Началась пресс-конференция с обсуждения события, которое буквально через несколько дней пройдет во Владивостоке: 30 января начнет свою работу Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум. О чем предстоит договориться парламентариям?
- В.Штыров: Азиатско-Тихоокеанский форум - это организация, которая уже имеет свою историю. Она возникла в 1993 г. как объединение парламентариев стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Очередной саммит этого форума, который будет во Владивостоке в конце этого месяца, станет уже 21-м.
В Азиатско-Тихоокеанскую парламентскую ассамблею входят представители парламентов 28 стран. Мы ожидаем, что во Владивостоке их будет 22 - это рекордное количество для подобных саммитов за всю их историю. Этот саммит будет проходить после саммита глав государств, который состоялся во Владивостоке в конце 2012 г. Многие темы, которые там будут обсуждаться, конечно, перекликаются с темами, обсуждавшимися на правительственном уровне.
Речь пойдет о законодательном обеспечении многостороннего сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Конечно, как всегда, это будут вопросы безопасности, борьбы с терроризмом, вопрос политических способов разрешения конфликтов, которые могут быть. Большая часть будет посвящена вопросам экономического сотрудничества. Это вопросы взаимной торговли, развития инфраструктуры - энергетической, транспортной. Будет звучать вопрос об обеспечении продовольственной безопасности. На самом деле это проблема, которая стоит достаточно остро перед многими странами в разных регионах мира, в том числе в Азии. Будет обсуждаться тема борьбы с бедностью.
Как всегда, очень важное место будут занимать вопросы гуманитарного сотрудничества, развития молодежной политики (там, кстати, будет проходить заседание и молодежного ТПФ), развития культурного сотрудничества, гуманитарного обмена, подготовки молодых специалистов, обмена студентами и молодыми специалистами. Будут участвовать более 160 парламентариев, представляющих парламенты разных стран. Россия сейчас является председателем АТПФ. Этот статус мы получили в прошлом году, когда было решено, что очередной саммит будет проходить в нашей стране. Мы будем исполнять эту роль до мая 2013 г., а потом передадим следующей стране, которая будет выбрана в качестве организатора очередного форума.
В рамках этой программы будут и другие мероприятия, например, специальный «круглый стол», посвященный вопросам сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) с точки зрения того, как организовать сотрудничество АТР и Европы (мы имеем в виду, конечно же, возможности России в первую очередь). Будет проходить выставка инвестиционных проектов и презентация субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона.
Именно сейчас в РФ принимаются ключевые решения по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, идет самая активная работа по проекту государственной программы развития Дальнего Востока. Совет Федерации готовит специальный закон, который пока имеет условное название «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока». Принимаются все решения, чтобы дать Дальнему Востоку очередной толчок для ускоренного динамичного развития. - В Приморье достаточно амбициозных проектов. Есть ли эффект от их реализации? Многие заявляют, что в действительности на Дальнем Востоке особые экономические режимы отсутствуют. Вы согласны с этим?
- В.Штыров: На Дальнем Востоке были амбициозные проекты, и не только в какие-то старые давние времена - Столыпина, например, или советской власти, но и сейчас. А вот есть ли от них эффект? Если мы возьмем последние годы, примем за точку отсчета начало 2000-х гг., действительно на Дальнем Востоке реализованы гигантские проекты.
Идет подготовка в саммиту АТЭС. Как правило, этот проект подвергается большой критике: «А зачем? Почему? Все это бесполезно выброшенные деньги». Ничего подобного. Впервые за все время существования Владивостока (я напомню, что он основан в 1860 г.) наконец-то удалось решить те проблемы, которые вообще никогда не были решены. Город получил современную инфраструктуру. Вам покажется странным, но в городе не было централизованной канализации - я имею в виду очистных сооружений и выбросов. Это привело к тому, что в заливе Петра Великого были уничтожены запасы сельди и другой рыбы. В городе были пробки почище московских, вечная проблема с водой, внешним транспортом. Удалось решить все проблемы, которые там есть, причем на много лет вперед. При помощи этого проекта мы создали такую точку роста, которая должна быть центром новаций на российском Дальнем Востоке и центром международного сотрудничества. Эта задача стоила таких денег и таких усилий.
Построена нефтепроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан – гигантский проект, который по масштабам можно сравнить с Байкало-Амурской магистралью. Это проект позволил впервые в истории нашей страны создать единую систему нефтяных трубопроводов. Сегодня нефть из любого нефтедобывающего региона РФ может уйти на запад - до самого Санкт-Петербурга, может уйти на восток - до самого Владивостока. Мы соединили старую действующую систему нефтепроводов, которая заканчивалась в Тайшете, с Дальним Востоком. Это усилило наши позиции на мировых рынках, дало возможность маневра с востока на запад. С другой стороны, мы этим нефтепроводом как дорогой подключили целые нефтегазоносные провинции, о которых раньше никто не слышал. Все они получили возможность развиваться, потому что раньше каждому из этих проектов надо было делать свою систему трубопроводов, и эта система сводила на нет всю эффективность. Теперь есть магистраль, к которой можно подключаться. Это гигантский проект, в котором были задействованы огромные силы. Он дал возможность не только для дальнейшего развития нефтяной промышленности России, но и создал целые новые отрасли, где заняты около 7 тыс. дальневосточников, которые получили высококвалифицированную работу с хорошей зарплатой и перспективой.
В эти годы Правительство и Президент РФ уделяли серьезное внимание Дальнему Востоку. Туда пошли деньги, там появились очень крупные компании, которых раньше не было. На всем Дальнем Востоке еще в начале 2000-х гг. была одна крупная компания - это акционерная компания АЛРОСА в Якутии. А сейчас там и Транснефть, и Газпром, и Сургутнефтегаз, и Роснефть, и ТНК-ВР, и Полюс Золото, и Аэрофлот.
- Давайте остановимся на вопросе развития энергетической и транспортной инфраструктуры, включая восстановление региональной и местной авиации, на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Как продвигается реализация проекта соединения Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой через территорию России?
- В.Штыров: Здесь на самом деле целая серия аспектов. Я понимаю, что мы сейчас будем говорить о транссибирском железнодорожном коридоре, о перевозке контейнеров и так далее. Действительно, есть такой проект, что РФ помимо других своих преимуществ, к которым мы традиционно относим наши богатые природные ресурсы, очень качественный человеческий потенциал, обладает транспортным потенциалом.
Иногда можно услышать, что пространство России - это проклятие, но постепенно созревает мнение, что это не так. Наоборот, это потенциал, который можно использовать для транзита, и на транзите можно много зарабатывать. Поэтому много обсуждается вопрос о том, что необходимо провести реконструкцию нашего знаменитого Транссиба и пустить по нему грузы из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Согласно расчетам, это будет эффективно, выгодно и для грузоотправителей, и для России, как страны, которая обслуживает этот путь.
Помимо реконструкции Транссиба нужно делать реконструкцию БАМа, потому что часть грузов с Транссиба надо убрать на БАМ. Это комплексная проблема, которая сейчас всесторонне, тщательно обсуждается. Могу сказать, что решение по реконструкции Транссиба приняли. Решение о порядке и очередности реконструкции БАМа тоже принято. Фактически она уже ведется - например, в Хабаровском крае построен Кузнецовский тоннель между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью, что резко увеличило пропускную способность на Востоке. Делаются и другие работы.
Не менее важны и другие вопросы инфраструктуры, служащей для развития Дальнего Востока и соединяющей АТР с Европой через Россию, они остаются в тени. Как я уже говорил: объединенная система нефтепроводов создана, начинает работать, следом идет объединенная система газопроводов. На слуху проект Сахалин - Хабаровск - Владивосток, но ведь это только кусочек Восточной газовой программы, вторая часть которой начинает реализовываться в 2013 г. и которая приведет к созданию объединенной системы газопроводов страны. На границе Иркутска и Красноярского края есть деревушка Проскоково - там заканчивается система газопроводов, которая идет из Тюмени и т.д. Мы к ней присоединяемся, идем через Эвенкию, север Иркутской области, Якутию, Амурскую область, Еврейскую автономную область и приходим в Хабаровск, а там мы уже связаны с Сахалином и Приморским краем. Вот объединенная газовая система страны, которая позволяет с учетом того, что будут еще построены перемычки в Китай (я напомню, что наша газовая система связана с Европой - на протяжении Центральной Европы и до зарубежного Дальнего Востока - Китая, Кореи), оперировать газом. Это тоже мостик, важный мостик.
На Дальнем Востоке существует ОЭС (объединенная энергосистема), она не закончена и располагается на территории Приморья, части Хабаровского края, Еврейской автономной области и части Амурской области. Надо присоединить другие части Дальнего Востока – Магадан, Якутию, Бодайбо, Иркутскую область, соединить их вместе, чтобы была объединенная энергосистема, а потом всех вместе присоединить к объединенной системе страны, которая заканчивается в Чите и Усть-Куте - вдоль БАМа и вдоль Транссиба. Это даст возможность использовать дешевую электроэнергию, которая есть в Сибири, избыток электроэнергии (а Дальний Восток - избыточный регион, там больше мощностей, чем он потребляет). Дешевую дальневосточную энергию, наоборот, в темное время суток, в разные периоды года надо отправлять в европейскую часть страны и за счет этого снижать тарифы. Это резко повышает надежность энергосистемы.
Для Дальнего Востока это еще и отрасль, специализация, с помощью которой он может зарабатывать, переправляя электроэнергию на запад страны. Либо на восток - в сопредельные страны, но это целесообразно делать, когда тарифы, по которым они способны будут покупать нашу электроэнергию, будут нас устраивать.
Самое главное - происходит изменение способа мышления экономических штабов правительства, и мы стоим на пороге принятия решений о создании этих систем. Это не просто железная дорога, по которой повезем контейнеры. Это целый комплекс инфраструктуры, который связывает Дальний Восток в широком понимании этого слова, то есть не только наш Дальний Восток, а Дальневосточный, Азиатско-Тихоокеанский регионы с Европой. Россия - мостик. Это наш бизнес.
В ходе пресс-конференции были заданы и другие вопросы, ответы на которые Вячеслава Анатольевича Штырова смогли прояснить ситуацию, складывающуюся на Дальнем Востоке.
Фото РБК