ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

1 Мая 2010

Квалиметрия и транспортное строительство

Квалиметрия и транспортное строительство
Среди многих новых особенностей, характеризующих сегодня хозяйственную деятельность в нашей стране, одной из очень важных являются возрастающие требования к точности и всесторонней обоснованности принимаемых управляющих решений. При этом требование точности предполагает возможность обосновывать решение (обычно принимаемое на основе анализа нескольких возможных вариантов) количественным расчетом, квантифицировать (количественно выразить) даже те параметры решаемой задачи, которые еще сравнительно недавно количественной формы не имели.

Требование же всесторонней обоснованности предусматривает, что принятое решение должно базироваться на учете не одного (или даже нескольких), а всех параметров, всех свойств, характеризующих качество сравниваемых вариантов решения. Таким образом, речь идёт о том, что качество сравниваемых вариантов сегодня нужно уметь выражать в обобщённом виде и количественно, уметь давать ему комплексную количественную оценку. Важна именно количественная форма оценки, так как иначе их не удастся полноценно использовать в технико-экономических расчётах.

Однако комплексная количественная оценка качества нужна не только при сопоставлении нескольких вариантов с целью выбора лучшего из них. Она совершенно необходима и для того, чтобы управлять качеством, контролировать и улучшать его, повышать или поддерживать его уровень и т. д.

Совокупность проблем, связанных с разработкой принципов и методов количественного оценивания качества, изучает научная дисциплина квалиметрия.

Понятие и термин «квалиметрия» для обозначения самостоятельного научного направления впервые были обоснованы (1968 год) в статьях ряда советских экономистов, инженеров и архитекторов. Своевременность и оправданность этой инициативы в последующие годы была подтверждена серией международных научных конференций (проведённых, например, в Москве, Осло, Варне, Ереване, Мадриде, Таллине, Дели и др.), полностью или частично посвящённых вопросам квалиметрии. Термин «квалиметрия» постепенно входит в научно-технический лексикон многих стран.

В настоящее время в квалиметрии выделяют две самостоятельные ветви – теоретическую и прикладную. Теоретическая квалиметрия исследует общие проблемы количественного оценивания качества абстрактного математического понятия «объект» (безотносительно к конкретным его особенностям). Прикладная квалиметрия разрабатывает способы оценивания качества (терминами «оценивание» и «оценка качества» здесь обозначаются процесс и результат процесса комплексного количественного выражения качества) применительно к конкретным объектам (предметам, процессам, явлениям). Поэтому к сфере прикладной квалиметрии относятся также оценки качества различных процессов – трудовых, управленческих, технологических и т. д. – и явлений – природных (естественных) и социальных (искусственных).

Начиная с 50-х годы XX в., когда был взят курс на широкое внедрение индустриальных методов строительства, появляются теоретические разработки и апробированные на практике методики, посвящённые самым различным аспектам проблемы оценивания качества в области строительства. В этот же период появился ряд методик оценки качества строительно-монтажных работ, апробированных в крупнейших строительных объединениях.

И всё-таки в современном строительстве (в том числе в транспортном) реальное использование методов квалиметрии резко отстаёт от потенциальных её возможностей. В значительной мере причина в том, что у подавляющего большинства управленцев в строительстве ещё отсутствует реальное представление о том, что может квалиметрия и какой эффект возможен от её применения. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Во-первых, с помощью аппарата квалиметрии можно решать те задачи, которые без неё принципиально неразрешимы (речь идёт о решениях, которые базируются на расчётах, т. е. на том, что можно проверить и, при необходимости, воспроизвести), например, количественное оценивание качества необходимо при решении таких экономических или управленческих задач, в которых для повышения точности расчётов необходимо учитывать не только количественные, но и качественные факторы, если последние не могут быть выражены в денежных единицах измерения. При этом не накладываются какие бы то ни было ограничения на характер или число факторов, которые желательно учесть. Такие факторы могут быть экологическими, демографическими, социальными, эстетическими, политическими и любыми другими.

Во-вторых, учтём следующие обстоятельства. Как установили специалисты по проблеме качества, из трёх факторов, необходимо и достаточно формирующих качество готовых продуктов, в том числе и качество завершённого строительного объекта (качество проекта, по которому возведён объект; качество материалов, в том числе деталей, полуфабрикатов, оборудования), из которых он построен; качество строительно-монтажных работ (соответствие продукта проекту) наиболее важным (в отношении влияния на качество готового строительного объекта) является качество проекта. Понятно поэтому, что ситуация, при которой из трёх основных характеристик результатов строительного производства (количество, затраты, качество) только важнейшая характеристика «качество» (и, в частности, качество проекта) не имеет общепризнанной методологии её количественного оценивания, не соответствует требованиям современного этапа технического прогресса.

Какие же задачи могут решаться методами квалиметрии в области транспортного строительства? Кратко рассмотрим наиболее важные из них (в отношении типологии решаемых задач). При этом не будем останавливаться на самой технологии вычисления оценок качества, так как это достаточно подробно освещено в работах по теоретической квалиметрии. Не будем здесь также рассматривать вопрос о том, как получить оценки качества, а только вопрос, где наиболее эффективные сферы их применения в транспортном строительстве. Методика оценки качества с помощью квалиметрии рассматривается в других работах (1, 2, 3).

Изложенное прежде всего относится, например, к управленческой деятельности в строительстве, поскольку практически любому управленцу (менеджеру) приходится сталкиваться с проблемой качества в разных её аспектах.

1. Управление качеством строительства. В зависимости от специфики работы менеджера это может быть управление качеством производственного (строительного) процесса, качеством проектирования (конструирования), качеством строительной продукции (или услуг), качеством персонала и т. д. Во всех этих ситуациях задача менеджера фактически состоит в том, чтобы качество управляемого объекта (строительного процесса, строительного проекта, строительной продукции, персонала и т. д.) перевести в заданное время из существующего состояния А в заранее заданное состояние Б. Понятно, что для решения этой задачи прежде всего необходимо уметь количественно выражать состояния А и Б объекта, т. е. уметь количественно оценивать его качество.

2. Выбор лучшего решения. Качество в строительстве нужно уметь количественно оценивать в тех весьма часто встречающихся в деятельности менеджера ситуациях, когда ему приходится выбирать лучшее по качеству решение из двух или большего числа вариантов. Например, нужно выбрать лучший по качеству образец строительной продукции, вариант инвестиций в строительной отрасли, тип организационной структуры строительной организации или лучшего из нескольких человек, претендующих на одно вакантное место исполнителя или управленца. Следует подчеркнуть, что в этом отношении применение квалиметрии в строительстве тесно связано с инновационной стратегией обеспечения научно-технического прогресса, поскольку одно из важнейших направлений использования квалиметрии в строительстве – применение её для выбора лучшего варианта управленческого решения. Особенно большой потенциальный эффект связан с применением вариантного проектирования строительных объектов транспорта, например, при выборе лучшего из достаточно большого (5-7) числа рациональных вариантов, разработанных на ранней стадии проектирования одним и тем же проектировщиком (фирмой). Исследования показали, что в этих ситуациях удаётся получить лучший вариант проекта, качество которого до 30 % превышает качество любого другого. Аналогичный эффект может быть получен не  только при вариантном, но и при конкурсном проектировании.


Качество проекта

При составлении технико-экономических обосновании (ТЭО) строительства объектов того или иного вида транспорта обычно используются показатели двух типов. Первый тип – экономические показатели, которые уже имеют количественное выражение и поэтому могут включаться в расчёты. Показатели второго типа не относятся к экономическим и при использовании обычных способов оценивания не всегда могут быть выражены в количественной форме. К таким показателям можно отнести социальные, демографические, экологические и другие (положительные или отрицательные), связанные со строительством крупного транспортного объекта. Многие из этих показателей иногда не менее важны, чем показатели первого типа. При этом показатели второго типа, как правило, не могут быть выражены в количественной (денежной) форме, поэтому их учёт обычно ведётся отдельно от экономических. Но такой подход не позволяет расчётным путём получить обобщающий показатель качества рассматриваемых вариантов и, таким образом, снижает точность и обоснованность принимаемого на их основе решения.

Главное преимущество квалиметрического подхода состоит в том, что на его базе можно в количественной форме учитывать любые показатели, как экономические, так и неэкономические. При этом представляется возможным не просто учесть их, но и объединить в один комплексный показатель, однозначно определяющий преимущество того или иного имеющегося варианта и именуемый в теории квалиметрии интегральным показателем качества. Кратко рассмотрим некоторые типичные ситуации такого рода.

1. Выбор площадки строительства крупного транспортного объекта.

Предположим, что рассматриваются варианты выбора площадок для размещения автовокзала в крупном городе. В этом случае наряду с чисто экономическими показателями (затраты на инженерную подготовку участка; стоимость магистральных инженерных сетей и др.) приходится учитывать такие «неколичественные» факторы, как архитектурно-градостроительные (сочетаемость архитектурно-композиционного решения вокзала с окружающей городской застройкой); экологические и т. д. В некоторых случаях может возникнуть необходимость принять во внимание даже и такой фактор, как культурно-историческая ценность предполагаемого участка строительства.

Понятно, что аналогичная ситуация может возникнуть при рассмотрении вариантов «посадки» объектов не только точечных (например, вокзал), но и линейных (например, трасса дороги). Достаточно привести сравнительно недавний пример, когда проект мощной ЛЭП (трасса которой должна была пройти по живописным и исторически ценным местам Англии) встретил сильнейшую оппозицию общественности именно в силу того, что воздушная ЛЭП в значительной степени ухудшит живописность пейзажа. (И общественность победила!)
Существующие методы выбора вариантов не позволяют в количественной форме и в рамках единого критерия учесть все эти факторы, в то время как в случае применения квалиметрии решение этой задачи вполне осуществимо.

2. Выбор варианта генерального плана крупного транспортного объекта.

Рассмотрим другой пример. Расположение зданий и сооружений на генплане вокзального комплекса достаточно жёстко нормируется указаниями нормативных документов. Но даже и в этих условиях есть факторы, которые влияют на качество генерального плана и вместе с тем не могут быть выражены через экономические показатели.

Например, для крупного транспортного узла допускается размещать здания административного и обслуживающего назначения между ремонтной и жилой зонами. Расположение этих зданий одно по отношению к другому и к основным зданиям в сравниваемых вариантах может быть различным.

По этому показателю (условно назовём его «функциональность зоны вспомогательных сооружений») варианты будут отличаться. То же возможно и относительно расположения пожарного депо: в одном варианте оно может располагаться в непосредственной близости от въезда на вокзал, а в другом – на максимально допустимом по нормативам расстоянии 1,5 км.

Предположим, что два сравниваемых варианта вокзала характеризуются показателя-ми (в условных единицах), приведёнными в табл. 1.

Таблица 1
Показатели вариантов вокзала (для сравнения)



Допустим, что по всем остальным показателям варианты А и Б равноценны. Какому варианту отдать предпочтение? Обычными (неквалиметрическими) методами эта задача расчётным путём решена быть не может. Решение в такой ситуации будет приниматься интуитивно, без строгого расчётного обоснования. Как показали исследования в области экспериментальной психологии, интуитивное (эвристическое) решение может быть сравнительно точным (да и то далеко не всегда) только при условии, что число одновременно принимаемых во внимание факторов не превышает 5-9. Рассматриваемая же намеренно упрощённая ситуация характеризуется только тремя переменными, но в реальных условиях может содержать их намного больше (до десятков и даже сотен) переменных показателей, характеризующих каждый вариант. В этом случае никакая интуиция не поможет. И хотя один из вариантов всё же будет сочтён лучшим, но уверенность в том, что выбор сделан правильно, будет невелика.

Изложенная задача (даже при значительно большем, а практически любом числе пе-ременных показателей) принципиально вполне разрешима с применением аппарата квалиметрии.

3. Выбор объёмно-планировочного решения.

Рассмотрим специально упрощённый пример сравнения двух вариантов объёмно-планировочных решений главного корпуса, вспомогательных зданий и помещений авто-вокзала (табл. 2). Как и в приведённом ранее примере, будем полагать, что оба варианта А и Б полностью соответствуют требованиям нормативных документов и заданию на проектирование.

Таблица 2
Показатели вариантов объёмно-планировочного решения вокзала (для сравнения)


Примечание: значения всех остальных показателей в обоих вариантах одинаковые.

Расчётным путём такую задачу при большем, а практически любом, числе показателей можно решить только с помощью методов квалиметрии.

Нетрудно заметить, что кроме рассмотренных ситуаций, в которых квалиметрия может оказаться полезной при оценке качества проектов, в транспортном строительстве может встретиться и множество ситуаций такого рода, разбор которых, однако, в целях экономии здесь не проводится.


Качество материалов

Как известно, качество строительного материала определяется многими его свойствами, имеющими различный характер: функциональный (надёжность, прочность, эргономичность и др.); экономический (затраты на укладку в дело и поддержание в бездефектном состоянии в течение срока службы построенного из этого материала объекта) и, в некоторых случаях, - эстетический (по отношению к материалам, используемым для внутренней и/или внешней отделки).

В настоящее время для характеристики большинства строительных материалов обычно используют только отдельные функциональные (например, прочностные) или экономические показатели. Оценка качества строительного материала, включающая эти и все другие характеристики, в транспортном строительстве пока что не используется. Это от-носится к оцениванию качества и строительных материалов, и строительных изделий, и полуфабрикатов, и технологического инженерного оборудования. Одновременно необходимо иметь в виду, что оценка качества должна учитывать не только «потенциальные», но и фактические свойства материалов, характеризующие их перед укладкой в дело.

Как показывает опыт, подобное квалиметрическое оценивание качества строительных материалов повышает точность и обоснованность принимаемых решений при оценивании качества строящегося объекта.


Качество работы

Оно может рассматриваться по двум основным направлениям.

1. Качество выполнения строительно-монтажных работ. Эта оценка должна в численной форме показывать, насколько выполненные работы соответствуют рабочим чертежам в отношении допусков, предусмотренных нормами (ТУ, стандартами, нормалями и т. д.). Такого рода оценки необходимы для того, чтобы зафиксировать качество выполненных работ в производственно-технической документации (например, в актах приёмки объектов), а также для стимулирования качества работ. Сегодня подобного рода оценки если и определяются, то, как правило, очень неточно, по примитивной пятибалльной (а чаще всего даже по трёхбалльной) шкале. Методы квалиметрии позволяют сделать эти оценки гораздо более точными и обоснованными.

2. Качество работы строительно-монтажных организаций – понятие более широкое, чем предыдущее, так как включает в себя ещё и такие показатели, как выполнение плана, производительность труда, рентабельность, состояние техники безопасности и т. д. Оценка качества работы, синтезирующая все эти отдельные показатели ,может стать единой и наиболее полной характеристикой работы строительной организации. Эта оценка позволит гораздо более объективно и точно, чем это делается сейчас, сравнивать показатели работы нескольких строительных организаций.

Кроме рассмотренных, существует очень много других случаев, в которых квалиметрия может оказаться необходимой при оценке качества в транспортном строительстве (при строительстве мостов, тоннелей, метрополитенов и пр.).

В заключение, не останавливаясь на самой технологии проведения квалиметрического расчёта (это изложено в литературе [1, 2, 3]), отметим только, что при оценке вариантов методом квалиметрии могут встретиться два основных случая:
1) варианты должны быть только ранжированы, при этом остаётся неизвестным, насколько один вариант лучше (или хуже) любого другого;
2) кроме ранжировки, определяются и интервалы между показателями качества вариантов, соседних в ранжированном ряду, что даёт возможность для каждого варианта определить не только те из указанного ряда, которые он превосходит, но и во сколько раз.

В результате вычисление квалиметрической оценки в условиях 1-го случая даёт меньше информации по сравнению со 2-м случаем, но при этом характеризуется значительно меньшей трудоёмкостью при расчётах интегрального показателя качества.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что изложенное не следует понимать так, что подобные задачи в проектировании и строительстве транспортных объектов никогда не решались. Они, конечно, решались и решаются сейчас, но известными традиционными способами. А квалиметрия позволяет сделать эти решения более точными и обоснованными.


Г. АЗГАЛЬДОВ, доктор экономических наук, профессор МАДИ (ГТУ),
Б. ЗАЙЦЕВ, кандидат технических наук, профессор МИИТ


Литература:
1. Азгальдов Г. Г. Количественная оценка качества. (Квалиметрия) Г. Г. Азгальдов, Л. А. Азгальдова. – М.: Изд-во стандартов, 1971.
2. Азгальдов Г. Г. Метрология, стандартизация и сертификация. Часть II. Стандартизация, сертификация и управление качеством строительства Г. Г. Азгальдов, Б. В. Зайцев, И. А. Сазыкин, М. П. Голышкова, А. В. Машкевич. – М.: Изд. РГОТУПС, 2006.
3. Азгальдов Г. Г. Квалиметрия для инженеров-механиков Г. Г. Азгальдов, В. А. Зорин, А. П. Павлов. – М.: Изд. МАДИ., М., 2006.

Кол-во просмотров: 15310
На правах рекламы
Яндекс.Метрика