Мнения экспертов
«Мы не случайно здесь собираемся – представители компаний, занимающихся стеклом и стеклопакетами, производители профиля и продавцы пластиковых окон, – такими словами генерального директора компании «Оконный континент» Юрия Выдманова началось обсуждение проблем отечественной оконной отрасли. – Мы не договариваемся, не сговариваемся, мы просто встречаемся здесь и делимся мнениями по актуальным проблемам. Светопрозрачные конструкции, как часть строительной отрасли, это тот сегмент, который показывает инвестиционную активность, потому что есть корпоративный рынок, он показывает активность конечного потребителя, то есть потребительский рынок, и, несомненно, он показывает состояние развития производства и сферы услуг в стране».
«Для нашей компании «СтиС» и производителей стекла, которые входят в нашу группу Pilkington, год был неплохой, хотя финансовые результаты вышли несколько хуже, чем в 2011 году, – сообщил в своем выступлении представитель компании «СтиС» Дмитрий Сулин. – Но по объему мы выросли примерно на 10% к 2011г., в основном за счет роста рынка южных российских регионов, где у нас плюс 25%, и новых площадок – Санкт-Петербурга и Сибири. По сравнению с 2011г. рынок светопрозрачных конструкций стал более зрелым, более профессиональным».
По мнению Д. Сулина, подавляющее большинство участников рынка светопрозрачных конструкций, прежде всего средние и мелкие компании, начали позиционировать себя как бизнес. Раньше они себя ощущали на рынке как ремесленники, сейчас как бизнес. Они брендируются, создают продуктовые линейки, структурируют управления и бизнес-процессы. Все это в 2012 году стало максимально явным.
«Что касается конфликта интересов производителей окон и так называемых дилеров, то в этом году очень явно стало видно, что те оконные компании, которые много продают сами в розницу, чувствуют себя очень хорошо, они зарабатывают, –продолжил свое выступление представитель компании «СтиС». – Тем компаниям, которые строго себя позиционируют как производители, а не продавцы, удается зарабатывать все меньше и меньше, или, зачастую, вообще не удается. В результате, конфликт усугубляется. Куда он приведет – сказать трудно. Но, по моему мнению, оконные компании стали задумываться, что будет, если они продолжат сами, добровольно, отказываться от контакта с конечным потребителем. Что касается потребителя, то он стал более образованным, разборчивым, я бы даже сказал – более придирчивым, и менее чувствительным к цене».
По мнению Д. Сулина, 2013 год будет довольно проблемным. Во-первых, роста оконного рынка не предполагается. Вторая проблема – это грядущая ценовая война. К 10 существующим стекольным заводам в России добавляется еще четыре. То есть, мощности оконной отрасли вырастают практически на 40%. При этом экспортный потенциал российского оконного рынка весьма ограничен, потому что в странах, куда можно экспортировать, цены еще ниже, и там тоже перепроизводство. Словом, рынок сбыта практически не растет.
«Я думаю, что следующие 1-3 года для стекольных фирм будут очень тяжелые годы», – закончил свое выступление Д. Сулин.
«На оконном рынке происходят изменения структурного свойства во всех сегментах: производителей комплектующих, производителей окон и в сбытовых структурах, – сообщил в своем выступлении представитель компании «Мако Фурнитура» Виктор Мелехов. – Мы отчетливо наблюдаем тенденцию к укрупнению оконных компаний. Большие компании становятся еще больше. Ценз, или порог, для выживаемости производителей окон становится выше. Сегодняшняя ситуация требует от компаний высокой эффективности. Мы наблюдаем, как ведущие игроки, производители окон, сосредотачивают свои усилия именно в этом направлении. Отстраивают внутреннюю логистику, взаимодействие с партнерами и поставщиками комплектующих, делая свои предприятия максимально эффективными».
По мнению В. Мелехова, в 2012 году наблюдалось увеличение доли продаж частному клиенту через свои розничные сети со стороны производителей окон, что позволяло им генерировать большую прибыль и обеспечило стабильность в сбыте. Существует также тенденция развития производителей окон. Есть компании, которые имеют 2-3-4 завода в России и имеют планы по дальнейшему расширению. Кроме того, в 2012 году наблюдалось некоторое снижение цен, что обусловлено превышением производственных мощностей над спросом. Тем не менее, и конечный заказчик окна, и производитель предъявляют к своим поставщикам и партнерам высокие требования в области сервиса. А поскольку при нерастущем рынке расходы на создание продукции растут существенно, то маржинальность бизнеса снижается.
«Что касается 2013 года, то в следующем году мы можем наблюдать и снижение потребности на рынке», – заявил представитель компании «Мако-Фурнитура».
С этим мнением согласился представитель компании «Рехау» Андрей Белоедов. По его прогнозу в 2013 г. в целом по оконному рынку РФ роста не будет, хотя компания «Рехау» ставит перед собой цель – увеличить объем продаж на 10%.
Обобщая выступления коллег, гендиректор компании «Оконный континент» Юрий Выдманов отметил: «Если 2009 г. – это паника, 2010 г. – это «а что делать?», в 2011 г. приводили себя в порядок, а 2012 г. – это стабилизация сознания, что вот так это будет и все, и надо с этим теперь смириться, жить и что-то делать. В 2012 г. начался диалог между участниками рынка. Были образованы профессиональные ассоциации и некоммерческие союзы, которые в данный момент пытаются договориться. Это произошло впервые. Раньше был стекольный союз, был фурнитурный, потом союз «профилистов», потом образовался союз производителей пластиковых окон, и пятая ассоциация добавилась – ассоциация монтажных строительных материалов. И профессиональное кольцо замкнулось.
Теперь, в общем-то, появился какой-то механизм, чтобы выйти с предложениями создания механизмов, нормативов и прочих вещей. В результате, мы действительно можем уйти от деградации нашего продукта. Он сейчас деградирует, явно деградирует. Сейчас нет ни требований, ни контроля, ни совести».
Ответы на вопросы журналистов
Планируется ли увеличение продаж на рынке пластиковых окон в связи с большими планами строительства на территории Новой Москвы?
А.Белоедов: Компания «Рехау» принимала активное участие в строительстве объектов на Дальнем Востоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС, а также участвует в сооружении объектов Олимпийской деревни в Сочи. Надо заметить, что на объектном рынке есть своя специфика работы. Например, сейчас на рынке даже появилось условия оплаты 5-10% с отсрочкой в три года, чтобы посмотреть, что будет с окнами, так как существуют проблемы с качеством.
При участии в федеральных проектах есть другая большая проблема – привлечь партнеров. Ведь надо им дать не просто продукты и создать рабочие условия, но и отвлечь их от частного рынка в разгар сезона. Это трудно, потому что бюджетное финансирование начинается обычно во II квартале, окна нужны в III квартале, как раз когда у нас есть повышенный спрос оконных дилеров и частных потребителей.
В принципе ресурсы есть, мы готовы работать. Но по Новой Москве пока сказать ничего не могу. Планов не видели. Насколько я знаю, еще концепт не готов. Мы с партнерами готовы застеклить и Новую Москву, и пол-Москвы.
В.Мелехов: Москва и Центральный регион являются источником большой доли заказов в оконной индустрии. Решение о расширении территории Москвы вызвало ожидания, что будет приток заказов. Мы ожидаем, что в этом строительстве к окнам будут предъявлены высокие требования по качеству, и все участники процесса смогут реализовать те инновации, о которых мы говорили.
Как внедряются при производстве оконной продукции «зеленые» технологии?
А.Белоедов: У нас есть несколько таких эко-проектов. В Туле и Нижнем Новгороде строятся дома по технологиям, которые были сертифицированы по «зеленым» стандартам. Мы там со всем комплексом нашей строительной продукции участвуем. Я более того скажу – мы решаем очень большую проблему, экологическую, наверное со всеми партнерами, по утилизации хлора. Если разложить поливинилхлорид на составляющие, то натрий идет на промышленные нужды, а куда девать хлор? В общем-то, так и появился пластиковый профиль. ПВХ-профиль легко перерабатывается. Мы принимаем каждый месяц около 300 т обрезков.
Есть ли планы создания саморегулируемой организации оконных фирм, чтобы защитить отрасль от недобросовестных производителей?
Д.Сулин: На такой маленькой поляне, как отрасль светопрозрачных конструкций, наличие пяти самостоятельных союзов ничего хорошего не несет. Четыре года назад мы начали работу над созданием единого союза, но, видимо, для подобного шага должны созреть определенные условия, должно стать плохо и больно – в таких условиях думается быстрее. Надеюсь, что 2013г. станет годом создания единого союза производителей светопрозрачных конструкций, куда войдут эти карликовые союзики, и мы наконец-то включимся в тяжелую объединительную работу. К сожалению, время уже потеряно, нас уже обогнали, нам придется менять регламенты, стандарты, которые были сделаны не в пользу оконной отрасли.
Ю.Выдманов: Единый союз нужен, ведь надо спасать отрасль и потребителя, в том числе.
В чем выражается стагнация оконного продукта? Профиль стал мягче или туда арматура не вставляется?
Ю. Выдманов: Все ниже и ниже падает цена на ПВХ-окна, и потом производитель хватается за голову – что же с этим делать? Можно не ставить армирование, можно упростить комплект фурнитуры, можно со стеклопакетом немного пофантазировать. Есть масса клонов у компаний «Рехау», «Веко», КБЕ. Так, у КБЕ количество клонов доходит до 70, а у «Рехау» – до 20. У таких фирм-клонов совершенно другие, более низкие цены. И, наверное, другие параметры качества профиля. Я как производитель могу сказать, что и по сварке, и по зачистке, и по эсплуатации, и по кручению – это все совершенно другое, более низкое качество.
Фото автора