ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В России благоустроено более 1100 памятных площадок, связанных с Великой Отечественной войной

В различных регионах России ежегодно проводятся мероприятия по улучшению общественных и дворовых пространств. Эти работы включаются в федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Особое внимание уделяется благоустройству территорий, где расположены памятники, посвященные Великой Отечественной войне, военные мемориалы, аллеи Памяти, В...

На заседании Совета Федерации обсудили использование технологий искусственного интеллекта в сфере строительства

В рамках заседания секции «Цифровая трансформация строительства и ЖКХ», проведенного при Совете по развитию цифровой экономики при Совете Федерации России, участвовали высокопоставленные лица, включая заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Константина Михайлика, заместителя председателя Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации и члена Комитета Совета Федерации по конституцио...

В России планируется разработка комплексного цифрового решения для строительства сложных промышленных объектов

Планируется создание комплексного национального решения в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительства сложных промышленных объектов в России. Для этого будут объединены усилия отечественных компаний-разработчиков, индустриальных заказчиков и профильных органов исполнительной власти. Минстрой России в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом», которая является коорди...

Оценка строительной отрасли будет основана на том, насколько широко и эффективно внедрены технологии искусственного интеллекта

На заседании Экспертной группы по внедрению искусственного интеллекта при Минстрой России обсудили создание единой методики для оценки применения ИИ в строительной отрасли. Эта методика должна отражать готовность компаний к использованию искусственного интеллекта и стать основой для формирования реестра отечественных ИИ-решений. Инициатива была высказана на сессии «Искусственный интеллект в девело...

На выставке «Россия» на ВДНХ обсудят вопросы цифровизации строительной отрасли

На международной выставке-форуме «Россия» пройдет стратегическая сессия «Цифровое строительство: от идеи к практике цифровизации отрасли в регионах». Организатором мероприятия выступает Центр компетенций Российской Федерации по цифровой трансформации строительной отрасли и Индустриальный центр компетенций (ИЦК) «Строительство» при Минстрое России. Национальная цель развития «Цифровая трансформа...

Министерство строительства России утвердило методику определения стоимости информационной модели в строительной отрасли

Приказом Минстроя России были внесены коррективы в Методику определения сметной стоимости различных видов работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, демонтажа и работ по сохранению объектов культурного наследия. Как отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Константин Михайлик, одним из ключевых аспектов применения информационного мо...

5 Апреля 2011

О локализации судьбы и глобализации решений

О локализации судьбы и глобализации решений
Наверняка спустя какое-то время решения, которые принял Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города на своем заседании в конце марта нынешнего 2011 года, будут названы судьбоносными. Первый пункт повестки дня заседания градсовета посвящался довольно локальному вопросу – проекту реставрации объекта культурного наследия «Главный дом усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских и приспособления комплекса зданий усадьбы для музыкального театра «Геликон-опера». Вторая же тема прошедшего мероприятия («Архитектурная концепция типовых станций метро») является по-настоящему глобальной, поскольку должна коренным образом изменить ситуацию в столичном метростроении. Но если рассмотрение первого вопроса сопровождалось более чем двухчасовой острой дискуссией с гневными обвинениями, то второй пункт был рассмотрен за полчаса в дежурно-проходном режиме.


Когда на сложные вопросы находятся простые ответы

Хоть и бездомный, но сплоченный коллектив «Геликон-оперы» уже настолько заждался своего собственного здания, что у некоторых членов труппы даже появилась идея устраивать на стройплощадке театра поющие пикеты. Звезд оперы можно понять. Ведь к строительству обещанной еще 15 лет назад большой сцены на 500 мест по-настоящему еще и не приступили, а начатую в 2008 году реставрацию здания, в котором «Геликон-опера» имела малую сцену на 200 мест, полгода назад остановили, чтобы разобраться с историческим статусом усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских.

Инициаторами замораживания строительства нового оперного театра в центре столицы стали активисты общественного движения «Архнадзор», утверждающие, что усадьба Глебовых-Шаховских-Стрешневых, на территории которой двадцать лет назад получила свою постоянную прописку «Геликон-опера», – памятник архитектуры. А по российскому законодательству такие объекты можно только реставрировать. По мнению архнадзоровцев, сейчас на этой территории «незаконно» ведутся и реконструкция, и новое строительство.

Действительно, здание театра «Геликон-опера» расположено на одной из старейших центральных улиц Москвы – Большой Никитской. Рядом с ним в непосредственной близости имеется еще два памятника истории и культуры – здания театра им. Маяковского и «Совэкспортфильма». Эта территория относится к зоне особого градостроительного регулирования, поскольку входит в городской Лев Лещенкозаповедник «Поварская слобода». Но все ограничения, которые диктуют законы о защите культурного наследия, были учтены в проекте реставрации.

О том, как планируется приспособить усадьбу под нужды театра, участников заседания градсовета подробно проинформировал руководитель авторского коллектива проекта – генеральный директор ГУП МНИИП «Моспроект-4» Андрей Боков. По его словам, проектом предусмотрена реставрация главного здания усадьбы, ее флигелей, а также перекрытие существующего внутреннего двора между главным зданием усадьбы и хозяйственными постройками с устройством в нем нового зала на 500 зрительских мест.

«Зал, перекрытый куполом, решается в виде амфитеатра, – сообщил архитектор Боков. – При этом первый ряд амфитеатра находится примерно на 4 метра ниже существующего уровня двора. Отреставрированный фасад главного здания усадьбы с красным крыльцом, а также фасады хозяйственных построек циркумференции, подлежащие воссозданию после выполнения строительных работ, станут частью интерьера зала».

«Таким образом, театр получит комплекс из двух залов – старый на 200 мест, студийно-репетиционный, который при необходимости можно использовать и для проведения спектаклей, и новый на 500 мест с идеальной оперной сценой, оснащенной и самым современным оборудованием, и всем другим, что необходимо для полноценной жизни музыкального театра», – сказал руководитель коллектива проектировщиков.

Здесь надо заметить, что «закапывать в землю» нижние ряды зрительного зала, и, соответственно, и сценическую коробку приходится именно по причине жестких ограничений визуально-ландшафтного характера (не более 19 метров от уровня земли), чтобы перекрытие нового зала не возвышалось над крышей усадьбы. По этой же причине строители будут заглублять некоторые участки подземной части до 10,6 м ниже планировочной отметки земли. Словом, все новые конструктивные элементы будущего здания «Геликон-оперы» будут спрятаны во внутреннем дворе усадьбы и даже под землей.

Представленный проект был утвержден всеми согласующими инстанциями, одобрен на Научно-методических соЕвгений Мироновветах Москомнаследия и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, прошел утверждение в Мосгорэкспертизе.

В поддержку данного проекта реставрации высказался ряд известных деятелей культуры. На прошедшем заседании градсовета присутствовали актеры Эммануил Виторган и Евгений Миронов, композитор Александр Журбин, певец Лев Лещенко.

«Я думаю, княгиня Шаховская была бы счастлива, если бы узнала о том, что в ее бывшей усадьбе нашел пристанище оперный театр», - отметил в своем выступлении Евгений Миронов.

А Льву Лещенко непонятны утверждения активистов «Архнадзора» о плохом качестве реставрационной документации.

«Проект прошел десятки согласований, почему мы должны сомневаться в том, что люди, которые им занимались, не любят Москву и не хотят сделать что-то во благо Москве? – сказал известный певец. – Мне удивительна полемика вокруг этого проекта и удивительно, что его хотят запретить».

Председатель союза театральных деятелей РФ Александр Калягин не смог присутствовать на заседании общественного совета. Но прислал весьма убедительное письмо в поддержку «Геликон-оперы». По мнению главы СТД, здание усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских больше известно не как архитектурный памятник, а как памятник театральной культуры. Ведь одно время здесь проводили свои спектакли первая в России частная опера Зимина и Камерный театр Таирова.

«Защита исторических памятников – дело благое, но иногда позиция ее защитников доходит до фанатизма», – написал в своем обращении А. Калягин.

Доводы противников проекта тоже прозвучали на этом заседании. Представители «Архнадзора» и Всероссийского общества охраны памятников культуры и искусства доказывали, что достраивать во дворе усадьбы новый зал – это грубое нарушение существующего законодательства.

Общественный советНельзя сказать, что члены градсовета их аргументы не услышали. Нет, дело в другом. Как-то так сложилась ситуация, что если сегодня «Геликон-опере» не дать надежду на получение в ближайшее время своего здания, то многие из выросших в этом коллективе оперных звезд просто навсегда уедут в заграничные театры, куда их постоянно зазывают. Ведь уже сейчас театр, по словам его худрука Дмитрия Бертмана, дает за пределами Москвы до 90 спектаклей в год.

В общем, локализовалась судьба театра в отдельно взятой точке, и нужно было принимать неотложные меры.

«Мы морально в долгу перед коллективом театра «Геликон-опера», который вынужден работать в таких условиях, – подвел итоги обсуждения первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Владимир Ресин. – Исходя из ситуации сегодняшнего дня – давайте будем строить. Уверен, что можно найти компромиссное решение, которое позволит в ближайшее время достроить театр».

Хочется надеяться, что так и будет. Хотя активисты «Архнадзора» намерены по-прежнему протестовать против предложенного проекта и надеются, что прокуратура не позволит продолжать стройку в усадьбе Глебовых-Стрешневых-Шаховских. Формальные причины есть: один из флигелей усадьбы будет снесен, а циркумференция (дугообразная пристройка к главному зданию усадьбы) подвергается значительной переделке.


Конструкции – типовые, а дизайн станций метро останется индивидуальным

Второй вопрос, по которому членам Общественного совета при мэре Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города нужно было принять решение, тоже был из разряда не терпящих отлагательства. Ведь поставленная цель – до 2020 года построить в Москве 120 километров новых линий метро – может быть достигнута только ценой максимального удешевления строительства станций метрополитена. Именно станций, так как на тоннелепроходческих работах все ресурсы экономии уже давно найдены: годы безденежья «помогли». 

Поставил перед столичными метростроителями такую цель мэр Москвы С. Собянин, посетивший в первые дни после своего назначения на этот пост стройплощадку будущей станции метро «Новокосино». Тогда же он заявил о необходимости перейти к поточному строительству станций метро по типовым проектам, а не разрабатывать для каждой новой станции индивидуальное решение.

Чтобы в 2012 году метростроевцы смогли построить 15 километров новых метролиний, проектировщики сегодня должны уже в деталях проработать планы новых станций. Поэтому нужно спешить.

Общественный советДокладчиком по данному вопросу на заседании градостроительного совета был главный архитектор проектного института «Метрогипротранс» Николай Шумаков. По его словам, типовые станции будут двух видов – мелкого и глубокого заложения. В первом варианте, как правило, будут строиться сводчатые станции, с открытой, без колонн, платформой шириной в 12 метров и высотой в 6 метров. А станции глубокого заложения будут сооружаться в основном двух типов – двухпролетные колонные или пилонные. В каждом проекте предполагается оснащение станции подъемными устройствами (лифтами) для маломобильных групп с остановкой в зоне касс и непосредственно на перроне. В типовые проекты будущих станций заложен новый подход к обеспечению безопасности: будут устанавливаться светопрозрачные перегородки, ограждающие пассажиров от случайного падения на пути.

Впрочем, не уйдет в полное забвение и так называемая «сороконожка» – самый старый проект глубокого заложения, представляющий собой три независимых зала, разделенных пилонами с проходами между ними. При сложных гидрогеологических условиях придется вспоминать и об этом испытанном варианте проекта.

Еще одним особым вариантом типовых проектов стало «легкое» метро. «На базе конструкций, испытанных на Бутовской линии, будет построено метро до Зеленограда», - сообщил Н. Шумаков.

Чтобы строительство каждой новой станции не начиналось «с чистого листа», проектировщики предложили типовые варианты основных конструкций подземных и наземных вестибюлей, платформенных участков и всех необходимых технологических помещений. Строителям останется только подготовить для них место на стройплощадке и смонтировать.

«Мы сегодня рассматривали на совете этот вопрос для того, чтобы москвичи поняли, что типовой проект – это лишь конструктивная часть. Его применение не приведет к ухудшению качества, потере индивидуального облика каждой станции», – подвел итоги обсуждения первый заместитель мэра В. Ресин.

Впрочем, даже при самом большом желании сэкономить на отделке станций столичного сабвея, весьма трудно. Ведь на создание интерьеров вестибюлей и платформ приходится всего лишь 1,5-2% сметной стоимости. Слишком локально в разрезе глобальности принимаемого решения.


Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА

Кол-во просмотров: 12973
На правах рекламы
Яндекс.Метрика