«Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть». Эти знаменитые строки Владимира Маяковского вспоминаются, как только вступаешь на территорию «Москва-Сити». «Город» уже не в проекте, а наяву. В некоторые здания, например, в «Город столиц» может войти любой желающий.
Мы начинаем его осмотр с зоны ритейла. Эта стилобатная часть является инфраструктурной для апартаментов и офисов, которые располагаются в «Городе столиц». Здесь уже работает столовая для тех, кто трудится на территории «СИТИ», скоро откроются фитнес-центр, 6 ресторанов. Второй этаж займет галерея, где в основном будет представлено современное искусство.
«Город столиц» – это многофункциональный административно-деловой комплекс с жилыми апартаментами и подземной автостоянкой. Заказчик и собственник здания – ООО «Капитал Груп», строит турецкая компания. Комплекс состоит из двух башен – «Санкт-Петербург» в 62 этажа и «Москва» – в 73 этажа.
Поднимаемся в скоростном лифте на 58-й этаж «Санкт-Петербурга». Вид отсюда, несмотря на пасмурную погоду, – ошеломляющий. Москва – как на ладони. Наш гид Динара Лизунова объясняет, что верхние этажи здания, начиная с 19-го, занимают апартаменты. Все они продаются с полной отделкой, включая сантехнику и оборудованную кухню, и с вытяжной вентиляцией.
Площадь апартаментов – 100–230 м². Надежное остекление, которое полукругом охватывает внешнюю «стену», – главная «изюминка» апартаментов. Именно оно позволяет видеть красавицу-Москву «далеко окрест», любоваться ночной панорамой города. В двух башнях «Города столиц» 430 апартаментов, и уже более 50 % раскуплены.
Бизнес-центр, расположенный с 1-го по 18-й этаж, обслуживают две группы лифтов, апартаменты имеют свои лифтовые холлы.

Из «Города столиц» перемещаемся в так называемое «Центральное ядро» – многофункциональный рекреационный комплекс в 6 этажей (один из них – подземный). Здесь будут располагаться торговые заведения, конгресс-зал и гостиница. Основные инженерные и конструктивные работы здесь полностью закончены. Осталась чистовая отделка. Открытие торгового центра запланировано на август будущего года.
Заметно «подросли» и другие здания. В целом Москва-Сити смотрится уже не как хаотичное скопление строительных площадок, а как город в городе, в котором остается что-то достроить, навести порядок, и он начнет жить полнокровной жизнью.
Подробную информацию о состоянии дел в ММДЦ мы получили «из первых рук» на пресс-конференции, состоявшейся сразу после посещения строительной площадки в агентстве РИА «Новости». В ней приняли участие: президент ОАО «СИТИ» Алексей Бирюков, первый вице-президент Айдар Ахатов, вице-президент Дмитрий Гранкин, член Совета директоров УК ООО «Миракс Груп» Дмитрий Луценко, исполнительный директор компании Citer Inver D.V. Сергей Тарханов, руководитель Департамента маркетинга и продаж ООО «АФИ – Development» Наталья Шмурин, финансовый директор «Миракс Групп» Ирина Рогачеваи финансовый директор Capital Group Валентина Становова.

Комплексы в «Москва-Сити» – многофункциональные: здесь и офисы, и инфраструктура, и жилье. Мы ориентируемся на европейские деловые кварталы, такие, как Де Фанс в Париже, Кеннери Ворф в Лондоне.
Москва-Сити имеет массу преимуществ. У нас полностью создана инженерия, транспортная система с перспективой развития на несколько лет. Уже не один год работает линия метро со станциями «Выставочная» и «Международная».
На сегодня ММДЦ функционирует на 20 % по коммерческой застройке (20 % площадей). В высокой стадии строительства несколько объектов. Работают «Башня-2000», торгово-пешеходный мост «Багратион», комплекс «Башня на набережной», блок Б «Федерации» (объект «Миракс Груп»), деловой комплекс «Северная башня» ЗАО «Северная башня».)
Сейчас сдаются Центральное ядро, блок А «Федерации», 14-й участок с многофункциональным зданием, заказчиком которого является ЗАО «Меркурий Сити Тауэр». В следующем году будут функционировать 50 % всех площадей.
Н. Шмурин: Мы – застройщики Центрального ядра. У него двойное назначение. Первое – быть центром Сити и обеспечивать ММДЦ всем необходимым, второе – быть независимым торговым центром. «Ядро» обеспечивает жизнь всем башням: через него идут клиентские потоки, здесь находится вся инженерная система, регулируется работа транспорта. Отсюда можно, не выходя на улицу, по подземным переходам попасть во все башни.
А. Ахатов: Знаменитый зарубежный экономист Милтон Фридман говорил, что потребности человека неограниченны, а вот ресурсы их удовлетворения имеют пределы.
Среди мегаполисов мира Москва – наиболее загрязненный. В ряду 215 городов она стоит на 181 месте по экологической ситуации.

В 2008 году правительством Москвы принято решение о развитии технической базы переработки отходов: планируется отдельный сбор мусора, стоки отходов без выброса в атмосферу, мусоросжигательные заводы (на утилизацию 1 тонны отходов будет тратиться всего 50 долл.) Доход от переработки «полезного» мусора составит до 30 долл. за тонну.
«Сити» будут освещать 30 тыс. люминесцентных ламп. Их также планируется утилизировать с применением термохимического метода и получать ртуть. Все это безвредно для человека и природы, но прибыльно.
Д. Гранкин: Концепция развития «Москва-Сити» позволяет значительно сократить объемы транспорта, который здесь будет находиться, что также улучшит экологию.
С. Тарханов: Наша компания – застройщик 11-го участка, транспортного терминала. Главная наша задача – обеспечение транспортных связей в ММДЦ. Терминал аэропортов столицы позволит пассажирам проходить здесь регистрацию на рейсы, отправляющиеся из Внуково, Шереметьево, а в будущем и из Домодедово. Предполагается, что отсюда станут уходить автобусы, такси, будет организована аренда автомобилей.
Д. Луценко: Строительство башни «Федерация» заканчивается. Управляющая компания «Москва-Сити» вступила в права, а это значит, что комплекс приобрел координатора усилий всех компаний.
И. Рогачева: «Город столиц» полностью функционирует. Комплекс в заключительной стадии готовности. Открыты два крупных ресторана. В апартаментах ведутся отделочные работы, 80% которых делается «под ключ». Коротко говоря, реализация проекта – в финальной стадии.
Далее участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов.
Вопрос:Расскажите о проектах, которые осуществлены, и тех, что отложены.

Зеленые объекты уже функционируют, синие будут сданы в 2010 году, желтые отложены на среднесрочную перспективу.
Вопрос:А что с башней «Россия»?
А. Бирюков: Московским правительством принято решение о приостановке ее строительства на участках 17–18 на 3–4 года. На этот период ОАО «СИТИ» организует на данном месте парковку примерно на 500 машиномест (50 из них будут выделены малоподвижным группам граждан).
Вопрос:Под центральным ядром планируется стоянка для 4 тыс. машин. Это не удовлетворит все потребности?
С. Тарханов: Проблема дефицита парковочных мест существует и останется до тех пор, пока Москва-Сити не перестанет быть огромной строительной площадкой. Когда работы подойдут к концу, здесь будет 22 тыс. парковочных мест.
А. Бирюков: Что касается транспортных проблем, то для их решения «Капитал Груп» вместе с ОАО «СИТИ» введет 3667 машиномест. В августе нами разработан новый план организации движения в ММДЦ. Он уже принят к реализации. Добавлю, что метро сможет обслуживать 12 тыс. человек в час. Пока интервалы движения здесь – довольно протяженные. Но планируется уменьшить их до 2 минут.

Д. Гранкин: Добавлю, что сейчас одно машиноместо в Сити приходится на
Вопрос:На 15-м участке Сити обозначен комплекс административных зданий законодательной и исполнительной властей г. Москвы. Как обстоит дело с его сооружением?
Ответ:Компанией «Монарх» выполнен нулевой цикл и начато строительство. Одновременно продолжается поиск инвесторов, которые вложат в этот проект 50% средств. Пока работы ведутся на бюджетные деньги.
Вопрос:А что со строительством Дворца бракосочетаний и транспортного терминала?
Ответ:По терминалу закончены подготовительные работы, но 8 месяцев на площадке было затишье – из-за финансовых трудностей. Сейчас проблемы решены, в 2010 году строительство продолжится, а в 2012-м закончится.
А. Бирюков: Запланированные на следующий год объемы финансирования подтверждены.
Вопрос:Расскажите подробнее о так называемом альтернативном финансировании.
А. Бирюков: На 50 % средства – зарубежные. В основном турецких банков. Большая часть – под гарантии Московского правительства, 355 млн. долл. – под гарантии ВТБ. Условием предо

Вопрос:В каком состоянии проекты башни «Евразия» и комплекса «Федерация»?
Д. Луценко: На площадке «Евразии» работы сейчас не ведутся, но башня поддерживается в «рабочем» состоянии. Что касается «Федерации», то башня «Запад» сдана, начаты работы по соединению двух башен. Скоро состоится переезд на наши площади банка ВТБ. Темпы строительства упали по известным объективным причинам. Сейчас будем наверстывать. К концу 2010 года намерены сдать обе башни.
Д. Гранкин: Что касается спроса на помещения в «Москва-Сити», то в начале кризиса он резко упал, но в сентябре корпоративный интерес вернулся. В центре нигде, кроме Сити, не найдешь 50 тыс. кв. метров. К тому же здесь за сравнительно небольшие деньги (700 долл./м²) можно заключить договоры долгосрочной аренды.
Н. Шмурин:На торговые площади спрос – высокий, и он постоянно растет. За последние два месяца сдано 9 тыс. м² крупным европейским банкам.
И. Рогачева: Активизируется и спрос на жилые апартаменты. Если летом мы заключили только 10 контрактов, то, начиная с сентября, – свыше 30. В связи с возросшим спросом принято решение о повышении цен.
Д. Луценко: Особенно популярны верхние этажи, хотя они самые дорогие. Многие ждут окончания их строительства.
Вопрос:Какие объекты будут введены в ближайшее время?
А. Бирюков: На сегодня сдано 850 тыс. м². В следующем году запланирован ввод башен «Империя Тауэр», «Города столиц», второй башни «Федерации», Центрального ядра, «Меркурий Сити Тауэр». В 2011 году предполагается сдать 3 млн. м², в 2013 году – столько же, в 2014 году – 14 млн. м². Такой график утвержден городскими властями. Правительство Москвы положительно оценивает работу нашей компании.
Верится, что реализации намеченных больших планов больше ничто не помешает.
Н. ФЕДОРОВА, спец. корр.
Фото С. МИХЕЕВА