Хорошие результаты большого проекта
«Общий объем средств, выделенных на подготовку очередного саммита стран, входящих в организацию «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество», составил 679,3 миллиардов рублей, – сообщил открывший видеомост заместитель министра регионального развития России Роман Панов. – В рамках подготовки к саммиту было построено около 100 объектов. В пиковые периоды работ число строителей на объектах АТЭС превышало 28 тысяч. Из них 13 тысяч составляли жители Приморского края, 6-7 тыс. приехали из других регионов РФ, а остальные были приглашены из стран ближнего и дальнего зарубежья. Число используемой техники достигало 4200 единиц».
Замминистра представил полную расшифровку «сметы расходов» на подготовку этого судьбоносного для Приморского края мероприятия: 219 млрд. рублей поступили из федерального бюджета, 34,6 млрд. рублей – инвестировала региональная казна, около 425 млрд. пришли из внебюджетных источников.
«Выделенные финансовые ресурсы были освоены в объеме свыше 96%, – пояснил заместитель министра. – Недоосвоенные 4% приходятся на объекты, которые непосредственно на проведение саммита не влияют».
Тем не менее, по словам Р. Панова, удалось добиться стопроцентной строительной готовности объектов, предназначенных для проведения саммита.
«В крае было реконструировано и построено более 150 километров дорог, возведен современный международный аэропорт, мосты, построены объекты коммунальной инфраструктуры, – сообщил глава региона. – Все это строилось для приморцев, для дальнейшего развития и повышения инвестиционной привлекательности региона. Например, во Владивостоке появилась новая дорога, которая является альтернативным выездом из города».
О самых значительных объектах, сооруженных в Приморье за последние годы, сейчас уже знает практически каждый житель нашей страны. Это два уникальных мостовых перехода. Первый из них протянулся из материковой части Владивостока на остров Русский через пролив Босфор Восточный. Этот вантовый мост длиной почти 3 км – сооружение монументальное. Ширина проезжей части – 23,8 м. Высота пилонов – 320 м. Для сравнения: высота подобных конструкций моста Стоункаттерс в Гонконге составляет 298 м, а моста во французской Нормандии – 215 м. Второй мостовой переход проложен через бухту Золотой Рог. Город получил две новые дороги – реконструированную федеральную трассу М-60 и новую автодорогу (дорогу-дублер) «поселок Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка – Патрокл».
Особое значение для региона имеет международный аэропорт Кневичи, где после реконструкции появилась вторая взлетно-посадочная полоса. Здесь построен новый терминал пропускной способностью свыше 3,5 млн. пассажиров в год. Его строительство было организовано ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». От аэропорта до города проложена новая железнодорожная ветка, по которой будут курсировать электропоезда «Аэроэкспресс».
На острове Русский построены Конференц-центр на 6 тыс. мест и комплекс зданий Дальневосточного федерального университета. Для строителей это была весьма непростая задача, ведь не было никакой инфраструктуры – строительство началось буквально в лесном массиве, а для завоза стройматериалов потребовалось сначала соорудить современные портовые и дорожные объекты. Сразу после саммита хозяевами всех возведенных на острове Русский помещений стали студенты ДВГУ.
Среди других сооруженных по плану подготовки саммита АТЭС объектов можно отметить: два отеля категории 5 звезд: «Корабельная набережная» и «Мыс Бурный», приморский океанариум (на полуострове Житкова на Русском острове), театр оперы и балета, Центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования по ул. Можайского (строительство осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»).
Саммит помог улучшить экологию
Объекты инфраструктуры, возведенные и реконструированные к саммиту АТЭС во Владивостоке, положительно повлияли на экологическую ситуацию в регионе, считает губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
«Во Владивостоке никогда не было очистных сооружений. Это является бедой многих российских прибрежных городов, которые строились на берегу моря. Сегодня во Владивостоке построено три комплекса очистных сооружений (в окрестностях бухты Промежуточной, в долине Второй речки и на полуострове Де-Фриз). Теперь выбросы в море неочищенных стоков полностью прекращены. Это позволяет говорить о том, что в Амурском заливе, в Уссурийском заливе уже можно спокойно купаться и ловить рыбу, заниматься водными видами сорта, ничего не боясь», – сказал губернатор в ответ на вопросы присутствующих в студии журналистов.
Заместитель министра регионального развития РФ Роман Панов, в свою очередь, отметил, что очистные сооружения строились по всему городу, параллельно перекладывалась в городе водоотводящая сеть, что должно на 100% исключить попадание стоков в грунт. Замминистра заявил, что власти руководствовались российскими экологическими нормами.
«Кроме того, все объекты, в том числе те, которые были связаны с акваторией заливов и моря, проходили дополнительную экологическую экспертизу», – сообщил замглавы Минрегионразвития РФ.
В перечень объектов, благотворно повлиявших на экологическую ситуацию города, Р. Панов зачислил рекультивированный старый и построенный новый полигоны ТБО (твердых бытовых отходов), строительство двух мусороперерабатывающих заводов (в материковой части Владивостока и на острове Русский).
«Сейчас во Владивостоке старый полигон ТБО уже не дымит, а впредь 100% твердых бытовых отходов будет перерабатываться», – отметил представитель Минрегиона.
К экологически важным проектам Роман Панов также отнес переоснащение топливного оборудования владивостокской ТЭЦ, что позволило перейти с угля на газ.
«Не все котлы переведены, но то, что планировалось сделать к саммиту, уже сделано, и в настоящее время ТЭЦ тоже не дымит», – с нескрываемым удовлетворением сообщил замминистра.
Представитель Минрегионразвития также отнес к экологически важным позитивным изменениям появление новых так называемых объектов качества жизни.
«Приход в город Владивосток из нескольких источников нормальной питьевой воды плюс создание отдельного источника в виде опреснительной установки на острове Русский – это тоже определенное экологическое достижение», – уверен Р. Панов.
По мнению замглавы Минрегиона, строительство мостов и другие проекты, связанные с морской акваторией, не нанесли даже минимального ущерба экологической обстановке в крае.
«У нас были опасения, что строительные работы, связанные с насыпными островами, на которых стоят пилоны моста, работы, связанные с прокладкой по дну пролива Босфор Восточный нитки газопровода, силового кабеля с материка на остров Русский, каким-то образом повлияют на экологию. Эти опасения были сняты еще на стадии проектирования. Проекты успешно прошли все необходимые экспертизы, потому что нам удалось убедить критически настроенную экологическую общественность. Сейчас объекты введены, и мы не видим ухудшения экологической ситуации», – констатировал Р. Панов.
Теперь будем строить жилье и развивать индустрию туризма
Один из вопросов, заданных участникам видеомоста «Москва-Владивосток», касался перспектив развития жилищного строительства в регионе. По словам губернатора Владимира Миклушевского, в 2012 году в крае было построено около 500 тыс. квадратных метров жилья.
«Этого мало. Поэтому мы планируем массово строить жилье эконом-класса и хотим выйти на более высокий показатель – миллион квадратных метров жилплощади в год. Задача для нас посильная, ведь в советское время в крае ежегодно строили именно столько нового жилья. Более того, это необходимо сделать, чтобы снизить стоимость квадратного метра жилья в регионе», – поделился планами глава Приморья.
О планах строительства жилья в регионе имеется подробная информация на Интернет-сайте краевого Департамента градостроительства. Например, в краевом центре планируется застройка жилого района «Зеленый угол». Площадь застраиваемого земельного участка здесь должна составить 197,3 га, а планируемый объем жилья – 1241,1 кв.м. Срок сдачи по проекту – 2015 год. Правда, инвестора на этот проект пока нет.
Интересен проект комплексной застройки района поселка Трудовое (ул. 50 лет Октября, 1). Инвестором этого жилкомплекса является компания ООО «ДАЛТА-Восток-1». Площадь участка составляет 16,86 га. Стоимость инвестиционного проекта почти 9 млрд. руб., на инженерную и социальную инфраструктуру планируется – 2 219,03 млн.руб.
Здесь же можно прочитать сообщение о комплексной жилой застройке в районе «Змеинка». Площадь выделенного землеотвода – 29,8 га. Срок сдачи первых домов по проекту – 2014-2015 год. Кстати, 2 мая 2012 года был проведен открытый аукцион на выполнение работ по подготовке документации на данный объект. Финансирование проекта ведется из городского бюджета. 14 мая был заключен договор с победителем аукциона владивостокской компанией ООО «ВладГеоСтрой», причем к 1 декабря 2012 года исполнитель должен уже подготовить проект.
Второй стратегической задачей развития края на ближайшие годы глава региона видит развитие индустрии туризма, в том числе создание интегрированной курортной зоны.
«За 10 лет мы должны выйти на показатель 10-12 миллионов туристов в год. Туризм имеет мощный мультипликативный эффект, потому что он дает толчок развитию сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, сервиса. Реализация этого и многих других проектов теперь возможна благодаря созданию в крае хорошей инфраструктуры», – сказал Владимир Миклушевский.
Подводивший итоги пресс-конференции замглавы Минрегионразвития Роман Панов отметил, что благодаря саммиту АТЭС Приморский край сегодня имеет запас инфраструктурной мощности на 25 лет вперед, а также огромный потенциал для привлечения инвестиций. Что также подтверждает, что все планы краевых властей вполне жизнеспособны.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА