Как найти безбарьерный путь модернизации инфраструктуры?
Открывавшее форум пленарное заседание было посвящено широкому кругу вопросов. В ходе обсуждения затрагивались проблемы финансирования инфраструктурных проектов, модернизации российской строительной отрасли, энергоэффективности и энергоаудита, обеспечения доступа вновь создаваемых предприятий к инженерным коммуникациям, привлечения граждан к непосредственному участию в управлении жилищным фондом. Свою профессиональную позицию по обозначенным темам высказали ведущие отраслевые эксперты, представители профильных ассоциаций и финансовых институтов.
Особый интерес вызвало выступление президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана. Что вполне закономерно, ведь строительству принадлежит ключевая роль в создании инфраструктуры страны.
По мнению главы АСР, сегодня лишь 30% российских дорог соответствуют международным стандартам. Власть не справляется с возложенными на нее функциями, поэтому уже сейчас необходимо развивать государственно-частное партнерство, которое будет заключаться в обслуживании инфраструктурных проектов частным бизнесом. Например, так произошло с Курским вокзалом в столице РФ, который был реконструирован «Mirax Group» за счет собственных инвестиций. При сдаче объекта случился неприятный момент: корпорация «Российские железные дороги» вернула инвестору не всю сумму потраченных средств -девелоперы потеряли порядка 300 млн. руб. Поэтому, считает президент Ассоциации строителей России, важную роль в развитии строительной отрасли должны сыграть контракты жизненного цикла. Согласно условиям такого контракта, одна сторона (исполнитель инфраструктурного проекта) за свой счет и с использованием собственных материалов возводит объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненный цикл). В свою очередь другая сторона (государственная структура или муниципальное образование) оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог). Однако успешное внедрение этого нового для России инструмента государственно-частного партнерства возможно только при снятии давления устаревших СНиПов, ГОСТов и других нормативных документов.
«Ведь дальнейшее применение этих не соответствующих современным реалиям нормативов предполагает неэффективные энергоемкие технические решения в строительстве», -уверен Н. Кошман.
О задачах по модернизации российского топливно-энергетического комплекса шла речь в выступлении руководителя рабочей группы по энергоэффективности и энергосбережению Общественной палаты РФ Анатолия Либета.
По словам А. Либета, в экспертных заключениях называются различные цифры потери энергии в России. Порой энергоэффективность у нас в десятки раз ниже уровня развитых стран. Согласно данным Мирового банка, уровень энергопотерь в нашей экономике, даже если они будут скорректированы с учетом холодных условий и географически сложного положения России, составляют до 40%. Примерно столько потребляет первичной энергии вся Франция.
«Одна из ключевых проблем, связанных с энергоэффективностью - это энергоаудит, - считает Анатолий Либет. - Если выразиться аллегорически: наша экономика больна, она неэнергоэффективна. При постановке диагноза необходимо узнать, что конкретно болит? Диагноз в медицине должны ставить врачи, а в сфере энергоэффективности -профессиональные энергоаудиторы. Думаю, что создание профессионального сообщества энергоаудиторов, его становление и развитие-одна из первоочередных задач».
Сегодня не уделяется достаточного внимания малой энергетике, по крайней мере, в области законодательства. Поэтому у компаний, которые внедряют малую генерацию и другие новые технологии, существуют серьезные проблемы с административными барьерами. Для того чтобы построить малую гидро- или газовую электростанцию, нужно пройти достаточно сложные бюрократические процедуры. По словам Анатолия Либета, вопросы модернизации, которые поставлены во главу угла развития страны и экономики, в первую очередь должны затронуть именно энергетическую инфраструктуру, как основу развития экономики.
«Инфраструктура - это сама жизнь. Без ее совершенствования мы не сможем развивать остальные отрасли народного хозяйства», - заявил представитель Общественной палаты РФ.
Банковские учреждения готовы давать деньги на инфраструктурные проекты. Об этом сообщил в своем выступлении заместитель председателя правления Евразийского банка развития Геннадий Жужлев. На его взгляд, сейчас многие кредитные организации обладают излишней ликвидностью и могут давать кредиты под 7-10% на 10 лет. Другое дело, что перспективных проектов не так много. Сегодня в Евразийском банке развития лежат запросы на получение кредитов на 5 млрд. рублей. Однако положительно будет решен вопрос только каждого четвертого кредитополучателя, поскольку значительная часть заявок не отвечает требованиям финансового учреждения. Что касается прогнозов на будущее, то Г. Жужлев считает возможным увеличение сроков выдаваемых займов и введение бонусов для банков в случае достижения удачного результата инвестирования средств.
Модернизация страны, предполагающая рост производства и промышленности «невозможна без доступа к инженерной инфраструктуре, который определяет сроки и стоимость, как главные показатели эффективности любого проекта». Таково мнение другого докладчика пленарного заседания -советника президента общественной организации «Деловая Россия» Александра Оси-пова. Говоря о ситуации в данной сфере, представитель «Деловой России» отметил, что при наличии технической возможности подключения к электросетям, средний срок согласования проектов составляет 272 дня, при этом должно быть выполнено 8 процедур, на этапе каждой из которых в подключении может быть отказано. Стоимость же подключения вообще непредсказуема: в разных регионах она колеблется от 500 рублей до 113 тысяч рублей. Как правило, эти цифры не имеют каких-либо экономических обоснований. Кардинальным образом картину, по словам А. Осипова, сможет изменить только «демонополизация как можно большего количества услуг сетевых организаций и полная прозрачность их в тех случаях, когда демонополизация невозможна».
Наиболее интересные инфраструктурные проекты Российского бизнеса
По окончании пленарного заседания места в президиуме форума заняли представители бизнеса, презентовавшие финансовому экспертному сообществу свои инвестиционные проекты. В ходе состоявшегося анализа проектов были обстоятельно рассмотрены их сильные и слабые стороны, оценены рыночные перспективы. Самое серьезное внимание уделялось условиям привлечения инвестиций, планируемым инструментам и схемам финансирования. Немаловажно и то, что рассмотрение перспектив каждого презентованного проекта проводилось в контексте предполагаемой экономической и социальной отдачи для региона. Рассмотрение предложенных бизнес-идей сопровождалось оживленными дискуссиями.
Строительство современного нефтеперерабатывающего завода в Нижневартовске станет возможным только благодаря Ванье-ганскому месторождению, тяжелая нефть которого обладает уникальными свойствами: из нее можно производить высококачественные битумы, применение которых позволит строить автомобильные дороги, не нуждающиеся в ремонте десятки лет. Если югорские трассы, сделанные с применением того битума, который выпускается сейчас, служат примерно 5-6 лет, то новое сырье позволит продлить срок эксплуатации автодорог без капремонта до 10-12 лет. И это в условиях Крайнего Севера с резкими перепадами температур. Аналога такому продукту сегодня в России нет. Есть уверенность, что битумный завод будет построен в городе в течение 5 ближайших лет. Он будет производить 152 тыс. тонн дорожного битума в год. Помимо основной продукции нефтепереработчики займутся изготовлением строительного и хрупкого битума, арктического дизельного топлива, маловязкого судового и печного топлива, вакуумного газойля и компонента бензина. Сроки окупаемости предприятия при полном объеме затрат по проекту в размере 5 млрд. рублей составят примерно 10 лет.
ЗАО «Завод «ЛИТ» из г. Переславля-Залесского Ярославской области презентовало проект по производству полноформатных биориентированных энергосберегающих и защитных самоклеящихся полиэтилентерефталатных пленок. Этот проект призван произвести полное замещение импортных аналогов. В России и мире нет конкурентов ввиду уникальных технологических особенностей проекта. Планируемые сроки сооружения новых производственных мощностей - 36 месяцев. Предполагаемые сроки окупаемости и порядок возврата затраченных средств - 120 месяцев. Общая стоимость проекта -80 млн. евро. На сегодняшний день завод «ЛИТ» располагает только 15 млн. евро. На остальную сумму (а она совсем немаленькая - 65 млн. евро) нужно привлекать инвесторов. Учитывая, что муниципальный и региональный бюджеты вряд ли «потянут» такие суммы, скорее всего ЗАО «Завод «ЛИТ» нужно просить помощи у российских банков.
На форуме также состоялась презентация бизнес-проектов по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, строительству завода по производству металлопроката в Ставропольском крае и др.
Кстати, практика реализации инфраструктурных программ показывает, что весьма продуктивной формой государственно-частного партнерства могут стать концессии. Об этом неоднократно говорилось на заседаниях отраслевых сессий форума, где рассматривались проблемы модернизации основных отраслей отечественной экономики: транспортной системы, топливно-энергетического комплекса, строительства и ЖКХ, информационной инфраструктуры.
Уже есть примеры концессионного ГЧП по реализации крупнейшего в постсоветской России транспортного проекта: так будет строиться приполярная железнодорожная магистраль Салехард - Надым - Новый Уренгой - Коротчаево протяженностью более 1 тыс. км. Причем за счет внедрения инновационных транспортно-строительных технологий суммарные расходы на создание такой магистрали будут снижены со 197 до 153 млрд. руб. Этот стальной путь должен не только соединить друг с другом изобилующие природными ресурсами приарктические регионы РФ, но и эти территории с железнодорожной сетью остальной России.
Посредством концессионного ГЧП в 2012-2019 годах будет реализовываться аналогичный проект по комплексному развитию Южной Якутии. Здесь доля государственных вложений - 25%, а 75% инвестируют частные компании (стоимость проекта в текущих ценах-422,5 млрд. руб.). Данный проект предусматривает создание свыше 10 промышленных, транспортных и энергетических объектов, а также проложить 150 км автодорог, 270 км железных дорог и 1200 км электросетевой инфраструктуры.