Еще лет пятнадцать назад торговые центры представляли собой коробки из сэндвич-панелей на металлокаркасе, с витражами на стоечно-ригельной системе (или даже без них). Входные группы с распашными дверьми, тамбуры с оживлённой торговлей, зачастую пристроенные уже после сдачи объекта в эксплуатацию. Торговых площадей не хватало, поэтому любой «Универсам» или даже кинотеатр мог наклеить на свои реликтовые витражи синюю плёнку, и превратиться в «торговый центр», как Золушка в Белоснежку. Сравнить было не с чем.
Борьба за существование
Конкуренция, помноженная на тесноту и изменчивость современного российского мегаполиса, в считанные годы создала принципиально новые городские организмы – «торгово-развлекательные комплексы». С приходом мощных розничных сетей, ценовая конкуренция между торговыми точками одной и той же марки отошла на второй план. И отечественные девелоперы, инвесторы и архитекторы, проектируя своё здание, вынуждены были стараться, чтобы покупатель совершал выбор, не столько экономический, сколько эстетический. Торговые центры улучшали не только организацию внутреннего пространства, но и старались перещеголять друг друга привлекательностью фасадов. Заметьте: не роскошью и не дороговизной материалов, применяемых в остеклении, а именно архитектурной привлекательностью. Теперь торгово-развлекательные центры стали бороться не только за покупателя, но и за арендатора.
Плоды эволюции
Остекление хорошего ТРЦ должно быть не просто современным. Оно должно оставаться «современным» и через десять, и через двадцать лет, оставаясь непохожим на всех остальных. Поэтому наши архитекторы хорошо изучили практически все существующие виды остекления: стоечно-ригельное, структурное (безрамное), молированное (гнутое), спайдерное (с точечным креплением), «джамбо» (стеклопакеты размером до 6 м.). Остекление может быть незаметным или тонированным, на стеклопакеты наносят изображения с помощью шелкографии или прячут плиты перекрытия за стемалитными зонами. Владельцы торговых центров быстро просчитали, что в долгосрочной перспективе, новые технологии остекления оправдывают значительные вложения на этапе строительства. Почему? Применение в стеклопакетах энергосберегающего стекла приводит к значительным снижениям потерь тепла в зимой и экономит энергию при кондиционировании помещений летом. Атриумы и световые фонари не только дают ощущение простора и воздуха, но и реально экономят средства на освещении. Не говоря уж о том, что покупатель, пускай неосознанно, будет голосовать кошельком за высокое качество остекления.
Гости из будущего
Стеклянный фасад торгового центра становится не просто «ограждающей конструкцией», его можно превратить в огромный дисплей, с помощью встроенного проектора, можно регулировать уровень светопропускания (применяя специальные плёнки, чувствительные к электричеству) существуют уже стеклянные светопрозрачные фасады, работающие, как солнечные батареи.
Денис Кириченко Александр Шуренков
ООО «Проффасад» - остекление фасадов