Разработка нового московского Генплана-2025 вовсе не означает, что до этого город развивался хаотично: ныне действующий Генплан был утвержден в конце 1990-х. Однако за прошедшие годы в жизни города произошли существенные изменения, которые непременно должны были быть учтены в главном градостроительном документе. Процедура обновления Генплана называется актуализацией, это необходимая мера, также предусмотренная федеральным законодательством.
Еще в конце 2008 года столичное правительство утвердило проект Генерального плана развития Москвы до 2025 года. Этот документ представляет собой три объемистых тома по 400 страниц в каждом. По новой версии Генплана город поделен на функциональные зоны, по каждой из которых определены максимальные суммарные показатели емкости этих территорий. Если перевести с казенного языка, это значит, что в документе прописаны максимальные возможности наземного и подземного строительства и реконструкции по каждому округу, району и даже кварталу Москвы.
Каковы наиболее яркие черты нового Генплана? Во-первых, основное строительство предполагается вести в новой зоне активности столицы, то есть между Третьим и Четвертым транспортными кольцами, где сейчас расположено большинство выводящихся из города промышленных предприятий. Помимо этого в новом Генплане найдено много резервных территорий. Например, зоны ЛЭП: сами линии уйдут под землю, а над ними можно спокойно строить.
Во-вторых, это увеличение нормы жилплощади на жителя столицы с 16 м² до 26-28 "квадратов" на человека. «В области развития жилищного фонда предусматривается строительство 100 млн м² жилья», – уточняется в документе. Согласно документу, под снос пойдут 9-этажные и 12-этажные дома серий 1605-АМ, II-49, II-57, не подлежащие реконструкции.
В-третьих, новый Генплан обещает превратить в реальность мечту о комплексной застройке. Основной акцент его разработчики сделали на социальной сфере. Задачи грандиозны: увеличить строительство объектов культуры впятеро, спорта – в четыре раза, образования – в три раза, объектов здравоохранения – в 2,5 раза. Дополнительные 2,1 млн машиномест облегчат жизнь столичных автомобилистов.
В-четвертых, запланировано развитие метро более чем вдвое – с 292 до 650 км. Подземный транспорт станет доступен для жителей таких отдаленных столичных районов как Братеево, Жулебино и Новокосино. «При этом столичный метрополитен объединится в систему экспрессного, мини- и легкого метро и будет иметь общие транспортно-пересадочные узлы с железной дорогой и новыми видами рельсового транспорта», – говорится в документе.
В-пятых, намечается сооружение дублеров крупнейших столичных автомагистралей: Волгоградского, Ленинского и Кутузовского проспектов, Дмитровского шоссе. Также будет построено много новых транспортных развязок.
В-шестых, планируется активно развивать такие виды транспорта, как троллейбус и скоростной трамвай. Именно им отводится главная роль по связи городских окраин со станциями метро. Согласно Генплану, из одной точки города в другую горожане смогут доехать не дольше, чем за 60 минут. «Первая экспериментальная линия скоростного трамвая будет построена вдоль шоссе Энтузиастов до станции метро «Шоссе Энтузиастов» с организацией ускоренного трамвайного движения до центра города – площади Рогожской заставы, с пересадкой на станциях метро «Площадь Ильича» Калининской и «Римская» Люблинско-Дмитровской линий», – отмечается в проекте московского Генплана-2025.
На первый взгляд, такой объемный документ, который готовился огромным коллективом специалистов на протяжении нескольких лет, не в состоянии осилить даже многоопытный профессионал, а не то, что рядовой житель столицы. Тем не менее, столичные власти решили провести всемосковское обсуждение проекта Генплана-2025. Вместе с актуализированным Генпланом на публичные слушания был вынесен и другой важнейший для жизни города документ – Правила землепользования и застройки.
В отличие от Генплана это более подробный документ, который поясняет, что можно строить на той или иной территории. Правила позволяют четко закрепить те или иные участки за определенными объектами, а также сформулировать необходимые требования (расположение, этажность, наличие охранных зон) к ним. Появление правил поставит застройщиков перед необходимостью параллельно с коммерческой недвижимостью возводить запланированные в данном месте объекты транспортной, инженерной и социально-бытовой инфраструктур.
Недавно в центральном офисе агентства «Интерфакс» проходила пресс-конференция главного архитектора столицы Александра Кузьмина. Он рассказал журналистам об итогах общественных слушаний по актуализированному столичному генплану. Александр Викторович, похоже, был удовлетворен тем, как прошло обсуждение, а в особенности его результатами.
«Что бы про нас ни говорили, слушания состоялись. Власть услышала людей. Только пять процентов из тех, кто в эти дни выступал, были «против» Генерального плана. Остальные москвичи были «за» Генплан, но с некоторыми изменениями на той территории, где они живут», – отметил главный архитектор столицы.
Выставки, посвященные Генплану, посетили 29 тысяч москвичей, неравнодушных к судьбе города. Те, кто одобрил Генплан в целом, старались внести в него свою лепту, касающуюся либо своих проблем, либо проблем района проживания. Таких замечаний всего получилось около 25 тысяч. Причем, подавались поправки весьма неравномерно: меньше всего замечаний по Генплану высказали жители Зеленограда – 500, а вот от жителей Юго-Западного административного округа поступило около пяти тысяч предложений и замечаний.
Впрочем, список замечаний может еще пополниться. По словам главного архитектора мегаполиса, обсуждение окончательно еще не завершено. Те горожане, которые отсутствовали в Москве в летние месяцы, еще могут успеть внести свои предложения и коррективы.
«Они могут посетить выставки, проходящие в своих округах, и оставить там свои замечания», – сказал Кузьмин. По его словам, высказать свое мнение можно на специальной выставке в здании Москомархитектуры и на выставках, развернутых в префектурах десяти административных округах города. После этого доработанный документ поступит на обсуждение в правительство Москвы, и лишь затем на окончательное утверждение в Мосгордуму.
Главный архитектор столицы отметил, что часть замечаний не относилась напрямую к Генплану. Однако, по его словам, ни одно из замечаний москвичей не останется без внимания: в сентябре на сайтах префектур округов и Москомархитектуры будут вывешены вопросы москвичей с ответами.
«Такие вопросы не выбрасываются, на них будут даны ответы. Например, в Зеленограде создана комиссия по рассмотрению вопросов, оставленных во время публичных слушаний, но не относящихся к компетенции Генплана», – сказал руководитель Москомархитектуры. Он также напомнил, что на выставках проектов генплана и правил землепользования работают консультанты, которые дают разъяснения по этим документам.
«Москвичи, которые хотели разобраться в проекте Генплана, разобрались», – добавил Александр Викторович.
По словам Кузьмина, «одна из наиболее спорных территорий – Пресня». «Там были буйные собрания», – подчеркнул руководитель Москомархитектуры. Он добавил, что в этом районе сегодня насчитывается семь спорных точек, по которым власти города должны договориться с населением.
В качестве примера, как замечания жителей города могут повлиять на решения городского руководства, Кузьмин привел Гагаринский район, который московское руководство по результатам слушаний готово отнести к «сохраняемым территориям». Потому что, согласно Генплану развития города до 2025 года, весь город поделен на две зоны – зону развития и зону стабилизации. На сохраняемых территориях строители, отметил главный архитектор, не имеют права делать даже проекты планировок.
«Сейчас при подведении итогов публичных слушаний комиссия будет рассматривать этот вопрос, и, скорее всего, их желание будет удовлетворено», – уточнил главный архитектор.
Москвичи в ходе слушаний по Генплану высказались категорически против того, чтобы строить в городе новые мусоросжигательные заводы, предлагая размещать их в Московской области. И все же, как сообщил Александр Кузьмин, московские власти будут вынуждены строить заводы в пределах городской черты: «Область нас не принимает, так как там тоже живут люди. Как можно не строить, если мы сами мусорим? Позиция у людей очень веселая: мы, москвичи, будем мусорить, а жители Московской области, где полигоны находятся, примите это все». По его словам, будет разработана новая схема размещения мусоросжигательных заводов, для обсуждения которой устроят специальные публичные слушания, которые проведут до конца нынешнего года.
В ходе пресс-конференции главный архитектор также рассказал о развитии транспортной сети. В частности, он сообщил о том, что темпы строительства Четвертого транспортного кольца снизились. «У нас сумма за высвобождаемые территории гораздо выше, чем само строительство Четвертого кольца. Все это влияет и на сроки, к сожалению, будут задержки», – пояснил главный архитектор. Он также уточнил, что Четвертое транспортное кольцо гораздо длиннее Третьего: протяженность 74 километра против 35 километров на ТТК.
Кроме того, Кузьмин затронул идею строительства дорог по крышам домов, заявив, что не поддерживает ее. Хотя по поручению руководства Москвы такой экспериментальный проект сейчас разрабатывается Москомархитектурой.
«По магистралям, расположенным на крышах, сможет ездить только легковой транспорт. Зная русский менталитет, можно предположить, что в первую же неделю, несмотря на все запрещающие знаки, по этой дороге поедет какой-нибудь КамАЗ», – пояснил свою позицию Александр Викторович.
Главный архитектор не оставил без внимания и тему строительства новых станций метро. В частности, он сообщил о том, что станция «Новокосино» будет построена раньше «Жулебино», являющейся продолжением Таганско-Краснопресненской линии, которая на данный момент является одной из самых загруженных. «Сделав ее вперед «Новокосино», мы ухудшим ситуацию на данном направлении. Поэтому для начала нам нужно снять поток пассажиров, построив метро в Новокосино», – пояснил Кузьмин.
Главный архитектор Москвы также сообщил о том, что, учитывая замечания жителей, высказанные в ходе публичных слушаний по проекту Генплана, участок Южной рокады, который пройдет по территории района Братеево, планируется убрать под землю. По словам Кузьмина, это - своеобразный компромисс, на который пошли власти Москвы по просьбам жителей.
Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА