конструктивизма изменило архитектурные формы, сделало их логичными. Но новаторские течения по ряду причин в промышленной архитектуре не получили развития. И разработанные по принципам конструктивизма протяженные фасады производственных зданий с навесными горизонтальными стеновыми панелями через определенный отрезок времени сделались морально устаревшим символом промышленности.
Постоянно меняющаяся технология требовала универсального внутреннего пространства. При разработке этого пространства для жилых и общественных типов зданий обычно исходят из особенностей функции, осуществляемой в них. В промышленном строительстве доминирование формообразующей роли однозначной функции, как бы это не показалось странным, менее существенно, чем постоянная ее изменяемость. В связи с этим производственные здания постепенно приобрели простую, но наиболее оптимальную форму «контейнера» или «коробки» с обширным внутренним пространством, пригодным для размещения любой технологии. Идея легко трансформирующейся и приспосабливаемой под различные технологические линии «коробки» прочно установилась и в настоящее время проникла и в гражданскую архитектуру, где тенденция отказа от вычурности, сложности форм сформировалась в архитектурное направление, характеризующееся простотой и чистотой форм — минимализм.
Это направление, стремящееся к крайнему упрощению композиции и пренебрежению декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. Пресыщенность фантазиями на архитектурные темы в последние два десятилетия позволяет воспринимать минимализм как продуманный, рациональный и интеллектуальный стиль. В этом отношении производственные здания со своим минимализмом давно соответствуют современным тенденциям в архитектуре.
30-50-е годы XX в. - время становления историзма в архитектуре. Стало принятым на промышленных предприятиях прятать технические формы за фасадами административных зданий и помпезными входами на территорию заводов. Застройка промышленных территорий малопонятными для архитекторов сугуоо утилитарными объектами инфраструктуры, а также чрезмерное для возможности гармонического упорядочения количество этих объектов привело в это время архитекторов к решению, которое считается одним из важнейших достижений в промышленной архитектуре - к зонированию территории. Объекты инженерной, складской и транспортной инфраструктуры объединяли в одну или две функциональные зоны и размещали на генплане предприятия таким образом, чтобы они не попадали в зону восприятия застройки заводов со стороны селитебных районов и с подъездной магистрали. До настоящего времени существует тенденция прятать инженерные сооружения и коммуникации, размещать их в глубине заводской застройки. Зоны административно-бытовых корпусов и зона производственных корпусов являлись своего рода ширмой. Получалось, что архитектурная организация среды рассчитывалась на прохожих и администрацию завода. Остальные работники в расчет не принимались. Закрывали глаза и на тот факт, что инженерные и складские зоны примыкали к междугородным транспортным магистралям и портили вид подъездов к городам или набережных, если заводы располагались па берегах рек.
Каждая эпоха имеет свои требования, которые влияют на выбор и творческие возможности архитектора. Кроме того на архитектора влияет огромный поток визуальной информации от самых разнообразных объектов, облик многих из которых никак не связывается с традиционной архитектурой. Архитектор в своей творческой работе достаточно восприимчив к огромному объему входящей информации, от которой он, как ему кажется, свободен, когда выбирает компоненты и трансформирует их в проекте.
Архитектор адаптирует эти потоки информации к своему творчеству путем интуитивного процесса, часто не сознавая конкретные источники влияния. Архитектурные ассоциатщи стирают первоначальный контекст и используют образную форму. Обновление визуального языка архитектуры становится важнее ее содержания.
Современный период архитектуры характеризуется повышением интереса к формам, имеющим технический характер, однако, интерес к ним наиболее заметен в объектах гражданской архитектуры. Встречаются и прямые цитаты из технического мира, который вес больше влияет на многие аспекты жизнедеятельности человека. Появляются произведения архитектуры, в которых основной архитектурной темой становятся элементы инженерной системы зданий. Цитаты из индустрии и ассоциации с ней можно усмотреть в образе или в отдельных деталях самых разнообразных по назначению зданий.
Стремление к радикальному обновлению языка архитектуры привело в 70-е годы к формированию стиля «хай-тек», представляющего собой модификацию техницизма. Родоначальником хай-тека сейчас считают арх. Я. Чернихова, оставившего в своих архитектурных фантазиях 30-х гг. композиции зданий и сооружений машинного, технического характера. Одним из первых наиболее заметных сооружений хай-тека принято считать Центр им. Ж. Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. В проекте этого сооружения был использован принцип компоновки зданий для производства микропроцессоров, проектированием которых эти два архитектора занимались до своего участия в конкурсе на Центр им. Помпиду. Упомянутый принцип заключается в максимальном освобождении внутреннего пространства от инженерных и транспортных коммуникаций и размещения их снаружи оболочки здания. В радиоэлектронной промышленности технологические линии меняются и перестраиваются чрезвычайно быстро с периодами, не превышающими и года, поэтому внутреннее пространство должно быть свободным от всего, что не имеет прямого отношения к производственному процессу. Кроме того, в цехах не должно быть деталей, на которых могла бы скапливаться пыль, так как требования к чистоте воздуха для этого производства повышенные. Вынесенные инженерные коммуникации должны быть максимально доступны для периодического осмотра и необходимого ремонта, так как остановки поточного производства из-за перебоев в работе инженерных систем приводят к колоссальным убыткам. Цвета окраски наружных инженерных коммуникаций Центра им. Помпиду приняты в соответствии с международными стандартами, соблюдающимися в промышленном строительстве.
Минимализм в архитектуре производственных зданий — заводы в Португалии [слева], во Вьетнаме [справа]
В подражание выставочному комплексу им. Ж. Помпиду в ряде городов Европы появились административные здания с вынесенными наружу вентиляционными коробами нарочито технического характера и яркой окраской. Пример - здание медицинского факультета технического университета в г. Аахен (Германия). Однако эти подражания не всегда были удачными с архитектурной точки зрения из-за явной нарочитости. Р.Роджерс успешно продолжил проектирование зданий общественного назначения в техническом стиле, чему подтверждение - здание Ллойда в центре Лондона и др.
Архитектура в стиле хай-тек строится на широком использовании индустриальных элементов, и на символическом решении индустриальной темы, на использовании художественно-и конических метафор, образов нефтехимических и других заводов с открытым оборудованием. Основной конструкцией здания служит «этажерка» - объёмный металлический или железобетонный каркас, применяющийся для зданий химических заводов. Для данной архитектуры характерен вынос на фасад элементов транспортных и инженерных коммуникаций (лестниц, лифтов и т.п.), скульпторизация технических элементов. Детали выполнены очень тщательно, здания восхищают своей открытой экспрессией тектоники. Опираясь па сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, стали использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства. Современный хай-тек отличается демонстративным супертехницизмом, и он фактически превратился в очередной декоративный стиль. При этом следует заметить, что элементы, сформировавшие стиль «хай-тэк» имеются на любом промышленном предприятии и в любом производственном корпусе, однако они не получают дизайнерской проработки.
Анализ застройки предприятий основных отраслей промышленности показал, что в формировании среды и общего стиля застройки промышленных предприятий наряду с основными производственными корпусами важную роль могут играть: открыто расположенное технологическое оборудование, а также технологические и инженерные сооружения, формы которых обладают архитектурным потенциалом. Этот, на первый взгляд - строительный «хаос», присущий промышленным предприятиям, обладает подчас неким феноменом, который в теории информации и эстетического восприятия связывает эстетическую ценность объекта с его «неожиданностью». Особенность застройки промышленных предприятий — «необычность, неожиданность» технических форм, приводит к мысли о возможности выработки особого технического стиля застройки, так сказать, - чистого хай-тек, свободного от декоративизма, так как формироваться он будет из функциональных элементов. Согласно теории Моля, объективно анализировать культуру можно путем выборочного изучения ее продуктов... "из потока сообщений, вырабатываемых обществом", можно выделить "некоторый набор элементов, достаточно постоянных, очевидных и однородных, чтобы можно было составить их перечень" и разместить эти элементы в упорядоченной системе [1].
История архитектуры XX века достаточно многообразна, что обусловлено бурным характером развития на сравнительно коротком отрезке времени. Возможность определить путь развития стиля, соответствующий именно промышленной архитектуре, заключается в использовании разнообразных объемов технических сооружений, входящих в объектно-предметный состав инфраструктуры предприятия. Объекты инженерной инфраструктуры более подвижны в планировке предприятия, чем основные здания. Поэтому их размещение можно корректировать, исходя не только из функциональных, но и композиционных соображений. Расположение инженерных зданий, сооружений и коммуникаций практически в любой лоне генерального плана предприятия неизбежно делает их элементами архитектурной композиции, воспринимаемой извне и изнутри застройки предприятия. Роль инженерных коммуникаций и сооружений в застройке промышленных предприятий возрастает, так как совершенствование технологических процессов и требования экологии сопровождаются при реконструкции предприятий усложнением инженерного обслуживания промышленных предприятий. Дизайнерская и архитектурная проработка этих объектов и даст предпосылки для композиционного упорядочения застройки за счет создания эстетического единства в многообразии, что изменит качество среды па промышленном предприятии [2].
Если обратиться к зарубежному опыту строительства промышленных предприятий, то основными отличительными особенностями их застройки являются компактность, качественное выполнение строительных работ и применение качественных материалов для стеновых ограждений. Примечательно также тщательное содержание территории и неоолыпих озелененных участков, а также аккуратное открытое складирование заготовок и готовой продукции. Формы заводских зданий не отличаются разнообразием. Фасадные поверхности, во многих случаях выполнены из металлических гофрированных панелей с интенсивным цветом и яркой эмблемой предприятия. Оригинал ьн ы м объемным решением обладают сооружения предприятий теплоэнергетики, открытое оборудование нефтехимических предприятий, цементные заводы. Характерными элементами промышленных предприятий, специализирующихся на выпуске товаров для городского потребления, являются расположенные на предзаводских территориях выставочные и торговые павильоны, яркие рекламные сооружения и автостоянки для покупателей продукции данных заводов. Поэтому облик предзаводских площадей родственен архитектуре торговых центров. Небольшие предприятия другой специализации, например, занимающиеся сборкой различных машин и механизмов, готовую продукцию размещают перед фасадом, обращенным к междугородной магистрали. В этом - совмещение складирования и рекламы. Такие небольшие заводы - градообразующий фактор и «лицо» малого города, если он не имеет статуса исторического города. Фирмы, заинтересованные в продвижении своей продукции на рынок, стараются привлечь покупателей демонстрацией своей продукции, размещая ее прямо вдоль дороги на фоне производственного корпуса.
Крупные концерны иногда не жалеют средств и заказывают проекты известным архитекторам. Промышленные предприятия проектировали многие известные мастера архитектуры: В. Гропиус, А. Аалто, Э. Сааринен, Ле Корбюзье, А. Якобсен, Р. Роджерс, Р. Пиапо и др. И эта работа отложила заметный отпечаток на их творчестве. Осознав интерес публики к технике, маркетологи для продвижения заводской продукции на рынок делают ставку па «индустрию впечатлений». В конце XX века получил широкое развитие «промышленный туризм». Посетителям заводов интересен не только процесс изготовления известных предметов быта и продуктов питания. Интересна среда предприятий. И, что характерно, интерес к техническому содержанию этой среды настолько превышает интерес к зданиям, в которых она заключена, что их делают прозрачными. Так в Вольфсбурге под Дрезденом выстроен новый сборочный завод концерна Volkswagen под названием «Стеклянная мануфактура». Прозрачными из стекла сделаны почти все стены, как основные, так и внутренние. Из стекла сделаны даже технологические лифты. За процессом производства автомобиля можно наблюдать прямо с улицы, Хотя удобнее делать это изнутри, тем более что вовнутрь пускают всех желающих.
Технический характер застройке промышленных предприятий придают инженерные сооружения, которые активно используются в архитектурных ансамблях промышленных предприятий и городских районов. Особенно это относится к высотным инженерным сооружениям - водонапорным башням, силосам, дымоотводящим трубам. В отдельных случаях и к небольшим наземным и полузаглубленным инженерным сооружениям проектировщики относятся как к полноправным компонентам композиции, формирующим застройку и влияющим на ландшафт. Большинство инженерных сооружений, форма которых жестко обусловлена технологией и конструкцией, носят утилитарный характер. Но они, как правило, отличаются качественным исполнением и культурой эксплуатации, что делает технические формы сооружений внешне приятными. Необычные формы сооружений, отличные от зданий, во многих случаях используются для размещения на них фирменных знаков [3].
Технический стиль промышленных предприятий — заводы в Португалии [слева], во Вьетнаме [справа]
Формы сооружений, диктуемые технологией, аналогичны формам отечественных сооружений - силосные банки, резервуары, газгольдеры и др. Фирмы, специализирующиеся на изготовлении и монтаже отдельных сооружений, разрабатывают для них типовые проекты, унифицированные конструкции и элементы. Примером является финская фирма Велдинг, которая специализируется на производстве трубопроводных систем для промышленных предприятий и для АЭС, наземных стальных резервуаров, стальных дымовых труб и водонапорных башен. Инженерные сооружения, технология которых не предъявляет особо жестких требований к форме, делаются разнообразными в зависимости от архитектурных, градостроительных, ландшафтных, а также рекламных требований. Примером в этом отношении являются водонапорные башни. Этому виду сооружений посвящаются отдельные исследования, где разрабатываются специальные программы для проектирования башен, в которых учитываются вопросы размещения их на рельефе, увязки с окружающей существующей застройкой и ландшафтом, вопросы будущего развития, ограничения технического, юридического и градостроительного характера. Возвышенное положение водонапорной башни позволяет в некоторых случаях придать ей многофункциональное назначение и сблокировать с другими сооружениями и помещениями. Пространство под резервуаром используется для силосов, насосной станции, площадка на кровле бака - для устройства сигнальной и релейной связи, маяков, а при размещении башни в жилом районе -для смотровой площадки, ресторана и т.п.
Из складских сооружений наибольший интерес представляют силосные башни. Башни из монолитного железобетона хорошо корреспондируются по фактуре с глухими объемами производственных корпусов. Примером интересной пластической композиции является цементный завод в г. Дуйсбург-Хемберн (Германия). Здесь над силосные и подсилосные помещения встроены в объемы силосных башен, что не портит пластику последних. Корректно устраиваются открытые склады сыпучих материалов. Они ограждаются подпорными стенками, не допускающими неорганизованной россыпи материала на площадке и перекрываются пространственными конструкциями, создающими выразительные объемы. Газоотводящие трубы выполняются из металла, железобетона сборного и монолитного, стеклопластика и других материалов. Кирпичные трубы не применяются. Трубы с опорной решетчатой конструкцией по облику аналогичны отечественным. Наиболее интересны многоствольные трубы, представляющие собой пластичный объем, как правило, доминирующий в застройке предприятий.
Технический стиль промышленных предприятий производственно-складская зона в Оклзнде [Новая Зеландия], завод в Португалии
В зарубежном опыте заслуживает внимание также то обстоятельство, что мелкие обслуживающие здания делаются в техническом стиле, что увязывает их облик с инженерными сооружениями и снимает масштабный диссонанс, возникающий при размещении мелких зданий рядом с крупномасштабными объемами производственных корпусов. Обслуживающие и вспомогательные здания при инженерных и складских сооружениях выполняются из блоков индустриального изготовления, монтируемых на постаментах. Блоки изготавливаются из металла или пластмасс, имеют яркую окраску и обтекаемые формы. Из них могут компоноваться вспомогательные и обслуживающие здания различных размеров. Примером являются блочные здания, применяемые финской фирмой «Хуурре» на холодильных складах. Эти блоки предназначены для различных функций: размещения машинного отделения склада, компрессорных, баков для жидкостей, насосов, электрощитовой, помещения для автоматики, бытовых помещений и др. Применяются как одиночные блоки, так и составленные из них группы, пристраиваемые к основному зданрно, или соединяемые с ним переходом.
Техническая эстетика до недавнего времени была преимущественно областью творчества дизайнеров. Однако, деятельность дизайнеров охватывала предметы среды, непосредственно связанные с человеком. На промышленных предприятиях они разрабатывали руч ной инструмент, рабочие элементы станков, машин и различных установок, пульты управления, кабины крановщиков - все то, что связано с эргономикой. Они учитывали в форме этих элементы наилучшие условия для захвата рукой рычагов, ручек, кнопок и т.п., для наиболее удобного иолол-сения корпуса тела, рук, ног в зависимости от особенностей рабочего места у станка, стола, пульта, в угольной шахте, в кабине водителя и т.д. Дизайнеры не работали с формой градирни, газгольдера, бункера, силосной башни и другими формами, не обусловленными эргономикой. Эти объекты проектируются и создаются строительными методами, а, следовательно, они связаны с архитектурой. Инженерные сооружения - элементы, в функционировании которых человек или вообще не принимает участия, иди его присутствие носит эпизодический характер, не получали достаточного внимания со стороны архитекторов, которые в большинстве случаев инженерные сооружения рассматривали как второстепенные, портящие застройку, объекты, и при помощи традиционного последовательно-глубинного зонирования территории размещали их на задворках предприятий.
Готовые к отправке изделия завода, складируемые на фоне главного фасада — реклама готовой продукции и своеобразный дизайн производственной среды, Португалия
Термин «техницизм» в свое время придумали как антитезу некоей, абстрактной «человечной» среде. Хотя, что понимать под человечностью, не совсем понятно, так как противники техницизма даже в собственном жилище используют полтора-два десятка предметов техники и без них уже не мыслят своего существования. То, что создано человеком, не может быть чуждо его природе. Некоторые теоретики, признавая, что «технический прогресс, несомненно, будет и впредь оказывать влияние на развитие архитектуры», утверждают; «Рожденные в ходе научно-технической революции технические формы выражают пафос промышленной и научной революции, но новых человеческих значений они еще не обрели и образуют отвлеченный мир геометрического и технического совершенства»[4]. Инертность в восприятии изменившейся среды несомненно явление преходящее. С течением времени роль техники в формировании эстетических вкусов, и, в частности, в становлении современной архитектуры постепенно стала признанной. Еще Миес Ван дер Роэ призывал к непринужденности в отношении к технике: «Технику не возвышают и не маскируют: она соответствует различным местным условиям, принимается как само собой разумеющееся» [5J. Всеобщая техницизация среды обитания человека влияет на формирование эстетических норм и понятий, меняет восприятие архитектурных форм современным человеком. Так, Ф. Гибберд писал: «Специфические инженерные сооружения и открытые установки не поддаются никакой маскировке. Любой вид «архитектурного оформления» среди этих установок производит нелепое впечатление... Градирни, котельные, дымовые трубы и другие элементы могут сами по себе быть красивыми. Из их сочетания может быть создана прекрасная композиция....архитектурное решение может быть основано на функциональном назначении зданий и типе принятой конструкции; нет необходимости добиваться каких-то особых архитектурных эффектов, т.к. в конечном счете индустриальный ансамбль сам по себе выразителен и скорее нуждается в смягчении, чем в подчеркивании объектов. Мелкие сооружения в общей картине важнее крупных, так как именно они создают тот контраст по характеру и масштабам, который придает наибольшую выразительность всему ансамблю». М.Г. Бархин писал: «образ Эйфелевой башни, образ Московской телевизионной башни, образ Крымского моста, образы множества других, чисто инженерных сооружений созданы не по «законам» архитектуры, а по законам строительной механики. И все-таки образы их бесспорно художественны» [6].
Производственно-складские здания в стиле «минимализм» Московская обл. Подольский район
Традиционно долгие годы считалось, что техни-цизированная среда па человека может оказывать только отрицательное и даже стрессовое влияние[7]. Поэтому в теоретических работах по архитектуре промышленных предприятий в период 70 -80 х годов, как правило, решалась проблема «снижения» влияния технической среды на человека. Практически у всех исследователей проблемы взаимодействия работника и производственной среды отмечалась необходимость введения в архитектуру производственных зданий элементов человеческого масштаба, а архитектуру административно-бытовых и других зданий, формирующих предзаводские площади, предлагалось рассматривать как элемент переходного масштаба от селитебной застройки к промышленной. Однако такой подход нельзя считать универсальным. Он был актуален для первой половины прошлого века, когда па производстве преобладал пролетариат, то есть контингент, сформировавшийся из малообразованных молодых людей, в основном выходцев из села. Возможно иное направление в эстетическом формировании среды трудовой жизнедеятельности человека па производстве, исходящее из предпосылки, что работники технических профессий могут положительно воспринимать сформированную дизайнерами техническую среду, не обязательно корреспондирующуюся с селитебной застройкой. При этом архитектурную увязку промышленной и селитебной застройки не предлагается исключить, но рассматривать как всего лишь один из приемов проектирования, применяющихся в градостроительстве, а не как непременное условие.