ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

25 Октября 2010

Московских улиц разнолики цвет

Московских улиц разнолики цвет
Москва – город архитектурных контрастов. Здесь усадьбы соседствуют с особняками, стиль модерн – с архитектурой сталинского и хрущевского периодов. Но как же объединить такое эклектичное городское пространство и создать неповторимый образ мегаполиса? На этот вопрос легко ответят московские колористы. Они ищут гармонию …в цвете. Точнее в его грамотном использовании в архитектуре. Попробуем же проникнуть в тайны колористики современной Москвы.

Применение цветов в архитектуре издревле напрямую связано с природными красками той местности, где происходило строительство объекта. Для России всегда было характерно разнообразие оттенков. Поэтому европейские архитектурные течения, которые приходили в нашу страну, значительно менялись в цветовом плане. Так, например, произошло с барокко. Если во Франции ему была присуща исключительно серая гамма, у нас он «окрасился» в красный, синий и желтый тона. То же самое случилось с классицизмом: европейским серокаменным оттенкам мы предпочли желтую охру, светло-зеленые, светло-голубые и сиренево-серые («жемчужные») цвета в сочетании с чисто-белыми архитектурными деталями.

Эти тенденции и краски вы легко отыщете в архитектуре Москвы. Здесь каждый стиль выработал свою палитру. Так, классика предпочитала пастельный основной фон и белые цвета деталей. Сохранилось большое количество зданий, принадлежащих этому течению: Гостиный Двор, МГУ на Моховой, многочисленные частные особняки.

Архитектура классицизма предполагала высветление застройки

Богатое сочетание цветов появилось на рубеже XIX-XX веков в модерне: фиолетовые, синие, голубые, розоватые, бирюзовые – любые, за исключением белого и желтого.

Сейчас Москва продолжает активно строиться, в столице возводят новые здания, которые по архитектуре и цветовому решению заметно отличаются от домов 1970-80 гг. А что говорить об объектах начала прошлого века. Город меняется, растет, тем не менее его образ должен быть единым и цельным. Современные специалисты по строительству пришли к выводу, что разновременные архитектурные пласты необходимо сочетать. Для этой цели сегодня как раз используют цвет. И эта методика дает результаты! Ведь каждый, кто сейчас приезжает в Москву, отмечает, как похорошела столица за последние годы. Появились современные градостроительные комплексы, новую жизнь обрели старинные особняки и исторические памятники, свежая палитра красок высветила их московскую неповторимость.

«Мы наблюдаем возрождение многоцветия в архитектуре. Новые здания интересны не только по форме, но и по цвету. Они прекрасно вписываются в окружающий ландшафт, не перегружая его, а наоборот, придавая ему исконный московский колорит в причудливых сочетаниях архитектурных форм», – считает Юлия Михайлова, главный специалист архитектурного бюро «Арт де факто».


Чисто московский колорит

Еще в 2000 г. в Первопрестольной был создан необычный Центр цвета. Задача его специалистов заключается в том, чтобы выявить и подчеркнуть цветовые характеристики каждого здания в Москве и создать в целом гармоничный городской ансамбль. Для этого всем постройкам в столице «заводят» колористический паспорт.

В нем содержатся все необходимые сведения об объекте, дается описание его истории и стилевых особенностей. В этот документ включен даже детальный компьютерный чертеж фасадов здания, где цвета всех архитектурных элементов (кровли, стен, цоколя, дверей, окон) обозначены специальными индексами московской палитры. Ее разработали столичные архитекторы, выделив из мировой цветовой системы NCS1 500 оттенков, которые затем стали использовать для создания колорита города. В саму же международную палитру NCS входит около 2000 цветов. Тона в NCS Index 1950 разделены на 5 групп: серые, желтые (G80Y-Y70R), красные (Y80R-R70B), синие (R80B-B70G) и зеленые (B80G-G70Y).

С помощью московской палитры в Первопрестольной уже реализованы масштабные колористические проекты. Первые улицы, выкрашенные по «концепциям», появились в самом конце 1990-х годов. Это Мясницкая, Сретенка, Долгоруковская и Новослободская. Позднее к ним присоединились Моховая, Покровка, Камергерский переулок, Бульварное и Садовое кольцо.

Каждый из этих проектов имеет свои особенности и нюансы. Например, колористика Садового кольца – совершенно особая тема. Ведь на одной из самых представительных кольцевых магистралей города соседствуют различные архитектурные строения. Поэтому для «последовательного планомерного и целостного колористического осмысления отдельных участков Садового кольца» (так сказано в концепции) использовалось ранжирование застройки – выделение зданий по размеру, массе, смысловой значимости. Кроме того, многие здания на Садовом из-за сильного загрязнения требовали высветления.
Садовое кольцо требовало пристального внимания столичных колористов
Садовое кольцо требовало пристального внимания столичных колористов

Подход к цвету в районах новостроек более сложный. Здесь необходимо комплексное колористическое планирование. «К сожалению, концепций, разработанных для новых районов, не так уж много, – рассказывает Татьяна Семенова, профессор МАРХИ, руководитель Центра цвета г. Москвы. – А ведь невозможно гармонично вписать дом в цветовое решение улицы, не зная, какие здания будут построены на ее противоположной стороне».


Я город узнаю по цвету крыш и окон

Но не одними стенами ограничивается цветовое оформление зданий. Еще одна важная составляющая – окна. В большинстве московских новостроек устанавливают пластиковые конструкции. Замену старых окон на новые из ПВХ проводят даже в исторических объектах. Такая модернизация, прежде всего, является энергосберегающей мерой.

«Именно ПВХ-системы – наиболее оптимальное решение с точки зрения теплоизоляции, в том числе в процессе ремонта памятников истории и архитектуры, – считает Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами ТД ПРОПЛЕКС (эксклюзивного поставщика ПВХ-профиля, произведенного в России по австрийским технологиям). – На мой взгляд, лучшим подтверждением этому служат примеры реконструкций знаковых объектов. В частности, наши системы установлены в Третьяковской галерее, здании Киевского вокзала, Театре на Таганке».
ПВХ-окна установлены в Третьяковской галерее, Театре на Таганке
ПВХ-окна установлены в Третьяковской галерее, Театре на Таганке

Современные окна не нарушают городской колорит, а наоборот, легко в него вписываются. Ведь сегодня пластиковую раму можно оформить «под старину». Тогда светопрозрачные конструкции не выбиваются из общей цветовой гаммы определенного квартала или же целого исторического района. «Существует немало решений, с помощью которых можно заменить оконные конструкции в историческом здании, не нарушив его внешний облик, – рассказывает Рафик Алекперов (ПРОПЛЕКС). – Современные технологии позволяют изготавливать конструкции различной формы, размера и цвета, которые впишутся практически в любой исторический дизайн. Например, оконный профиль, ламинированный под дерево, органично сочетается со старинными фасадами из красного кирпича».

Кровли – тоже совершенно особый аспект цветового решения здания. И здесь Москве, к сожалению, похвастать нечем. Культура цвета крыш у нас практически не развита по причине популярности плоских кровель и высотного строительства. Если посмотреть на «кровельную» палитру рубежа XIX-XX веков, то можно обнаружить коричневые, зеленые, серые и умбристые цвета. В 1818 г. московская Комиссия для строений разрешила красить крыши только тремя цветами: «диким» (темно-серым), зеленым и красным. Черная краска, которая широко использовалась ранее, а также другие цвета были запрещены. За нарушение этого правила с архитектора и хозяина дома взыскивали штраф.

Такое внимание к крышам неслучайно. Оттенок кровли может многое сказать о городе, его стиле и особенностях. Ведь первое, что мы видим из окна самолета, – это крыши домов и их цвет. Теплый юг Италии, Франции, Испании легко отличить по терракотовым, розово-коричневым, в основном, черепичным кровлям. Англия и Шотландия – это темно-серые крыши. Азия демонстрирует цвета, практически сливающиеся с землей (оттенки соломы, бамбука, которыми кроют дома в этих странах).
Теплый юг Италии и Франции легко отличить по черепичным кровлям
Теплый юг Италии и Франции легко отличить по черепичным кровлям

В Москве сегодня оттенки крыш находятся под строгим надзором городского Центра цвета. В колористическом паспорте кровля проходит как элемент архитектуры фасада. «Основной тенденцией при выборе ее цвета остается контраст с палитрой наружных стен. Например, если кровля темная, то фасад обычно делается светлым, а детали – темными. Если крыша нейтральная, то фасад может быть более ярким, а детали – светлыми», – отмечает Александр Бородавченко, генеральный директор архитектурного бюро «Бородавченко&Гончарова».

А вот, например, медная кровля сама меняет цвет в течение 100 лет. Вначале она имеет розоватый оттенок, затем черный, а потом покрывается благородной зеленоватой патиной. И это тоже необходимо учитывать при колористическом решении фасада дома.

Итак, цветом можно подчеркнуть или разрушить гармонию застройки. Это действенный инструмент в формировании облика современного города. Сегодня мы вряд ли попадем в ситуацию, в которой оказался персонаж знаменитого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»2. В нем главный герой, по ошибке попавший из Москвы в Ленинград, с полной уверенностью принял чужой жилой дом за свой. Главной задачей тогда было введение в строй новых квадратных метров, а о колористике задумывались мало. Сейчас ситуация изменилась. К радости и гордости москвичей!


А. ЕРМАКОВА, компания ПРОПЛЕКС

Кол-во просмотров: 13336
На правах рекламы
Яндекс.Метрика