ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

6 Июля 2013

Е.М. Микулина Пространство: природа и архитектура. Сад в архитектурном стиле

Е.М. Микулина Пространство: природа и архитектура. Сад в архитектурном стиле

Сады размером от нескольких квадратных метров до половины гектара были необходимой частью архитектурной среды во все века. Краткий обзор эволюции «малого» сада демонстрирует особые качества этих пространств, уникальных объектов искусства и ландшафтного дизайна.

В течение XXвека сложились новые направления проектирования садов под влиянием современной философии и современного искусства, в особенности живописи.

Новые типы малых садов теперь входят в состав всех типов архитектурной среды, от промышленных участков до высотных зданий и индивидуальных домов. Это требует разработки новых концепций на будущее.

По мере развития урбанизации и утраты открытых пространств все большее значение придается созданию небольших озелененных участков, призванных компенсировать недостаток природных элементов в архитектурно-градостроительной среде. [1, с. 199]

Сад - посадки или возделанный участок, обычно ограниченного размера и близ дома или иного здания, используется для выращивания овощей, плодов или декоративных растений. Сады часто устраиваются только для удовольствия и обычно ограждены. [5, с. 128]

В современном ландшафтном дизайне появилось понятие «малого сада», отражающее прежде всего размеры таких объектов. Наиболее характерным типом малого сала принято считать придомовой частный сад в малоэтажной застройке. В странах Европы от 30-40% (Франции) до 70-80% (Англия) домовладельцев имеют частные сады ; в  США таких садов около 50%. Размеры индивидуальных садов различны: в США они достигают 0,2-0,5 га, тогда как в Англии и Голландии средняя площадь сад; 200 кв.м., а во Франции и Германии - 400 кв.м. В России до последнего времени садовые участки были связаны «вторым жилищем», а размеры их были сопоставимы с европейскими. Главной особенностью малого сада является то, что в его создании и эксплуатации преобладает ручной труд, и лишь небольшая часть операций может быть механизирована.

 

Город-музей "Колониальный Вильямсбург". Штат Вирджиния. США


3

"Собственный садик" императрицы Марии Фёдоровны в Павловске. 1780-е годы

С другой стороны, в таком саду каждая деталь, будь то растение, скульптура или элемент благоустройства приобретает особое значение, воспринимается крупным планом. Это позволяет рассматривать малый сад как особую художественную композицию, внедренную в архитектурную среду, подверженную смене стилистических концепций. История садово-паркового искусства это подтверждает.

По немногочисленным источникам, которые сохранились, можно заключить, что сады Средневековья были огражденными, маленькими, спланированными регулярно, и часто располагались во дворе здания или на прилегающей террасе. Упорядоченный вид сада зависел не только от планировки, но и от его закрытости. Симметричный сад делился на довольно простые прямоугольные секции, каждая ограждалась каменным бордюром, и разделяли их каменные дорожки. Эти секции украшались травянистыми растениями , цветами, ягодами и мхами, а также подстриженными кустарниками и другими растениями в кадках или прямо в грунте; эти посадки не всегда были симметричны, в центре иногда находился фонтан или скульптура. Случалось, что вдоль ограждения устраивалась низкая подпорная стенка, за которой высаживались цветы.

Декоративный сад нередко сочетался с огородом и садом лечебных трав: бывали в нем и плодовые деревья, если позволяло место. Со временем декоративная функция стала преобладать, но сады оставались закрытыми и регулярными по планировке.

В XVI веке впервые в Европе появилась тенденция к выращиванию редких привозных растений; этому способствовало развитие мореплавания и одновременное развитие ботанической науки. Некоторые сады в это время содержали до 600 иноземных растений, были интродуцированны тюльпаны и сирень.

В XVII веке эти тенденции продолжали развиваться. Членение на относительно мелкие прямоугольные секции сохранялось (не надо забывать, что такая планировка облегчает уход за растениями), но площади садов увеличивались простым наращиванием количества прямоугольников. Внутри прямоугольников стали появляться орнаменты сложной конфигурации, в основном из стрижки высотой 30-40 см. Появились первые сложные топиарные фигуры, чаще всего животные.

К этому времени относится известный сад Рубенса в Антверпене, также разделенный на четыре квадрата, окруженный низкой живой изгородью.

В XVIII веке стали распространяться в европейских садах принципы, найденные Ленотром в Версале - крупномасштабная композиция из главной и второстепенных осей объединяла систему малых садов (по-прежнему замкнутых, интерьерных), придавая целостность большой территории. Сохранялось при этом единство здания и окружения, здание доминировало, а малые сады играли роль как бы дополнительных интерьеров, используемых от времени до времени, как и залы дворца или дома.

4При развитии в XVIII веке парков в «английском» стиле композиционная связь между центральным зданием и окружением ослабла, а малые сады, сохраняя свои размеры и некоторую изолированность от окружения распределились по территории. Как правило, каждый из них имел свою доминанту, чаще всего в виде беседки, павильона или грота, стилизованного под античность, готику или иную «древность». Цветочные партеры также удалялись от основного здания, но часто составляли главную привлекательную черту удаленного малого сада. Нужно также отметить особую роль гротов в этот период. Украшенные множеством разнообразных раковин, привозимых из дальних путешествий, гроты были едва ли не самым оригинальным и неповторимым элементом малого сада; в наше время разнообразие морских организмов настолько сократилось, что гроты XVIII века практически невозможно реставрировать.

Бывали, хотя и очень редко, случаи, когда здание и малый сад соединялись в одно целое. Таков выдающийся памятник - Скала в парке Аттре (Бельгия), построенный в 1785 году. Это сооружение расположено на краю водоема, питаемого родником, находящимся внутри (Скала построена над ним). Она сложена из гигантских притесанных (без раствора) камней и достигает в высоту 24 метров; ее венчает «башня-руина», куда можно добраться по крутым узким дорожкам, иногда ныряющим в миниатюрные тоннели. Вся эта композиция представляет собой скальный сад, хотя постепенно дикорастущие растения вытеснили первоначальные посадки.

В XIX веке интродукция растений пережила новый подъем, и в частности за счет большого развития любительских частных садов, появился новый тип элемента малого сада - «корзинка» или «клумба», которую буквально распирало огромное количество необычных цветов и зелени. Важна была также и необычность сочетаний растений между собой; это не всегда приводило к успеху, так как растения в грунте не переносят нежелательного соседства. Зато невероятные сочетания цветов в массивных букетах ценились очень высоко.

В это же время получили широкое развитие «зимние сады» и оранжереи, где выращивались растения, не переносящие относительно суровых климатических условий. Можно сказать, что это были малые сады в интерьере.

Даже самый поверхностный обзор истории развития садово-паркового искусства позволяет заметить, что малые сады играли важнейшую роль во всех типах ландшафтных композиций. Вместе с тем, композиционные прототипы, созданные в прошлом, продолжают в разных трактовках проявляться в XX веке, вплоть до наших дней.

В настоящее время, когда создание частных садов приобрело актуальность, представляется целесообразным проследить пути развития таких садов за рубежом в течение XX века.

Период с 1890 по 1910 годы можно рассматривать как итоговый по отношению к XIX веку - времени самого широкого распространения частных садов в Европе и США. В основе разнообразных художественных приемов этого периода лежало увлечение интродукцией растений, привозимых из других частей света, а также выведенными на месте новыми сортами. Иногда это приводило к неудачным решениям - не так легко, даже хорошо зная растения, на оптимальные сочетания по цвету и форме, д; учесть условия для их развития (почвы, влажность, инсоляция и др.).

Наиболее успешно работали в это время знаменитые Эдвин Лютиенс и Гертруда Джекилл. Архитектор Лютиенс умел создавать оригинальные и гармоничные планировочные решения, притом хорошо связанные с домом. Художница Джекилл «наполняла» этот планировочный каркас живыми красками цветущих растений и деревьев. Ее опыт был опубликован в 9 книгах, ставших классикой ландшафтного искусства.

В противовес господствующему в то время «ландшафтному» саду в этот же период в Германии была  сформулирована концепция «архитектурного» сада - геометризованного и в плане и в пространственных формах, продолжающего интерьеры дома дополнительными «зелеными комнатами». Обязательным условием ставилось создание и дома и сада одним и тем же автором (а не содружеством архитектора и садовода).

Нужно помнить, что принцип «зеленых комнат» не являлся новым: напротив, его можно встретить в самых разнообразных садах на протяжении веков. Развивался он и в начале XX века: в Хидкоте Л. Джонсон заполнял свои «комнаты» из стриженой зелени весьма необычным ассортиментом растений, в том числе и новыми сортами.

Основные черты «архитектурного» сада сохранялись и в период 1910-1930 годов, хотя развивалась тенденция к их упрощению (отчасти оправданная стремлением облегчить уход и эксплуатацию). Сады становились все меньше по площади, но их становилось все больше, поэтому некоторые ландшафтные архитекторы выработали собственные «наборы» авторских приемов, которые и внедряли в разных комбинациях.

Однако гораздо больший интерес представляли эксперименты художников - кубистов и абстракционистов - в области садово-паркового искусства. Они начались с теоретика и практика Андре Вера и его книги «Сады» (1919 г.), но наиболее яркие примеры относятся к периоду проведения в Париже выставки Декоративного Искусства. Можно сказать, что произошел переворот в пространственных концепциях и отношении к цвету в садах, и особенно это относится к малым садам, которые могли трактоваться как единое произведение.

5Отчасти в результате этого переворота стали появляться оригинальные малые формы в садах: иллюзорная живопись, скульптура, по-новому решенные лестницы и каскады. Это новая и важная тенденция, которая впоследствии сильно развилась.

Нужно отметить, что именно в 1920-е годы в США впервые появились опыты документальной реставрации исторических садов - в музеефицированном городе «Колониальный Вильямсбург». (Рис.1)

В 1930-1950 годы произошел новый «переворот» в садово-парковом искусстве. Разумеется, «архитектурный» сад все еще развивался: в Индии именитый садовод В. Мусто заполнял растениями строгую планировку Сада Моголов Э.Лютиенса. Однако уже возникло новое отношение к природе и новая плеяда мастеров, воплотивших его в своих произведениях.

Во главе этого направления в США стоял Ф.Л.Райт, создавший концепцию взаимопроникновения архитектурного и природного пространства; в Англии - К. Таннард, с контрастами «геометрии человека» и «свободных очертаний природы». II мировая война прервала развитие европейского садово-паркового искусства, но в США в это время развился так называемый «калифорнийский стиль», рассчитанный на широкий обзор отдаленных природных ландшафтов, на «заимствование природы». Понятно, что эти приемы годились лишь для загородных домов.

В Европе же после войны снова возродились приемы «живописи» растениями, которые постепенно привели к более широкому использованию природной флоры, и затем - к «изображению» природной среды. В этом процессе большую роль сыграли выставки садово-паркового искусства, которые активно развивались в европейских странах в послевоенные годы.

1950-1970 годы - время расцвета самых разнообразных типов малых садов. Пожалуй, главным направлением в практике этого периода следует считать использование принципа «растительных сообществ». Однако «архитектурный», или лучше сказать «геометрический» сад тоже приобрел новые формы: оригинальные геометризованные формы стриженой зелени образовывали фон для растительных комбинаций.

Особое внимание ландшафтные архитекторы США уделяли дизайну малых форм и благоустройства, часто даже в ущерб растительным компонентам, которые, как надо помнить, и являются сутью любого сада. Но постепенно все чаще растительность стали трактовать только как окружение, фон для таких объектов, как современная скульптура. «Сады скульптуры» как новое явление надо считать характерным для данного периода.

Нужно также отметить появление первых «философских садов», претендующих на выражение мировоззрения средствами искусства, в том числе садово-паркового. Это направление имеет своим истоком японские классические сады, а также те японские сады, которые создавались в Европе еще с начала века.

Те же основные направления развивались и после 1970 года. Большую роль продолжали играть садово-парковые выставки, которые широко пропагандировали и разнообразные растительные ассортименты, и новые материалы для благоустройства, и фантастические малые формы. Однако, как обычно бывает при внедрении в массовое использование, художественное качество страдало, и садово-парковое искусство все больше превращалось в ремесло.

В контраст этому направлению углублялась и развивалась тенденция создания «философских садов», часто соединявшихся с «садами скульптуры». Наиболее ярким представителем этой тенденции стал Иан Гамильтон Финлей - поэт, скульптор и садовод, считавший создание сада оптимальным средством выражения авторского мировоззрения. В остальном же контрасты между направлениями усиливались. Наряду с активным внедрением в садово-парковое искусство методов естественной регенерации растений развивалась и концепция «анти-сада» (термин М. Коражу), отводившая растениям лишь третьестепенное место в композиции.

6В 1980-е годы несколько сократилось количество новаторских, интересных в художественном отношении малых садов. Одно из объяснений может состоять в том, что любители, вооружившись огромным арсеналом средств, предоставляемых фирмами ландшафтной архитектуры, стали комбинировать сады по собственному вкусу, но не выходя за пределы типизированных, удобных в эксплуатации средств, предлагаемых фирмами. [1, с.190-191]

Вместе с тем, философские аспекты садово-паркового искусства продолжали развиваться, даже вышли на первый план. Выдающиеся ландшафтные композиции, созданные такими мастерами, как Дж. Джеллико и И. Г. Финлей приняли форму последовательных «цепочек» малых садов. В них нашли отражение и философские, и художественные воззрения авторов, по-новому трактовавших и исторические приемы. Так садово-парковое искусство обретало новое содержание. [3, с. 9]

Необходимо отметить, что в 1970-1980-е годы в Европе широко распространилась теория и практика реконструкции и реставрации исторических садов и парков, которая оказала влияние и на современное садово-парковое искусство. Ведь в пределах крупных объектов малые сады всегда играли существенную роль (достаточно вспомнить «потайные» сады итальянского ренессанса, или «собственный садик» в Павловске).

Несомненно однако, что постепенно господствующей тенденцией в 80-е, а далее и в 90-е годы стало создание «диких» садов, опирающихся на ассортимент природных цветов и трав, кустарников и даже деревьев. По-новому увидены в этом контексте прежние «сорняки» - полевые ромашки и маргаритки, бузина и сахалинская гречиха видятся теперь в технизированном окружении стойкими посланцами природы, символизирующими возрождение жизни. [2, с. 70]

Отсюда - новый интерес к садам, создаваемым на основе природной флоры в странах Южной Америки, Индии, Юго-Восточной Азии, Австралии. Принцип использования наиболее устойчивых растений местной флоры тот же, но необычный облик этих растений заставляет говорить о «таиландском» или «австралийском» стиле. Вероятно, в России тоже следует по-новому осознать красоту и уникальный облик многих природных растений. Вспомним, что один из красивейших районов Павловского парка «Белая Береза», создан был Гонзаго на основе местной флоры.

В целом же закономерно, что природа во всех ее формах снова ставится в центр проблематики развивающегося садово-паркового искусства, и его главного элемента - малого сада. Новые типы малых садов появляются во всех типах архитектурной среды, от современных промышленных территорий до высотных сооружений всех типов или индивидуальных домов.

 

Кол-во просмотров: 13750
На правах рекламы
Яндекс.Метрика