Мониторинг ситуации
Федеральный орган, основной задачей которого стало создание высокотехнологичной инфраструктуры государственной границы РФ, был образован в ноябре 2007 года. «До создания нашего агентства в стране не было органа, отвечающего в целом за систему пунктов пропуска на границе и их техническое оборудование», – сказал руководитель «Росграницы». Он проинформировал журналистов, что агентству была передана функция заказчика-координатора по федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации» от Федеральной службы безопасности. Теперь «Росграница» должна завершить реализацию этой программы и подготовить новую – на 2012-2017 годы.
«Оснащение госграницы современной инфраструктурой является ключевым направлением в реализации пограничной политики государства, – отметил Дмитрий Безделов. – Российская государственная граница должна быть не только достойным лицом, представляющим свою страну, но и отвечать всем требованиям, предъявляемым к ее новому облику и направленным на высокопрофессиональное обеспечение охраны наших рубежей».
Для строительства и эксплуатации имущественных комплексов «Росграницей» было создано федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (Росгранстрой). Силами этого ФГУ теперь планируется проведение массовой модернизации и реконструкции всех пунктов пропуска на границах российского государства.
Как рассказал участникам пресс-конференции руководитель ФГУ «Росгранстрой» Олег Мотов, возглавляемая им дирекция провела мониторинг технического состояния пунктов пропуска. Оказалось, что многие пункты просто не функционируют. Например, из 177 автомобильных пунктов пропуска не работает 49. По словам Мотова, началась процедура по приему передачи всех автомобильных пунктов пропуска от Федеральной таможенной службы на баланс ФГУ. Планируется, что все необходимые мероприятия будут завершены в декабре текущего года, и в январе «Росгранстрой» уже приступит к эксплуатации этих пунктов пропуска. Данную процедуру надо форсировать, ведь на дорожную границу больше всего и жалуются.
«За лето текущего года агентством произведена инвентаризация всех пунктов пропуска на границе, – сообщил глава «Росграницы» Дмитрий Безделов. – Из них закрыты 72, так как остальные пока могут пропускать достаточное количество людей и транспорта. Данные пункты в настоящий момент законсервированы, службу на них пограничники и таможенники не несут, так что затрат из бюджета почти нет. Теперь мы намерены оптимизировать существующее количество этих пунктов, а также модернизировать и реконструировать по современным технологиям».
Среди причин закрытия, например, – элементарное отсутствие дорог к пункту пропуска со стороны России. С «той» стороны границы – прекрасная дорожная инфраструктура, а с нашей – полузаброшенная проселочная дорога. Пользуется этим переходом только один лесхоз, у которого сравнительно небольшой объем грузов, но пункт пропуска расположен очень удобно для него. Разумеется, содержание такого пункта экономически нецелесообразно, да и стыдно перед соседями.
По результатам проведенного мониторинга ведомство установило, что наиболее полно соответствуют современным требованиям пункты пропуска (ПП), размещенные в аэропортах. Из 177 автомобильных пунктов только ПП, расположенные в Северо-Западном федеральном округе, оснащены всем необходимым в полном объеме. А хуже всех оборудованы – на границе с Украиной и Казахстаном.
«На рубежах с этими странами находится половина всех автомобильных пунктов. Как показал мониторинг, оснащенность пунктов пропуска на границе с Украиной и Казахстаном составляет в среднем 20-25 %», – отметил Безделов.
Контрольные органы в этих ПП располагаются «в модульных и быстровозводимых строениях», а также строительных вагончиках-бытовках и иных некапитальных помещениях, уточнил он.
По словам Безделова, в пунктах пропуска, функционирующих по временным схемам, полностью отсутствуют комфортные условия для граждан, пересекающих границу на междугородном общественном транспорте.
По данным ведомства, проблемы некоторых железнодорожных ПП усугубляются также и значительной удаленностью от линии государственной границы России. Так, удалены на расстояние свыше 20 километров от границы 18 пунктов пропуска, а есть и такие, что размещены даже на расстоянии более чем 50 километров.
Ближайшие перспективы
Большинство действующих пунктов пропуска нуждается в текущем ремонте, а многие – в ремонте капитальном. В то же время имеется необходимость в открытии новых пунктов пограничных переходов, а это удовольствие не из дешевых – так, строительство только одного железнодорожного пункта пограничного пропуска обходится государству в один миллиард рублей.
О том, какие работы ведутся на пунктах пропуска на границе с Белоруссией и Казахстаном, рассказала начальник управления государственной политики «Росграницы» Елена Китова. «В рамках Союзного государства реализуется ряд совместных программ по модернизации пунктов пропуска на границе с Белоруссией, – сообщила она. – РФ дает 60 % денег, 40 % средств получают от Беларуси. Мы проводим дооборудование внешних таможенных границ, так как пункты пропуска здесь изначально хорошо оснащены».
Хуже дело обстоит на границе с Казахстаном. Она самая длинная по протяженности (7 512 км), и ее только начали застраивать всей необходимой инфраструктурой. Сейчас ведется демаркация границы (проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками), потом планируется оснастить ее современным оборудованием. «Несмотря на хорошие отношения между нашими странами, сохраняется угроза наркотрафика и завоза болезней из этой страны», – высказала опасение Китова.
«Росграница» также будет заниматься оснащением арктических морских границ.
По словам Елены Китовой, «это, в первую очередь, связано с геополитическими интересами России в данном регионе». «Идет потепление климата, которое заметно меняет облик пограничных территорий, – пояснила она. – В первую очередь, будут оборудоваться линейные части застав».
Граница РФ с Абхазией и Южной Осетией не входит в сферу компетенции "Росграницы". Ею занимаются подразделения ФСБ. «На этих участках не строятся пункты пропуска. Это линейная часть границы. Там пограничники несут режим боевого дежурства, – объяснил Дмитрий Безделов. – А наше агентство специализируется по пунктам пропуска и местам пересечения границы».
Для модернизации существующих систем пропуска федеральное агентство «Росграница» будет использовать и зарубежный опыт. «Мы знакомы с финским опытом, недавно посетили Китай», – сообщил Безделов. По его словам, перед агентством стоят две задачи: изучить мировой опыт технической работы пунктов пропуска с целью увеличения перевалки грузов и устранения пробок, а также освоить новые системы управления пунктами пропуска. Руководитель «Росграницы» привел пример сингапурского пункта пропуска Чанги. Здесь в сутки пропускается 250 тысяч человек и 20 тысяч транспортных средств. И никаких очередей и пробок нет.
«Предлагаем использовать то, что уже сделано во многих странах для снятия угроз национальной безопасности и снижения наркотрафика. Эта модернизация должна произойти», – заявил глава «Росграницы».
О некоторых результатах работы «Росграницы»
Приказ руководства «Росграницы» об открытии вновь построенных пунктов пропуска государственных рубежей – хорошее и приятное событие. Ведь теперь открываются только современные здания и сооружения.
Многосторонний постоянный воздушный грузопассажирский пункт пропуска аэропорта Екатеринбурга «Кольцово» был модернизирован «Росграницей» совместно с Минтрансом РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, ФТС России, Роспотребнадзор и Россельхознадзор). Теперь на территории пункта в круглосуточном режиме осуществляется пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, следующих через государственную границу РФ. Проектная пропускная возможность нового ПП: грузы – 220 тонн в сутки, пассажиры – 600 человек в час. Но так будет после проведения второго этапа реконструкции. А до модернизации фактическая пропускная способность грузов составляла 3 965 тонн в год.
Морской пункт пропуска расположен в Выборгском районе Ленинградской области. Здесь введены в строй два терминала: морской нефтеналивной терминал (четыре основных причала, три вспомогательных причала для портофлота); терминал светлых нефтепродуктов (два основных причала, один вспомогательный причал для портофлота). Пункт пропуска Приморск оснащен всеми необходимыми техническими средствами, что обеспечивает в полном объеме выполнение задач государственными контрольными органами.
Развитие пограничной инфраструктуры в рамках подготовки саммита АТЭС и Сочинской олимпиады
Сегодня в Приморском крае имеется 17 морских, автомобильных, железнодорожных и воздушных пограничных пунктов пропуска. В утвержденный перечень погранпереходов, задействованных при подготовке и проведении саммита АТЭС-2012, вошли восемь пунктов пропуска (семь приморских и один в Хабаровске). Вместе с тем на территории Приморья должно появиться несколько новых ПП. Они будут обслуживать как морские, так и воздушные ворота Владивостока. Для финансирования их реконструкции планируется внести изменения в федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации», что будет сделано, как ожидается, сразу после принятия федерального бюджета-2010.
Четыре пункта пропуска через государственную границу РФ в районе Сочи, которые согласно плану будут использоваться при подготовке и проведении Олимпиады, работают и сейчас, но, безусловно, нуждаются в модернизации. Ведь нагрузка на них в ближайшие годы будет существенно расти, а пик ее придется непосредственно на Игры. При реконструкции сочинского аэропорта не имеет смысла создавать огромное количество мест для контрольных органов, рассчитанное на гигантские «олимпийские» пассажиропотоки, ведь после окончания Игр пункт пропуска снова начнет работать с прежней нагрузкой. Выгоднее обеспечить условия для развертывания временных мобильных мест для осуществления контроля. Реконструированные пункты пропуска будут открываться с учетом растущего грузопотока, направленного на строительные площадки олимпийских объектов. В этом году продолжат принимать стройматериалы грузовые районы Сочинского морского порта и воздушный пункт пропуска в аэропорту города, в следующем – в возросших объемах – железнодорожный и автомобильный пункты пропуска.
Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА