Ситуация в строительном комплексе омской области
Если сравнивать работу строительного комплекса Омской области с аналогичным периодом прошлого года, то за 9 месяцев 2010 года обеспечен рост ввода в эксплуатацию жилых домов на 4,2 процента, производства строительных материалов - на 23,7 процента, объема работ и услуг, выполненных по виду деятельности «строительство» на 3,6 процента. Объем инвестиций, направленных за 9 месяцев 2010 года в жилищное строительство за счет всех источников финансирования, составил около 13 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше, чем в прошлом году.
По данным облстатуправления, за 9 месяцев 2010 года в регионе построено 402,9 тыс. м² нового жилья, 220 тыс. м² из них - в сельской местности. Согласно планам на 2010 год, в регионе должно быть введено в строй не менее 600 тыс. м² нового жилья, из них только на селе - 350 тыс. м². Удалось стабилизировать ситуацию в долевом строительстве жилья: за 9 месяцев 2010 года введено в эксплуатацию 36 многоквартирных домов, построенных с участием средств 2482 дольщиков. Выполняется региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. С учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2010 году были привлечены средства федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 591,8 млн. рублей. В настоящее время активно ведутся работы на всех строительных площадках в 17 муниципальных районах Омской области. Уже введено 96 из 217 строящихся домов. В итоге свыше полутора тысяч человек будут расселены из 169 аварийных жилых объектов.
В 2010 году значительно возросли объемы бюджетных средств, направляемых на строительство объектов социальной сферы. Из запланированных к вводу 7 объектов уже приняты в эксплуатацию: школа в районном центре Знаменское, Дом культуры в г. Назы-ваевске, инфекционное отделение больницы в с. Седельниково. Подходят к завершению работы на строительстве поликлиники на 500 посещений в смену в городе Исилькуле.
Выпуск строительных материалов собственного производства в регионе вырос на 15,9%. За 9 месяцев 2010 года введены в эксплуатацию ряд новых линий по производству строительных материалов, в том числе облицовочного кирпича в г. Калачинске, шпона лущеного и фанеры в Тарском районе, стеновых панелей из полистиролбетона, кровельного материала «Ризолин».
В конце октября 2010 года завершена широкомасштабная реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта «Омск-Центральный». Теперь площадь омского аэровокзала стала больше прежней практически в 2 раза, а пропускная способность увеличилась в полтора раза - до 900 человек в час. В реконструированных помещениях аэровокзала открыты новые просторные залы ожидания и продажи билетов, новое багажное отделение, а также зал приема официальных лиц и делегаций. Был выполнен текущий ремонт внутренних коммуникаций и вентиляционных систем, обновлен архитектурный облик фасада аэровокзала. Общий объем инвестиций в реконструкцию аэровокзального комплекса только в 2010 году составил 62,7 млн. рублей. В ближайшее время начнется капитальный ремонт здания международного терминала и строительство нового грузового терминала аэропорта «Омск-Центральный».
Инвестиционные проекты омского региона
В начале ноября 2010 года губернатор Леонид Полежаев от имени правительства Омской области подписал трехстороннее Соглашение о сотрудничестве с инжиниринговой компанией ЕРС Engineering Consulting GmbH (германская ЕРС Group) и Группой компаний «Титан». Предметом соглашения сторон определена совместная реализация на территории Омской области мероприятий, связанных с возведением двух новых высокотехнологичных производств - завода по выпуску лизина мощностью до 150 тыс. тонн готовой продукции в год и завода по глубокой переработке зерновых мощностью до 600 тыс. тонн потребляемого зерна в год. Оба проекта, которые будут реализованы через механизмы государственно-частного партнерства, являются составными частями омского агропромышленного биокластера, включенного в перечень приоритетных проектов стратегии развития Сибири до 2020 года.
Недавно на Омском заводе смазочных материалов (ОЗСМ) состоялась церемония закладки символической капсулы в основание будущего комплекса по смешению, затариванию, хранению и отгрузке масел. Объем инвестиций в данный проект-2 млрд. рублей. Проектная мощность комплекса составляет 120 тыс. тонн фасованной продукции. Комплекс рассчитан на производство как автомобильных, так и индустриальных масел. Строительство будет осуществляться в два этапа. На первом этапе (до конца 2011 года) будут построены комплекс с автоматическими линиями затаривания масел, складом сырья и готовой продукции, а также суперсовременный резервуарный парк товарных масел. Второй этап предполагает строительство автоматизированного блендинга (производства по смешению) смазочных материалов, мощность которого составит 70 тыс. тонн. Планируется, что полностью проект строительства комплекса будет реализован к концу 2012 года.
Власти Омской области намерены ускорить начало строительства Красногорского водоподъемного гидроузла на Иртыше, увеличив за счет средств регионального бюджета финансирование мероприятий,связанных с подготовкой территории строительства. Сумма средств на завершение подготовительных работ в 2011 году будет увеличена на 75 млн. рублей. Соответствующие изменения в долгосрочную целевую программу Омской области «Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш (2010-2014 годы)» уже внесены. Перераспределение в рамках программы средств областного бюджета в сторону увеличения суммы конкретно на следующий 2011 год позволит не только выдержать обязательства по софинансированию проекта с участием федерального бюджета, но и приступить к началу строительства низконапорной плотины. На эти цели из федерального бюджета только в 2011 году будет выделено 335 млн. рублей. Предоставленные ассигнования планируется направить, прежде всего, на возведение левобережного водосброса плотины, рекультивацию земель, строительство котлована и подъездной дороги к объекту. Общая стоимость возведения гидросооружения - 8,5 млрд. рублей. Первый в Сибири водоподъемный гидроузел на Иртыше предотвратит дальнейшее обмеление реки и обеспечит надежное водоснабжение Омской области, где 90 процентов потребности в воде обеспечивается за счет Иртыша. Градостроительный совет при губернаторе Омской области утвердил место строительства гидроузла на 1814-м километре от устья Иртыша. Гидротехническое сооружение появится севернее Омска в районе села Красная горка.
На территории Омского региона с 2011 года начнется реализация федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в части строительства дорог к сельским населенным пунктам. За 5 лет предстоит построить 265 км дорог с твердым покрытием к 120 селам Омской области. На эти цели из федерального бюджета планируется направить 2,6 млрд. рублей.
В 2012 году начнется строительство Западного обхода Омска, который свяжет две федеральные дороги - М-51 «Байкал» и 1Р-401 Тюмень - Омск. Современная магистраль протяженностью более 18,5 километра будет включать в себя путепровод через железную дорогу, мост через реку Камыш-ловка, транспортную развязку в разных уровнях на пересечении с федеральной автодорогой М-51 «Байкал». После окончания строительства Западного обхода Омска в регионе появится полноценный транзитный перекресток федерального значения.
Строительство омского метро
Работы по сооружению метрополитена в Омске начались в 1992 году. В настоящее время уже окончено строительство одной станции (Библиотека имени Пушкина), построен метромост через Иртыш и проложено более шести километров перегонных тоннелей метро.
В октябре 2010 года областными властями принято решение о целесообразности утверждения нового проекта строительства метрополитена в Омске. Он предполагает частичное благоустройство омского метро наземным способом. Замена тоннелей на эстакады позволит почти вдвое снизить затраты на строительные работы по сооружению первого пускового участка. Вместо запланированных ранее для сооружения первой подземной ветки метро 27 млрд. рублей, теперь нужно будет изыскать только 16 млрд. рублей.
Первые пассажиры смогут прокатиться в омском метро в 2016 году (когда будет праздноваться 300-летие Омска). По крайней мере, именно эту дату озвучивают в Управлении заказчика по строительству объектов омского метрополитена. На первой ветке омского метро будут станции «Библиотека имени Пушкина», «Заречная», «Кристалл», «Соборная». Длина первого пускового участка составит 6,1 км. Кроме того, к юбилейной дате планируется возвести основные служебные помещения: инженерный корпус и электродепо.
В архитектурном замысле все станции первой очереди омского метрополитена должны быть односводчатыми. Эскалаторов большой протяженности не будет, поскольку все станции запроектированы мелкого заложения. В их оформлении будет доминировать строгий и сдержанный стиль. Тем не менее, они должны различаться: цветовым дизайном, подбором материалов облицовки, а также формой кессона в верхней части свода станции.
Вторая очередь строительства первой ветки омского метро соединит станцию «Библиотека им. Пушкина» с рабочими окраинами города(в районе предприятий оборонного значения «Завод имени Баранова», «Полет», «51-й завод»). Планируется построить еще один метромост (через реку Омь). В будущем первая ветка будет еще продлена: от конечных станций предполагается проложить новые тоннели и эстакады. Всего на первой линии должны построить еще 11 станций с общей длиной 13,6 км.
Строительство второй ветки омского метро планируется начать после 2016 года. Она пройдет по правому берегу Иртыша, в основном параллельно реке. Пересадочным пунктом с первой ветки станет станция с рабочим названием «Торговый центр», где линии метро будут проходить параллельно одна над другой. В проектном замысле заложено сооружение 20 станций. Вторая линия метро соединит район железнодорожного вокзала с северными промышленными районами города. Первая линия в это же время должна быть продлена по левому берегу на 4 станции.
Строительство третьей линии омского метро - дело очень далекой перспективы. Предполагается, что она, как и первая, также будет проложена на двух берегах Иртыша.
Подготовил Л. РУДНИЦКИЙ
Фото пресс-службы правительства Омской области