АСР пойдет другим путем
Выступивший со вступительным словом президент Ассоциации строителей России Николай Кошман рассказал о главных направлениях деятельности данной общественной организации за последний год.
«Первое – это окончание процесса формирования саморегулируемых организаций, – заявил Н. Кошман. – Начальный этап, на мой взгляд, проведен достаточно хорошо. Как вы помните, у нас было две задачи: за счет СРО освободиться от всех случайных «попутчиков» и взять на себя все виды ответственности, в том числе – имущественную – за то, что мы делали. Сегодня сформированы свыше 220 СРО в строительстве, которые объединяют около 80 000 строительных компаний».
По словам Н. Кошмана, Ассоциация строителей России принимала непосредственное участие в оказании помощи формированию СРО.
«На базе Москвы был создан координационный совет, подписаны соглашения с Ростехнадзором, и благодаря этой связке у компаний, которые проходили по этой цепи, не было никаких проблем», – сообщил глава АСР.
Вторым вопросом, которым активно занимались руководители Ассоциации, был «выбор дальнейшего пути» развития этого общественного формирования российских строителей.
По словам Н. Кошмана, «было два варианта – либо на базе Ассоциации строителей России сформировать СРО и включиться в эту общую проблематику, либо найти другой путь развития».
«Совет Ассоциации принял решение, что АСР должна остаться, – сказал Н. Кошман. – Мы изменили устав и сегодня занимаемся несколько другими вопросами – это промышленность строительных материалов, стройиндустрия, большая и малая энергетика, технологии водоснабжения и водоочистки, утилизации твердых бытовых отходов, реформа ценообразования, сметного нормирования в строительстве, а также выставочная деятельность».
В 2010 году специалисты АСР активно занимались гармонизацией нормативной базы строительной отрасли.
Н. Кошман
|
Для разъяснения своей мысли глава АСР привел в качестве примера проблемы, связанные с началом строительства высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва.
«Скорость поездов на ней будет достигать 300 километров. Для этого строительства нужны совершенно другие материалы, совершенно другая технология возведения земляного полотна, конструкция верхнего строения пути – там нет шпал, костылей, нет зазоров в рельсах. Для того, чтобы все это сделать, нужен другой подход», – заявил президент Ассоциации российских строителей, добавив при этом, что после внедрения «технологий скоростного движения нынешние регламенты РЖД можно сдавать в музей».
По словам Н. Кошмана, совершенно новые нормативы требуются и высотному строительству, которое сейчас весьма активно развивается в нашей стране.
«Так что сейчас наша главная задача – в течение 2010-2011 годов сформировать крупные промышленные предприятия, которые будут работать по новым технологиям», – подытожил свое выступление Н. Кошман.
Падение объемов жилищного строительства продолжится
Поскольку глава АСР торопился на другое очень важное мероприятие, то он сразу же ответил на вопросы, которые ему задали участвующие в пресс-конференции журналисты.
И если вопросы о строительстве в Московской области и влиянии новых материалов на цены на недвижимость носили дежурный характер, то вопрос об изменении ситуации в строительстве в этом году по сравнению с прошлым оказался весьма острым. Даже не столько вопрос, сколько ответ Н. Кошмана.
«В прошлом году объемы строительства упали где-то на 18 миллионов, в этом году, я думаю, падение должно быть точно таким же. В 2010 году мы должны были построить 70 млн. м², думаю, что построим где-то половину», – считает глава Асооциации российских строителей.
Это означает, что в 2010 году в России будет введено в эксплуатацию около 35 миллионов квадратных метров жилой недвижимости, что в два раза меньше показателей, запланированных органами госуправления.
Согласно прогнозу Н. Кошмана, это будет худший год по объемам ввода жилья с кризисного 1998 года, когда было введено в действие 30,6 млн. квадратных метров. В то же время, глава АСР уверен, что «инвестиции в строительство в ближайшее время будут нарастать».
«Однако резкого подъема не будет и в 2011 г. Я ожидаю рост не раньше 2012 года», – сообщил Кошман.
Если прогноз президента Ассоциации строителей России сбудется, то это означает полный провал планов российских властей, которые намеревались довести ввод нового жилья до «золотого уравнения» – один метр на одного человека в год, то есть строить 140 млн. м2 жилплощади ежегодно.
По мнению главы АСР, для вывода строительной отрасли из кризиса государство должно обеспечивать застройщиков площадками с подведенной инфраструктурой, коммуникациями, что позволит экономить при строительстве порядка 30-35% стоимости одного квадратного метра жилья.
Контракты жизненного цикла улучшат инвестклимат
По мнению следующего участника пресс-конференции, вице-президента АСР Михаила Кайкова, привлечению инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург» может помочь использование одной из форм государственно-частного партнерства – контрактов жизненного цикла (КЖЦ).
М. Кайков
|
Поэтому при сооружении ВСМ российским правительством планируется реализация механизма КЖЦ. Путем проведения тендера должна быть выбрана специальная управляющая компания, которая в своей деятельности объединит в одну технологическую цепочку проектировщиков, строителей, банки, страховые фирмы. То есть, данная структура должна сама привлекать инвесторов, страховать работы, проводить необходимые изыскания, разрабатывать проекты, вести строительство и затем эксплуатировать готовый объект. Государство же заплатит за объект только после сдачи его в эксплуатацию. Благодаря такому подходу не будет разрыва ответственности между проектировщиками, строителями и эксплуатационниками, сократятся сроки и стоимость строительных работ, повысится их качество.
И все бы хорошо, но для России, по словам М. Кайкова, «строительство магистрали на основе контракта жизненного цикла – первый проект». Соответственно, нужно срочно делать поправки в законодательстве – править закон о концессиях. Ведь предполагаемые инвесторы – прежде всего инофирмы (российским строителям такая работа не под силу).
«На сегодняшний день концессионные соглашения, заключенные в РФ, можно пересчитать на пальцах одной руки, – сообщил вице-президент АСР. – Нам необходимо будет работать над усовершенствованием закона, попытаться заложить в бюджетах всех уровней возможность осуществления выплат на срок до 20-25 лет. Так как эта форма в Европе используется довольно давно, доказано, что ее применение сокращает сроки строительства, скажем, автомобильных дорог, в два раза».
Если говорить о контракте жизненного цикла на скоростную железнодорожную магистраль, первое, что понадобится компании, которая выиграет тендер, – понятные стандарты строительства.
«Наши СНИПы давно устарели, и в области стандартизации строительства мы отстали очень сильно, – сказал М. Кайков. – Если мы станем использовать европейские стандарты, цена инфраструктурных проектов будет в несколько раз дешевле».
По мнению М. Кайкова, строительные и страховые компании Евросоюза заинтересованы в работе на нашем рынке, и реформа технического регулирования здесь является основополагающей.
«Европейские страховые компании не могут застраховать наши проекты в полном объеме, потому что для них непонятны требования наших СНИПов, – пояснил вице-президент АСР. – А за страховыми компаниями, как правило, идут инвесторы. Я считаю, что надо вводить альтернативную систему технического регулирования, как это было сделано в Белоруссии в прошлом году, – были приняты еврокоды, и за один квартал приток инвестиций в эту страну увеличился в четыре раза».
АСР предлагает реорганизовать НОСТРОЙ
Перед началом пресс-конференции всем журналистам раздали документ, который назывался «Каким должно быть национальное объединение строителей. Позиция Ассоциации строителей России». Причины его появления разъяснил Александр Самойлов, директор правового департамента Ассоциации строителей России.
А. Самойлов |
«Последние полтора месяца в строительном сообществе происходила достаточно бурная дискуссия по поводу саморегулирования, которая была связана с инициативами Национального объединения саморегулируемых организаций строителей (НОСТРОЙ) по внесению изменений в градостроительный кодекс и предоставлению национальным объединениям более широких полномочий, – сказал представитель АСР. – Например, предоставление им контрольных функций, возможности инициирования лишения статуса СРО, полномочий устанавливать кредитные учреждения, в которых можно хранить компенсационный фонд, устанавливать исключения из страхового покрытия и прочие довольно странные вещи. Дискуссия закончилась тем, что наиболее одиозные положения этого законопроекта были исключены».
Но, по словам А. Самойлова, эта дискуссия подняла на поверхность те вопросы, которые уже давно возникают у строительного сообщества к национальному объединению. Выяснилось, что у членов СРО достаточно много претензий к работе НОСТРОЙ. Поскольку принятые поправки подразумевают проведение не позднее трех месяцев с момента вступления их в силу всероссийского съезда СРО, Ассоциация строителей России была вынуждена четко сформулировать свою позицию по этому поводу.
АСР предлагает на следующем съезде Национального объединения саморегулируемых организаций строителей «прекратить полномочия существующих органов управления национального объединения и провести новые выборы президента нацобъединения, коллегиального органа управления и других органов в соответствии с принятыми демократическими процедурами». Ведь в съезде саморегулируемых организаций строителей, принявших решение организовать объединение, приняли участие только 54 СРО, на тот момент зарегистрированных Ростехнадзором. В настоящее время в РФ создано более 220 строительных СРО.
По мнению АСР, следующий съезд НОСТРОЙ должен стать не третьим съездом существующего национального объединения, «созданного при весьма спорных обстоятельствах», а первым съездом представителей всех включенных в государственный реестр саморегулируемых организаций строителей, независимо от их предыдущего участия или неучастия в нацобъединении.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА