При монтаже дымоходного канала бывает так, что возникает необходимость перехода с двухконтурной металлической трубы на одноконтурный дымоход или же наоборот. В этом случае в дело идут специально предназначенные для этого переходники, изготовленные из полированной (зеркальной) или матовой нержавеющей стали. При этом в торговой сети имеются в продаже переходники на внутренние диаметры труб наиболее распространенных размеров, таких как 115 мм, 120 мм, 150 мм, 180 мм, 200 мм и 250 мм. Если выходной диаметр котла отличается от этих размеров, то тогда переходник можно заказать в какой-либо специализированной компании, специалисты которой изготовят этот элемент дымохода нужных размеров.
Рис.1. Переходник
Печная задвижка – это неотъемлемый элемент любой отопительной печи, который предназначен для закрывания дымоходного канала после топки печи. Кроме того, в комбинированных печах задвижки предназначены для переключения дымоходов.
Как правило, печные задвижки (рис.2) имеют простое устройство и отливаются в заводских условиях из чугуна. Конструктивно она состоит из двух частей: рамки и движка-задвижки, которые вставляются в пазы рамки.
Задвижку при кладке печи устанавливают в дымоходный канал и прижимают следующими рядами кирпичей. Следует отметить, что часто устанавливают задвижки одну над другой – парами. Так обычно поступают в суровых климатических условиях, при которых всегда хорошая тяга в дымоходе. Поскольку между движком и рамой задвижки обычно бывают зазоры, то плотное закрывание дымохода не всегда обеспечивается. А это чревато не столько потерей тепла, сколько образованием в печной трубе кружака (инея), который за ночь может перекрыть дымоход. Помимо этого на внутренней поверхности трубы из-за конденсата влаги образуется раствор серной кислоты, разъедающей дымоход.
По этой же причине устанавливают задвижки и на металлических дымоходах (рис.3). Однако в этом случае они, конечно же, не чугунные, а из того же металла, что и сама труба.
Рис.2. Стандартная чугунная печная задвижка
Рис.3. Задвижка для металлической трубы
Довольно симпатичное название – «вьюшка» (рис.4 и 5) имеют задвижки для дымохода русской печи. По конструкции вьюшка отличается от стандартной чугунной печной задвижки, однако тоже отливается из чугуна. Она состоит из рамки-плиты, в которой имеется отверстие с бортиком. При топке русской печи дымоходное отверстие открывается, а по окончании закрывается сначала по ободку внутренней крышкой, а затем поверх нее внешней крышкой, чем обеспечивается плотность закрытия дымохода русской печи.
Ставится вьюшка при кладке печи в отверстие дымохода для русской печи, а для доступа имеется специальная вьюшечная дверца, которая закрывается с наружной стороны печи.
Рис.4. Устройство вьюшки: рамка и две крышки: внутренняя и наружная
Рис.5. Печная вьюшка
Аэродинамика крыши такова, что при ветровом напоре в одних зонах возле кровельного пространства создается давление, а в других наоборот разряжение. Если «вершина» дымохода буден находиться в области затенения, то тяги в нем, естественно, не будет в той мере, в которой она должна быть для нормальной работы котла, печи или камина.
Вот поэтому если дымоход располагается в полутора метрах от конька крыши, то его «вершина» должна быть, как минимум, на одной высоте с коньком (рис.6).
Рис.6. Высота дымоходов
Проход через крышу осуществляется с помощью такого кровельного элемента, как крышная разделка (рис.7), который можно заказать в специализированной организации или просто купить в торговой сети. При этом крышную разделку подбирают под конкретный угол наклона скатов крыши, причем угол наклона имеющейся в продаже стандартной разделки находится в пределах 15-35º и 35-55º.
Рис.7. Крышная разделка
Таким образом, можно подобрать или изготовить индивидуальную крышную разделку и для вашей кровли.
А. Новиков