Под жесткий экологический контроль попадает как уже запрещенный на ввоз в Европу фреон R22, разрушающий озоновый слой, так и R410a - наиболее популярный хладагент для кондиционеров на сегодняшний день. Ведь он имеет серьёзный недостаток – очень высокий потенциал влияния на глобальное потепление (GWP1=1890). В связи с этим Дания уже отказалась от его использования.
«В Европе очень следят за тем, чтобы фторсодержащие хладагенты из действующих систем не попали в атмосферу, - говорит Владимир Мурашко, генеральный директор компании ЕВРОКЛИМАТ-РЕГИОН. – А поскольку ответственность за поддержание климатической техники в безопасном для экологии состоянии в Европе возложена на потребителей, им приходится регулярно платить за сервисное обслуживание лицензированным компаниям. В такой ситуации многие сочли, что дешевле заплатить один раз за перевод оборудования на природный хладагент, безопасный для озонового слоя и климата».
К природным хладагентам относятся R290 — пропан (используется в кондиционерах), бутан и изобутан (R600a, сейчас применяется почти во всех холодильниках), а также углекислый газ и аммиак.
Одним из самых перспективных считается пропан. Он не оказывает разрушающего воздействия на озоновый слой и имеет чрезвычайно низкий потенциал влияния на глобальное потепление (GWP=3). Кроме того, термодинамические свойства пропана почти не отличаются от широко распространенного ранее R22. Европейцы не только являются самыми активными в мире покупателями нового оборудования на пропане, но и массово переводят на пропан ранее установленную климатическую технику.
Первое в мире серийное производство кондиционеров, работающих на R290, появилось в 2011 году. Пионером стала компания GREE. Сейчас на ее заводе в Чжухае (Китай) производят более 100 тысяч сплит-систем на пропане в год. Летом 2012 года здесь также началось производство мобильных кондиционеров и осушителей воздуха на этом экологически безопасном хладагенте.
В текущем году ещё несколько компаний объявили о начале производства бытовых кондиционеров, работающих на пропане. На рынке появились и первые чиллеры на R290.
Пока доля оборудования на пропане ещё не очень велика — примерно 1%, но есть все основания полагать, что она будет расти очень быстрыми темпами, увеличиваясь на 1-2% ежегодно. Большой плюс кондиционеров на R290 – цена: применение пропана позволило снизить стоимость некоторых моделей кондиционеров. Удешевление стало возможным благодаря уменьшению размеров теплообменников, низкой цене хладагента и малому объёму газа, требуемого для заправки (для работы бытового кондиционера требуется всего 200-300 грамм пропана).
В последние годы в России очень много говорят об улучшении экологической обстановки и необходимости внедрения новых технологий, но в то же время ввоз в Россию кондиционеров, заправленных пропаном, запрещен. Хочется верить, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону.
По материалам компании «Евроклимат»