ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин выступил на Международном научно-практическом симпозиуме, организованном НИУ МГСУ

Глава Минстроя России Ирек Файзуллин принял участие в Международном научно-практическом симпозиуме «Будущее строительной отрасли: вызовы и перспективы развития – 2024», который состоялся в Московском государственном строительном университете. В рамках мероприятия Министр Ирек Файзуллин осмотрел выставочную экспозицию, принял участие в заседании Попечительского совета НИУ МГСУ, который прошел...

Запущен новый курс профессиональной переподготовки для владельцев дальневосточных и арктических «гектаров»

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) совместно с Приморским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) инициировали курс профессиональной переподготовки для участников программы «Гектар». Цель курса — содействовать запуску предпринимательских и сельскохозяйственных проектов на предоставленных участникам земельных уча...

Якутия, Хабаровский край и компания «Порт Эльга» заключили соглашение о совместной реализации проекта по строительству Тихоокеанской железной дороги

На Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024) было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в реализации инвестиционного проекта «Тихоокеанская железная дорога». Документ подписали Глава Якутии Айсен Николаев, врио Губернатора Хабаровского края Дмитрий Демешин и генеральный директор компании «Порт Эльга» Евгений Диев. Проект «Тихоокеанская железная дорога» соединит угольный морской те...

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики примет участие в строительстве морского порта Найба в Якутии

В рамках Восточного экономического форума-2024 было подписано соглашение о сотрудничестве между Якутией и КРДВ. Документ скрепили своими подписями премьер-министр Якутии Кирилл Бычков и заместитель генерального директора АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Кирилл Каменев. «Создание глубоководного порта Найба в Булунском районе Якутии обеспечит круглогодичную безопасность судоход...

На сайте Минстроя России запущена информационная страница по искусственному интеллекту в строительной отрасли

В рамках страницы можно ознакомиться с реестром самых эффективных ИИ-решений, разработанных с учетом потребностей строительной отрасли, образовательными программами в сфере искусственного интеллекта для специалистов строительной отрасли, методологией оценки проникновения ИИ в строительную отрасль. Также здесь будут публиковаться новости о развитии искусственного интеллекта в строительстве и жилищн...

«Остров Мечты» начинает строительство малого концертного зала для театральных постановок и мюзиклов с бюджетом в 2,5 миллиарда рублей

Культурно-развлекательный кластер «Остров Мечты» продолжает масштабное развитие своей территории и анонсирует начало строительства третьего концертного зала, который сможет вместить 1300 зрителей. На новой сцене будут проходить театральные постановки и мюзиклы, как собственного производства, так и от внешних партнеров. Зал будет построен по уникальной "театральной" технологии и оборудован современ...

25 Июня 2013

Человек и архитектура. Для кого проектирует архитектор?

Человек и архитектура. Для кого проектирует архитектор?
Организация объединенных наций (ООН) разработала и приняла в 1995 г. индекс человеческого развития (ИЧР) в качестве показателя социально-экономического развития государства. Он синтезирует: доход на душу населения, уровень образования взрослого населения и среднюю продолжительность жизни. Этот балльный показатель, дающий интегральную и итоговую характеристику социально-экономического развития государств, ориентирован на человека как на меру и результат деятельности правительства и, по мнению разработчиков должен был заменить ВВП (валовой внутренний продукт на душу населения) - показатель, выраженный в долларах США и пересчитанный в соответствии с индексом паритета покупательной способности валют на душу населения в год.

Однако, всего через без малого два десятилетия индекс человеческого развития остается известным только немногим любознательным, читающим доклады ООН и другую специальную литературу. Главная причина проста: политикам невыгодна замена показателя ВВП на ИЧР, так как с его введением многие государства, считающиеся высокоразвитыми, должны будут уступить место в рейтинге наиболее благополучных стран тем государствам, которые проводят сильную и широкомасштабную социальную политику, ориентированную в первую очередь на удовлетворение нужд и потребностей граждан.

В проектировании - аналогичная картина. Результаты архитектурной деятельности, как утверждали многие, в том числе и некоторые великие зодчие, также должны быть ориентированы на человека как на «меру всех вещей». Однако, так ли это? Какого на самом деле человека имеют в виду архитекторы, создавая все новые и новые формы для различных зданий и сооружений, соревнуясь друг с другом в оригинальности замыслов?

2
Архитектура на протяжении столетий создавалась не для людей в широком понимании этого слова, а для узкой
 группы властителей. Для духовной власти - храмы, для светской власти - дворцы и замки


В эпоху Возрождения архитектуру создавали для идеального человека, нарисованного Леонардо да Винчи. В своей книге «Модулер» Ле Корбюзье для проектирования за образец человека принял английского полицейского. Создатели идеальной среды для человека предлагали: фаланстеры, города - сады, дома - коммуны, город Солнца на месте исторических кварталов Парижа и т. д. Но, следует признать, что люди во всех этих утопиях - это народная масса, в сущности уподобляемая обитателям муравейников. Характерно, что один из великих итальянских архитекторов - Ф. Брунеллески, пытаясь создать на территории Флоренции образцовую архитектурную среду для воспитания новой породы людей, всю повседневную жизнь задумывал разместить в подземных ярусах своих ансамблей, чтобы люди своей суетой не обезобразили задуманных им прекрасных общественных пространств.

Требования к изменению профессионального мышления архитекторов при попытках рассматривать архитектуру в качестве физического контекста человеческой жизни выдвигали прагматики чикагской архитектурной школы, практиковавшей в конце XIX века. Они осознавали, что причина нежелания заниматься рутинными объектами городской среды, предназначенными для обывателя, лежит в традиционном профессиональном мышлении, которое увековечило особую роль архитектора как «мессии», несущего людям красоту. Американский философ Дьюи в это время констатировал: «в архитектурной профессии существует деление на «высокую архитектуру» для избранных и «здания для простых людей».

В СССР, где государство управляло всеми жизненными процессами, в том числе и архитектурой, объекты строительства были классифицированы по уровню их архитектурно-художественных качеств, причем этот уровень устанавливался в зависимости от функционального назначения здания или сооружения. Классификация, предложенная видным советским архитектором А.Г. Мордвиновым, подразделяла сооружения на: «массовые» (жилые дома, школы, больницы), «значительные» (театры, музеи) и «монументальные» (мавзолеи, храмы) (доклад «Художественные проблемы советской архитектуры» на VI сессии Академии Архитектуры СССР). Минимум «художественного» был отмерен для массовых сооружений, где художественные задачи должны были решаться «хотя бы в самой элементарной форме», хотя в идеале любые здания (как было отмечено в докладе) «вплоть до подсобных хозяйственных построек должны быть в поле творческого внимания ведущих архитекторов». Эта классификация объектов строительства в дальнейшем широко применялась в текстах различных постановлений партии и правительства.

Самый обобщенный исторический взгляд на строительство показывает, что архитектура на протяжении столетий создавалась не столько для людей в широком понимании этого слова, сколько - для узкой группы властителей. Для духовной власти - храмы, для светской власти - дворцы и замки. Для различных учреждений, обеспечивающих государственное правление, - здания парламентов, ратуши и т.п., для защиты правителей различных рангов - крепости и монастыри. Архитектура для господствующих слоев человеческого общества нам наиболее известна из истории и более интересна, чем скромная архитектура для других членов общества, тем более, что архитектура властителей лучше сохранилась. Она создавалась на века из наиболее долговечного материала всех времен - природного камня. Архитектура простого жилища была из менее прочных материалов, более доступных и менее сложных при обработке, но с коротким жизненным сроком.
34
В странах Европы и Америки, начиная с времен древней Греции, для многих значительных зданий основными 
характерными элементами служат портики с колоннами и купола. Театры - так называемые «храмы искусств»
 традиционно возводятся в формах греческого храма


Для архитектурных форм, рожденных для богов, правителей и их сателлитов, были выработаны определенные каноны. Так, богатейшая культура классицистической архитектуры развивалась и повторялась, используя архитектурный язык классического греческого ордера. В архитектуре храмов, начиная с Греции, и большинства правительственных зданий стран Европы и Америки основными характерными элементами служат портики с колоннами и купола. Интересно, что на протяжении столетий они морально не устаревают, а только чаще или реже применяются. Можно выделить периоды, в которые они главенствуют в формообразовании: древняя Греция - Римская империя - европейский Ренессанс - ампир - русский ампир - историзм - отдельные здания современной (по времени, а не по стилю) архитектуры. В средние века храмы и ратуши получили готические формы, как правило, островерхие и с характерной обильной деталировкой. Эти формы, возникшие в XIII - XIV веках также время от времени повторялись: неоготические соборы в старом и новом свете, неоготические высотные здания конца XIX - первой половины XX века в США, «сталинские высотки» 50-х годов, современные аналоги «сталинских высоток» в Москве. Формы храмов переносились и на здания театров и музеев, и, по-видимому, из-за этого их именовали «храмами искусств».

В XX веке функция и конструкция стали признанными источниками новых форм в архитектуре. Но это было не новостью, а аналогом старой формулы Витрувия: «польза и прочность». Функция определяла формы зданий и сооружений с древних времен. Формы греческих театров, стадионов, римских терм - функциональны. Даже их руины выражают технологию процессов, в них происходивших. Поэтому они нам понятны и вызывают эстетическое восхищение. Наряду с функцией конструкции определяли архитектурные формы. А конструкции в свою очередь зависели от строительных материалов. Тысячелетиями фактически единственным основным конструктивным материалом, сформировавшим известные архитектурные стили, был природный камень. На архитектурную форму влияла однородность материала, применяемого для различных частей конструктивной системы здания. Доминирующими конструктивными особенностями камня являются способность выдерживать значительное сжатие и плохая работа на изгиб. Но именно такими свойствами природного камня сформирована стоечно-балочная система, применявшаяся со времен древнего Египта. Вершиной конструирования из природного камня явилась готика. Но готическая конструктивная система была чрезвычайно сложна и работа с ней подчинялась только высококлассным специалистам, составлявшим немногочисленные замкнутые профессиональные кланы, строго хранившие и не разглашавшие под страхом сурового наказания свои строительные секреты. Время возведения готических построек растягивалось на десятилетия и даже столетия. Это привело к возврату архитектуры к более простым формам. Ведущие позиции занял Ренессанс. Начиная с этого периода архитектурные стили стали или повторением прошлого, или откровенно декоративными, имитирующими детали и конструкции из природного камня[1]. Они различались фактически только характером декора (барокко, рококо, эклектизм и т.п.) стены, которая стала основным объектом творчества архитекторов.

56
Готические формы, возникшие в XIII - XIV веках, время от времени повторяются: неоготические
 соборы в старом и новом свете, неоготические высотные здания конца XIX - первой
 половины XX века в США, «сталинские высотки» 50-х годов

7
Это - не готический замок, это - университет в Глазго, построенный совсем недавно в 1953 г.

Можно утверждать, что до XIX века одними из главных факторов формирования архитектурных стилей и форм явились: природный камень, как основной конструктивный и отделочный материал, и властительные и состоятельные заказчики в лице фараонов, королей, герцогов, жрецов, пап, епископов и других светских и религиозных правителей. Только, начиная со второй половины XIX века, камень в несущих конструкциях окончательно сменили железобетон и металл.

В XIX веке при смене социальных формаций возникли новые заказчики - крупные предприниматели, и новый конструктивный материал - металл. Влияние этих новых факторов на архитектуру породило каркасные офисные здания и многофункциональные общественные комплексы, включающие помимо офисов гостиницы и театры. Это направление первоначально получило развитие в США, где инициаторами выступили представители сталепрокатной промышленности, искавшие рынки сбыта для своей продукции.
Направление получило наименование «коммерческий стиль». Архитекторы, разрабатывая структуру здание со стальным каркасом, еще не отказывались от украшательства и облекали каркас в романтическую оболочку неоготики или неороманского стиля. Выбор стиля определялся предпочтениями заказчиков, которые представляли собой элиту американского общества Изобретение лифта позволило зданиям подняться на недосягаемую доселе высоту. Родился американский небоскреб. По высоте с ним могли сравниться только готические соборы средневековья, у них он и позаимствовал архитектурные детали.

Мис ван дер Роэ - ученик и последователь Люисс Салливена и других архитекторов, стоявших у истоков разработки архитектуры небоскребов начала ХХ века - в 40-50-х г.г. выдвинул идею "универсальной архитектурной формы" (т.е. единого внутреннего пространства, дающего максимум возможностей для различного использования интерьера). Он полностью очистил фасады небоскребов от декора. Для построек Мисс характерен прямоугольный объем, нерасчлененное внутреннее пространство и наружное ограждение на стеклянных панелей. Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками Облик этих зданий, навесные стеклянные стены которых расчленены прямоугольной решеткой металлического каркаса, как правило, не зависит от их функционального назначения.

Постройки Мис ван дер Роэ оказали революционное влияние на архитектурные формы XX века. . Однако массовые подражания архитектуре этого мастера до сих пор вызывают обвинение архитекторов в строительстве «коробок», но предъявлять его следует тем, кто бездумно повторял мисовские работы. Исследование же самого архитектора касалось другого - поиска не формы, а языка. Форма для Мис ван дер Роэ была вторична, первична же - структура, в ней он искал образность. Он был у истоков того, что явилось в результате интернациональным стилем, подчинявшимся не средовой или исторической подоплеке, а общим универсальным принципам. Концепция Мис ван дер Роэ была связана только с металлом и не охватывала архитектуру железобетона - материала более подходящего для создания пластических форм.

Активная разработка архитектуры для человека, а. вернее, - для широких масс началась в период разрастания кардинальных социальных преобразований в Европе
первой трети XX века, особенно в Германии и России. В этих странах новаторские архитектурные течения породили конструктивизм, функционализм и их разновидности. Многие элементы, традиционно иределявшие внешний облик архитектуры на протяни веков, в том числе повсеместное употребление сических ордеров, были поставлены под сомнение, так лепные украшения фасадов не соответствовали шческим реалиям Отринув их, архитекторы переломили многовековую традицию. Здания получили ие очертания и компактные формы. У истоков вого стиля был Баухаус, теоретические посылки которого часто сводились к лозунгу функционализма (что утилитарно и удобно, то и красиво). Идеалом представителей Баухауса была полная демократизация пространства, частная собственность, по мнению архитектора В. Гропиуса и его коллег, должна была исчезнуть. Жилые здания и прилегающие к ним территории должны были стать воплощением ясной геометрии и новой концепции жизни - социальной. Это также была предметная и пространственная реализация концепции «века техники». Машина была инструментом создания искусства, искусство должно было стать доступным, массовым и рациональным. Город - представлять собой результат равномерной, но разнообразной застройки сборными многоэтажными зданиями, регулярной транспортной сети и общественной территории, очищенной от частных вилл и дворцов. Характер такого города определялся не только плоскими крышами и вертикально-горизонтальными членениями фасадов -он непосредственно зависел от созданных в нем условий проживания для широких слоев населения.

В России аналогичный процесс проявился в конструктивизме - возникшем как течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть во внешних формах экспрессию современных конструкций. Большинство тех,  кто примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны. Конструктивисты ставили «своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей... Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры» (A.M. Ган «Конструктивизм», 1922).

910
Постройки Мис ван дер Роэ оказали революционное влияние на архитектурные формы XX века. Однако массовые подражания архитектуре этого мастера до сих пор вызывают обвинение архитекторов в строительстве «коробок»

Конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения очистили стены зданий от декора. Однако в России архитектурному авангарду противостояли группы архитекторов, отстаивающие право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции и Риме. Они получили поддержку у заказчика проектов, которым было государство в лице высокопоставленных чиновников, которым конструктивизм был непонятен. В начале 1930-х годов, когда в значительной степени изменилась политическая ситуация в России, авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом. На смену строгому революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко, неоклассицизма и «сталинской» готики. После второй мировой войны первейшей задачей стало восстановление разрушенных войной городов и селений. Первоначально восстановление велось путем возведения зданий с традиционным декором, что сдерживало его темпы. Поэтому, обвинив архитекторов в излишествах, отдали программу возведения жилья для народа в руки конструкторов, которые архитектурный облик жилых зданий довели до крайнего аскетизма. Можно сказать, что по заказу народа, оставшегося без какого-либо жилья (но без его ведома), страну заполонили так называемые хрущевские пятиэтажки, конструкции для которых изготавливались заводским способом. В их облике специалисты могут узреть сильно вульгаризированные идеи конструктивистов. Но выполненные неквалифицированными рабочими из некачественных сборных деталей, они вообще дискредитировали возможность вспоминать об архитектуре при взгляде на эти здания. Для чиновников, в ведении которых находилось строительство, эстетика была наименьшим по важности, а также, в соответствии с указаниями партии и правительства, вредным фактором. Идеи изменения жизни народа к лучшему, исходившие от конструктивистов, обернулись в 50-е, 60-е годы гомогенным образом города.
11
Идеи прогрессивного изменения архитектуры, исходившие
 от конструктивистов, обернулись впоследствии гомогенным
образом города

 
Наряду с новаторскими группами на архитектурные формы в течение многих десятилетий XX века называли сильнейшее влияние отдельные выдающиеся архитекторы-новаторы. Например, Ле Корбюзье, так как наряду с модернистской направленностью архитектуры в его творчестве были очень яркие постижения   образности,   которые исследователи отнесли к направлению романтического модернизма. Ряд последователей продолжили направление, задание Ле Корбюзье, значительно развив и осовременив его художественный язык. Можно назвать, например, американского архитектора Ричарда Мейера, оказавшего впоследствии существенное влияние на развитие архитектуры 90-х годов. В своём творчестве он стремился к максимально возможному обнажению структуры и ясности архитектурных конструкций. Работы Мейера можно узнать по характерным прямолинейным элементам и белому цвету внешней отделения как естественной составляющей окружающего пространства.

Однако, формальное следование теоретическим посылкам мастеров-новаторов не всегда приводило к желаемым результатам. Например, концепция архитектуры нового времени Ле Корбюзье, сформулированная в двадцатые годы и заключавшаяся в несложных правилах, названных «Пять отправных точек архитектуры»:

1. столбы-опоры (здание приподнято над землей на столбах-опорах),

2. плоские крыши-террасы,

3. свободная планировка,

4. ленточные окна
(благодаря каркасной конструк-здания окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада),

5. свободный фасад, (опоры устанавливаются вне плоскости фасада, поэтому наружные стены могут быть из любого материала и принимать любые формы).

Надо признать, что влияние этой концепции значительно сказалось на строительстве в Советском Союзе. Из пяти правил, по крайней мере - три, или даже -четыре стали основными направлениями проектирования производственных зданий с навесными ленточными фасадами. Влияние правил Корбюзье также можно усмотреть и в навесных фасадах жилых домов упомянутых пятиэтажек времен правления Н. Хрущева. Правила превратились в догму и, многократно повторенные в тысячах некачественно выполненных построек, в скором времени морально устарели. Поистине прав поэт, протестовавший против попыток «алгеброй разъять гармонию».

Техницистическое мышление конструктивизма, всемирное распространение интернационального стиля изменили архитектурные формы, сделали их логичными с точки зрения упрощения связей объемов и порождающих их конструкций. Но их моральное старение привело к тому, что во второй половине XX века формы снова стали изменяться. Архитекторы попробовали обнажить не только конструктивную систему, но и инженерную инфраструктуру здания. В городской среде это было осуществлено впервые при строительстве выставочного Центра им. Помпиду в Париже. Авторы при проектировании, по-видимому, не имели в виду простой народ. Но народ признал здание своим. Оно спонтанно получилось именно для народа. В начале существования этого Центра площадь перед ним ежедневно заполнялась большой толпой, в которой активно функционировали музыканты, акробаты, лотошники с пивом и сладостями и т.п. Причем в толпе были не столько посетители выставок Центра, сколько - просто «тусовщики».

1213
Ряд последователей продолжили направление, заданное Ле Корбюзье, значительно развив и
осовременив его художественный язык

1415
Ряд последователей продолжили направление, заданное Ле Корбюзье,
значительно развив и осовременив его художественный язык

 Сейчас архитектура этого здания продолжает собирать большое количество народа, хотя в меньшей степени, чем ранее, когда толпу привлекло эпатажное архитектурное явление: посреди буржуазной застройки одного из центральных районов Парижа воздвигли завод! Причем не обычный завод, где производственный процесс спрятан за высокими стенами, а скорее всего - завод химический с его открытыми установками и коммуникациями. Роджерс и Пиано - авторы этого шедевра перед участием в конкурсе много лет проектировали заводы для электронной промышленности, где конструкции и инженерную инфраструктуру выносили наружу за стены зданий, чтобы максимально освободить внутреннее пространство для постоянно меняющейся технологии, а также для уменьшения скопления пыли на всяких выступах, вредной для точного производства. Функция выставочных залов - аналогична, для нее требуется также максимально свободное пространство и чистота воздуха для сохранности картин. Теоретики зафиксировали появление нового стиля в архитектуре и назвали его - хай-тек. Хотя, строго говоря, к хай-теку скорее можно отнести чистые и точные в деталях конструкции зданий Мис ван дер Роя. Роджерс позднее построил в Лондоне подобное по архитектуре здание для офисов страховой компании Ллойда. Но это уже было здание с другой функцией. Да и прием - эпатажный для Парижа, в Лондоне не произвел такого же впечатления на английскую публику.

Открытое применение приемов, характерных для производственных зданий можно рассматривать как признание существования такой отрасли зодчества как промышленная архитектура, долгое время не принимаемая во внимание в процессах формообразования. Производственная среда наибольшим образом связана с техникой, так как она порождена ею, и сама же ее создает. В отличие от архитектуры жилых и общественных зданий, определяемой общественно-экономическими отношениями в обществе, развитие промышленной архитектуры определяется изменениями внутри системы «человек-техника» и изменениями технологических способов производства. В этой системе наиболее динамичный элемент - техника. Перемещения трудовых функций от человека к технике вызывают изменения в технологических способах производства. В длинном периоде развития производственных процессов от начала применения простых орудий труда ремесленником до возникновения первых станков не было специальных зданий. Труд осуществлялся в помещениях, входящих в состав жилых и общественных зданий. На этапе развития машинного производства возникло противоречие между формами и размерами гражданских зданий и производством, размещаемым в них. Возникли первые здания для промышленности. И хотя они уже имели габариты, отличающие их от общественных зданий, декор их стен еще повторял архитектурные элементы замков, башен и т.п., так как таким образом производственные здания пытались увязать с гражданской архитектурой. На усложняющемся производстве развивалась инженерная инфраструктура с ее сооружениями необычных форм, не корреспондирующихся с гражданскими зданиями. До настоящего времени существует тенденция прятать инженерные сооружения, размещать их в глубине заводской застройки. Это можно рассматривать как пережиток рпода заимствований из гражданской архитектуры, юнимания технической сущности архитектуры промышленных предприятий.

Многие архитекторы внедрение техницизма в архитектуру воспринимали без излишних эмоций. Так, Мис Ван дер Роэ призывал к непринужденности в отношении к технике: «Технику не возвышают и не маскируют; она соответствует различным местным условиям, принимается как само собой разумеющееся. По мнению Р.Вентури: «не следует пытаться повышать эстетический уровень повседневности, нужно принимать его таким, каков он есть». Промышленные предприятия проектировали многие мастера архитекторы: В. Гропиус, Э. Сааринен, Ле Корбюзье, А.Якобсен, Р. Роджерс, Р. Пиано и др. И эта работа отложила заметный отпечаток на их творчестве. Осознав  интерес публики к технике, маркетологи  для продвижения заводской продукции на рынок делают ставку на «индустрию впечатлений». В конце века получил широкое развитие промышленный Посетителям интересен не только процесс изготовления известных предметов быта и продуктов питания. Интересна среда предприятий. И, что характерно интерес к техническому содержанию этой среды настолько превышает интерес к зданиям, в которых она заключена, что их делают прозрачными.  Так в Вольфсбурге под Дрезденом выстроен новый завод концерна Volkswagen под названием «Стеклянная мануфактура». Прозрачными из стекла сделаны почти все стены, как основные, так и внутренние. Из стекла сделаны даже технологические лифты. За процессом производства автомобиля можно наблюдать прямо с улицы. Хотя удобнее делать это изнутри, тем более что внутрь пускают всех желающих.
Современный период архитектуры характеризуется повышением внимания к формам, имеющим технический характер, однако, интерес к ним наиболее заметен в объектах гражданской архитектуры. В условиях технического прогресса возникают различные, диаметрально противоположные направления в архитектуре. С одной стороны, как реакция на последствия чрезмерной индустриализации и типизации в строительстве - тяготение к возрождению старых форм. С другой стороны, появляются произведения архитектуры, в которых основной архитектурной темой становятся элементы инженерной системы зданий. Архитекторы, если можно так выразиться, ориентируются на красоту хаоса недостаточно понятного им информационно перенасыщенного пространства. Прямые цитаты из индустрии и ассоциации с ней можно усмотреть в образе или в отдельных деталях самых разнообразных по назначению зданий. Отработавшие свой век заводы привлекают внимание архитекторов необычными, нестандартными формами своих зданий и сооружений. Реконструкция и приспособление для нового назначения заводов получили распространение в Западной Европе, а в последние годы и в России. Техницизированная среда промышленных предприятий, в том числе элементы ее инфраструктуры оказывают влияние на архитектуру отдельных общественных зданий и на формирование городской среды, что косвенно указывает на еще не выявленный в полной мере творческий потенциал промышленной архитектуры.

16
Концепция архитектуры нового времени Ле Корбюзье заключалась в несложных правилах, названных «Пять отправных точек архитектуры».
Влияние этой концепции значительно сказалось на строительстве в Советском Союзе. Из пяти правил, по крайней мере - три,
 или даже - четыре стали основными направлениями проектирования производственных и административных зданий с навесными ленточными фасадами

18
Архитекторы пробуют обнажить не только конструктивную систему, но и инженерную инфраструктуру здания

В XXI веке окончательно утвердился современный заказчик - инвестор. Материалы для конструкций сейчас настолько разнообразны по своим свойствам, что уже не приходится говорить об их влиянии на архитектурный стиль. Теперь новую архитектуру формирует только капитал. Он и раньше присутствовал в заказах королей и епископов, но эти заказы
были направлены на создание сооружений с определенными функциями. Теперь же на первом месте -престиж, имидж, и все что угодно, необходимое для создания зданий ультравысоких, или ультрасовременных по форме. Сегодня обновление визуального языка архитектуры становится важнее ее содержания. Функция - второстепенна для капитала. В его сооружениях может размещаться все: жилье, гостиницы, офисы, торговые центры, спортивные сооружения и т.д., причем во многих случаях - все вместе в одном объеме. Многофункциональные здания небоскребов непомерно увеличились и стали вмещать в себя целые города с полным набором всех городских служб и с этажами, предназначенными для зеленых садов.
2021
Газгольдеры современные и построенные в конце XIX века. Декор стен последних еще повторял
архитектурные элементы замков, так как таким образом технические сооружения пытались скрыть
 или увязать с гражданской архитектурой

Архитектурные направления теперь изменяются так часто, что уже перестали поддаваться классификации. Изучение особенностей формирования радикально новых течений конца XX века позволило установить феномен разрыва с предшествующими архитектурными направлениями. Конструктивистские формы ломаются, изгибаются, наклоняются самыми изощренными способами; функциональные технические элементы обнажаются без оглядки на архитектурные традиции. Теоретики архитектуры в поисках новых направлений формообразования обратились к методам лингвистики, семиотики, и других наук и тем самым слишком отдалились от практики. Их можно оценивать в качестве учебных методов развития архитектурной фантации у студентов. Народ в широком понимании этого слова - снова забыт.

На путях разработки методов архитектурного формообразования уход в деконструктивизм и так называемую архитектуру - явление преходящее. Это соревнование архитекторов в поисках экстравагантных форм демонстрация беспредельности архитектурной и почти неограниченных возможностей современной строительной техники. Архитекторы проективности, для своей славы, используя деньги инвесторов.   Однако, концептуальные направления все же могут иметь отношение исключительно к кругу единичных объектов, претендующих на исключительность в силу своей особой функции. Трудно вообразить, что сооружения, подобные музыкальному им. Уолта Диснея в Лос-Анжелесе Френка Гери, или архитектурные фантазии, созданные Захой Хадид, станут часто встречающимися. Все-таки не они в большинстве случаев формируют реальную среду обитания человека. Абстрактная разработка образов должна быть дополнена сознанием взаимосвязи этих образов с вещественной средой, окружающей человека.
23
Административное здание - Лондон

22
Центр энергетических технологий, Нинбао - Китай


Существующий международный арсенал признанных шедевров, с которыми архитектор знакомится сначала в процессе обучения профессии, а затем или параллельно - в натуре, оказывает существенное влияние на его творчество. Но на него влияет также огромный поток визуальной информации от самых разнообразных объектов, облик многих из которых никак не связывается с традиционной архитектурой. Материальный мир с его визуальными качествами является наиболее конкретным и постоянным источником архитектурных идей. Отрыв от реальности с ее новизной и многообразием приводит к демонстрации изощренных образов, выраженных средствами, порожденными манией величия.

Архитектор в своей творческой работе восприимчив к огромному объему входящей информации, от которой он, как ему кажется, свободен, когда выбирает компоненты и трансформирует их в проекте. Он адаптирует эти потоки информации к своему творчеству путем тонкого интуитивного процесса, часто не сознавая конкретные источники влияния. Архитектурные ассоциации стирают первоначальный контекст и используют образную форму. Поэтому мы не можем, н

Кол-во просмотров: 15493
На правах рекламы
Яндекс.Метрика