Сквозь горы
Автострада «Обход Сочи» проходит по Хостинскому, Центральному и Лазаревскому районам города. Ее строительство было начато еще в 1988 году с целью сократить время транзитного движения, обходя центральную часть Сочи. Немного позже работы были заморожены, а возобновлены лишь в 1998 году. Первый участок дороги, длиной 4,5 км сдан в эксплуатацию в 2001 году. Вторая часть – 4,27 км, включающая в себя два тоннеля, семь мостов, эстакад и путепроводов, – в 2008 году. После того как в 2007 году г. Сочи был объявлен столицей XXII зимней Олимпиады, строительство стало продвигаться гораздо активнее. Довольно быстро открылся третий участок объездной дороги, который получил официальное название «Автомобильная дорога Джубга – Сочи на участке обхода Сочи ПК134 – ПК194»1. Новая трасса была открыта уже 26 декабря 2009 года при участии В.В. Путина. Это участок автодороги, протяженностью 4,4 км, с мостовым переходом через р. Сочи (0,7 км), автодорожным тоннелем (2,6 км), эстакадным участком (1,1 км) и транспортной развязкой. Генеральным проектировщиком объекта стала компания ОАО «Минскметропроект». Специалистами этой организации был спроектирован комплекс автодорожного тоннеля № 6 (Барановский тоннель) и наземной инфраструктуры для его функционирования – инженерного корпуса, пожарного депо, припортальных зданий и сооружений, системы инженерной защиты припортальных площадок. Барановский тоннель соединяет одну из старейших улиц в Центральном районе Сочи (ул. Пластунская) с микрорайоном Мамайка. Работы по его велись с двух сторон, скорость прокладки была около 100 м в месяц. Инвестиции в проект на 2008 год составили 6 млрд. рублей. Сегодня Барановский тоннель является третьим по протяженности в России.
Конечно, жизнь и здоровье участников и гостей Олимпиады, жителей города Сочи – превыше всего. Поэтому к оборудованию систем безопасности тоннеля строители подошли очень ответственно.
Чтобы не было огня
По данным статистических исследований, дорожно-транспортные происшествия в тоннелях в 1,4 раза чаще приводят к пожарам, чем на скоростном шоссе. Следовательно, эти сооружения являются объектами повышенного риска.
Для обеспечения безопасности людей, находящихся в транспортной зоне тоннеля, при проектировании предусматривается система противопожарной защиты. В нее входят активные (пожаротушение, противодымная вентиляция) и пассивные (эвакуационные стойки, секционирование) средства.

Источником водоснабжения объекта является собственный водозабор, состоящий из двух артезианских скважин, расположенных в пойме р. Сочи. Хранение противопожарного запаса воды предусмотрено в закрытых резервуарах общим объемом 1100 м3. Они расположены у Южного и Северного порталов3 (по два резервуара емкостью 250 м3 каждый), а также на примыкании к эвакуационной сбойке на ПК149+93,400 (емкостью 100 м3) и скомпонованы с насосными станциями пожаротушения. Восстановление противопожарного запаса происходит в течение 36 часов.
Для обеспечения пожарной безопасности используются насосные станции GRUNDFOS HYDRO MX с агрегатами SP (скважинные насосы обеспечивают водоснабжение системы) и NB (отвечают за циркуляцию жидкости). Насосы установлены под заливом, и запускаются нажатием кнопок у пожарных кранов. В комплекте также устанавливаются шкафы управления GRUNDFOS Control MX D001. Такое решение позволило осуществлять работу, контроль и управление в автоматическом режиме с выводом параметров на диспетчерский пульт тоннеля.
«Проектное решение уникально, – рассказывает Владимир Шумский, главный специалист ОАО «Минскметропроект», – так как оно впервые было применено для систем водяного пожаротушения автодорожных тоннелей. Использование комплектной насосной установки позволило сократить строительный объем, снизить капитальные и эксплуатационные затраты. Более того, за счет использования закрытых резервуаров для хранения противопожарного запаса воды и подбора оборудования с оптимальной мощностью сохраняется, не наносится вред окружающей среде».
Чтобы не было воды
Другой неприятной для автомобилистов ситуацией является мокрая дорога, когда из-за осадков асфальт становится скользким. Также опасны и грунтовые воды, которые размывают дорогу, создавая лишние препятствия (ямы, «поплывший асфальт»), в самых крайних случаях может случиться и провал дорожного покрытия. Поэтому при строительстве Барановского тоннеля, системе ливневой канализации, служащей для отвода осадков и влаги от основания дорожной одежды автомагистрали и создания герметичной целостной системы водоотвода, было уделено особое внимание. По сути, отведение стоков – это система желобов-дождеприемников, лотков и труб для быстрого и организованного отвода воды. Также в нее сбрасываются «условно чистые воды», образовавшиеся в процессе работы оборудования тоннеля. Для надежного функционирования системы очень важно правильно подобрать оборудование, которое будет отводить воду, т.е. насосы. Частые засоры проточной части, неэкономичная работа насосов, а также снижение их ресурса зачастую являются следствием неправильного подбора агрегатов. Для корректной работы оборудования следует придерживаться нескольких правил при его выборе. Во-первых, агрегаты выполняются из прочных материалов, таких как чугун и нержавеющая сталь. Во-вторых, так как насос работает в воде, электродвигатель должен быть защищен от попадания влаги. А в некоторых ситуациях возникает необходимость принятия нестандартных решений, как это и было в Сочи.

Защита электродвигателя от попадания влаги, а следовательно, замыкания, в насосах серии S осуществляется при помощи:
- системы двойного торцевого уплотнения вала;
- герметичного кабельного ввода из коррозионно-стойкого полиамида4;
- реле влажности, используемого для постоянного контроля герметичности двигателя и автоматического отключения электроэнергии в случае протечки.
Уже более чем два года установленное оборудование функционирует и помогает сделать Барановский тоннель по максимуму безопасным для водителей.
Уникальные решения, встретившиеся при оборудовании автодороги Джубга – Сочи, уже сейчас успешно применяются и на других подобных объектах, возводимых к Олимпиаде. Например, в тоннелях № 1 и № 5 дороги Адлер – горноклиматический курорт Альпика-Сервис. К сожалению, на дорогах итак немало проблем. И если есть возможность решить часть из них при помощи грамотно подобранного оборудования – необходимо ее использовать!
Материал предоставлен компанией GRUNDFOS
1 ПК – пикет дистанций; точки разметки расстояния на автомобильных дорогах на местности с шагом 100 м.
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России.
3 Конструкция входной части тоннеля, обеспечивающая устойчивость лобового и боковых откосов подходной выемки, отвод воды и архитектурное оформление входа в тоннель.
4 Полиамиды — пластмассы на основе синтетических высокомолекулярных соединений, содержащих в основной цепи амидные группы —CONH—. Именно полиамиды применяют в виде волокон типа капрон, нейлон, плёнок, клеев и покрытий и как антикоррозийные материалы для защиты металлов и бетонов.