Напомним, право провести ЧМ-2018 Россия получила в декабре 2010 года, и изначально в ее заявку входили 13 городов: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи, Краснодар и Екатеринбург. Уже тогда было известно, что в итоге право принять у себя турнир получат 10 или 11 городов. В итоге чемпионат пройдет в 11 городах и на 12 стадионах, которые выбрала Международная федерация футбола. Вне списка ожидаемо оказался Ярославль и неожиданно - Краснодар.
Предполагалось, что ФИФА (Международная футбольная ассоциация) беспристрастно, без откатов и прочих хитросплетений выберет тех, у кого будут не только арены необходимой вместимости, но и вся необходимая инфраструктура: отели, дороги, сервис, рестораны, пабы, ж/д и транспортные развязки, уровень компетентности местной власти и полиции и т.д.
Москва
В настоящий момент в столице функционирует лишь два стадиона, отвечающие высоким стандартам FIFA. При этом оба в настоящий момент не могут принимать матчи Чемпионата мира. В «Лужниках» после возведения козырька не растет натуральный газон, а «Локомотив» не отвечает требованиям по вместительности.
Параллельно в Москве строится еще 3 стадиона: «Спартак», «Динамо» и ЦСКА. Такие мощные корпорации, как «ЛУКОЙЛ» и «ВТБ-24» финансируют возведение этих объектов, но пока строительство ведется крайне вяло. Лишь будущий стадион «Спартак» на Тушинском поле продвинулся далее фундамента.
Про инфраструктуру говорить в восторженных тонах не приходится: столица до сих пор лишь частично освоила стандарт связи 3G, даже умеренные по силе дожди затапливают городские улицы, а шикарные отели нивелируются отсутствием парковок и бесконечными пробками.
Санкт-Петербург
Федеральные власти, питерские чиновники и "Газпром" усиленно пытаются спихнуть достраивание стадиона "Зенита" друг на друга. Не ускоряют процесс строительства и бесконечные перепланировки, смена подрядчиков и редактирование бюджета. В настоящий момент ведется возведение лишь чаши арены.
Про проблемы инфраструктуры и городского хозяйства Санкт-Петербурга, помноженные на сложные климатические условия, знают, кажется, все.
Однако можно не сомневаться, что Питер, находящийся на особом счету у нынешних государственных лидеров, к ЧМ-2018 подойдет во всеоружии.
Казань
В столице Татарстана, относительно других регионов, дела обстоят неплохо. Город готовится принимать крупнейший спортивный турнир «Универсиада-2013», посему подготовка идет полным ходом. Очень удачное стечение обстоятельств: построенный к Универсиаде большой стадион «универсального», «олимпийского» типа послужит для Чемпионата мира в 2018 году и для региона в целом, например как концертная площадка. С точки зрения телекоммуникаций – Татарстан среди самых передовых регионов РФ. А вот состояние дорог можно проиллюстрировать заголовками местных изданий за 2012 год: «В Казани необходимо в 3 раза больше дорог, чем есть сейчас», «На выезде из Казани не работает ливневка: дороги превращаются в мини-реки», «На проспекте Ямашева еще один КамАЗ провалился под асфальт». Думается, подобные дорожные проблемы казанские власти способны решить еще до 2018 года.
Сочи
Аналогичная ситуация и в Сочи, где город активно меняется в преддверии крупного спортивного форума, в связи с чем развернуто глобальное строительство дорог, отелей, спортивных баз, стадиона. Очевидно, что Краснодар был исключен из числа городов, принимающих Чемпионат мира именно по рациональным соображениям: «если в соседнем городе все того же Краснодарского края уже многое построено для соревнований и болельщиков, то зачем затевать глобальную стройку в Краснодаре». Логика присутствует, смущают лишь особенности климата. В июне, когда проходит Чемпионат мира по футболу, будет жарко. Особенно – в Сочи.
Саранск
В столице Мордовии дела обстоят не так конструктивно. Пока в Саранске нет ни инфраструктуры, ни качественных дорог. Стадион на 30 тысяч зрителей под проектным названием «Юбилейный» (на время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году число мест может быть расширено до 45 тысяч) существует пока только на бумаге:
(фото №3)
Нижний Новгород, Самара, Волгоград
Города Поволжья не сильно отличаются от Саранска. Все те же проблемы инфраструктуры и медлительность местных властей. В Нижнем Новгороде, согласно проекту, газон будет натуральным и будет иметь «функцию трансформирования под нужды администрации НН». Помимо стадиона, в комплекс сооружений войдут пятизвездочная гостиница, транспортная развязка, яхт-клуб. Предположительно, объект будет располагаться на Печерских песках Гребного канала.
Одним из главных условий (которым обременяет FIFA) мест проведения будущих футбольных баталий должны быть живописные виды с трибун и с объектов, прилегающих к нему. А так как места красивые лежат за чертой города, то и проводить коммуникацию приходится «с нуля». Ветку метрополитена от станции «Самарская» (выходящей на набережную) до спортивных объектов, ж/д вокзала и речного порта предлагают строить над землей открытым способом, чтобы снизить затраты на строительство и сократить время «путешествия» непосредственно с мест прибытия до стадиона.
Сегодня нужно иметь богатую фантазию, чтобы представить себе стадион на месте нынешней свалки металлолома времен советской индустриальной роскоши речного порта образца 60-х годов. Стоимость футбольного стадиона в Самаре оценивают примерно в 4-5 млрд. рублей. В нее входит, в частности, решение проблемы низменности строительной площадки. Гектары земли, подтопляемой весной, придется поднимать миллионами тонн песка и грунта. В планах стадион должен будет принимать до 50 тысяч болельщиков. Подразумевается двухъярусная арена с системами автоматического орошения, натуральным газоном и искусственным подогревом.
В Волгограде, на месте стадиона «Центральный» планируется воздвигнуть красавец 40-тысячник. Место для строительства определено удачно: по соседству живописный берег Волги и мемориальный комплекс «Мамаев Курган».
Реконструкция стадиона «Центральный» началась 10 лет назад с разрушения одной из трибун и…этим же и закончилась. Дороги в Волгограде до сих пор носят на себе отпечаток Сталинградской битвы, а состояние аэропорта «Гумрак» полностью соответствует его названию.
Ростов-на-Дону.
Арену для ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону предлагается построить на левом берегу реки Дон, практически у воды. Строительство стадиона вместимостью 42 тыс. зрителей обойдется в сумму от 9 до 12 млрд. рублей. Введение арены в эксплуатацию запланировано на 2016 год. По заверениям областной администрации, к 2018 году будут построены современные гостиницы, аэропорт, новые дороги. Удастся или нет – пока вопрос. К слову, макет будущего ростовского стадиона также выполнен в форме вопросительного знака.
(фото)
Калининград
В самом западном городе России построят стадион-трансформер. Внешне арена будет напоминать птичье гнездо.
По словам губернатора Калининградской области Николая Цуканова, строительство в Калининграде стадиона на 45 тыс. мест сегодня является главным вопросом. Однако с учетом ситуации, которая прогнозируется по окончании чемпионата, у города нет необходимости в таких масштабных спортивных сооружениях.
"Поэтому уже сегодня мы говорим, что строить надо стадион-трансформер, который после чемпионата можно было бы без особого труда переоборудовать в арену, вмещающую порядка 25 тыс. человек. Это должно быть сооружение многоплановое с точки зрения функциональных возможностей, которые бы позволили минимизировать затраты на его содержание", - заявил Цуканов.
Вокруг непосредственно футбольного объекта предполагается создать крупную рекреационную зону, провести берегоукрепление, создать Центр гребных видов спорта, велотрассы, парк отдыха с летней эстрадой, яхтенную марину с причалами для маломерных судов на реке Преголя, причальные стенки для прогулочных катеров и спортивные объекты - теннисные корты и спортплощадки.
Екатеринбург
За шесть ближайших лет в уральской столице нужно провести колоссальную работу, чтобы достойно провести матчи мундиаля. В первую очередь предстоит модернизация главной спортивной арены. Реконструированный в 2011 году Центральный стадион (ЦС) пока не отвечает всем требованиям FIFA. Как пояснил генеральный директор ЦС Вадим Воробьев, на объекте придется увеличить количество зрительских мест с имеющихся 27 тысяч до 45 тысяч. Это будет сделано с помощью сборно-разборных конструкций – уже зарекомендовавшей себя в европейских странах технологии. Но подготовка к ЧМ-2018 только реконструкцией главной спортивной арены Екатеринбурга не обойдется. Помимо этого, необходимо окончательно подготовить четыре спортивных комплекса в черте города – стадионы «Уралмаш», «Калининец», СК «Урал» и стадион «УрФУ», чтобы они отвечали требованиям FIFA. Также предстоит создать четыре базы за городом со всеми необходимыми условиями для проживания и тренировок футболистов. Для развития городской инфраструктуры потребуется также немало лет и средств.
В сухом остатке – на настоящий момент в России нет ни одного (!) стадиона, готового принять матчи чемпионата мира по футболу. Понятно, что при участии государства за 6 лет вполне реально успеть построить спортивные арены и дороги, наладить инфраструктуру. В свете последнего крупного футбольного первенства Евро-2012, который проходил в Польше и Украине, крайне важно провести подготовку к «мундиалю» в срок. Иначе ЧМ-2018 станет последним турниром, проводимым FIFA не в странах Западной Европы.
А. Хамин, спец. корр.