Сергей Сучков |
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание Комитета по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на котором обсуждался вопрос финансирования капитального ремонта многоквартирных домов после 1 января 2012 года.
На состоявшемся заседании с докладом выступил заместитель гендиректора Фонда ЖКХ Сергей Сучков. Кроме информации о текущей работе госкорпорации, он представил разработанный Фондом в соответствии с поручением Правительства РФ проект поправок в Жилищный кодекс РФ.
Денег много, но они быстро кончаются
В настоящее время основную нагрузку по финансированию капитального ремонта жилых домов в регионах несет государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», которая оплачивает в среднем 60 % расходов. Оставшиеся 40 % приходятся на долю бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также собственников жилья, которые должны обязательно внести не менее 5 % от стоимости работ. Еще одним условием выделения денег на капремонт является наличие в доме ТСЖ (товарищества собственников жилья).
Уже отремонтировано в 81 субъекте Российской Федерации 80 970 домов общей площадью 223,4 млн м², в которых проживают 10,5 миллионов россиян.
Как сказал в своем выступлении заместитель генерального директора Фонда ЖКХ Сергей Сучков, ремонт в жилых домах проводится комплексный. Это означает, что меняются не только окна и двери, но и кровля, инженерное оборудование (теплоснабжение, водоснабжение, электрические и газовые сети), лифтовое оборудование.
После такого ремонта можно рассчитывать на 15 лет безремонтной эксплуатации. Суммы затрат разные, потому что даже одинаковые жилые дома изношены по-разному. Где-то достаточно 600 рублей на 1 м², а в другом доме и 1 300 руб./м² едва хватает.
Планами 2010 года предусмотрено отправить на капитальный ремонт жилья в российские регионы 50 млрд федеральных средств. В 2011 году сумма будет заметно скромнее – 21 млрд рублей. Но за эти два года можно привести в нормальное состояние еще около 40 тысяч многоквартирных жилых домов.
Однако в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» госкорпорация «Фонд ЖКХ» прекращает свою деятельность 1 января 2012 года. Причина проста и банальна – закончатся выделенные государством на реформирование жилищно-коммунальной сферы 240 миллиардов рублей. Напомним, что эта сумма была выручена государством после продажи активов компании «ЮКОС». Тогда было решено не растворять полученные деньги в федеральных резервах, а направить на реформирование сферы ЖКХ. Их разделили в пропорции 60:40. Большая часть (60 % – 144 млрд руб.) была направлена на проведение капитальных ремонтов жилых зданий в российских регионах. Оставшиеся 40 % (96 млрд руб.) федеральный центр отдал на переселение россиян из аварийного и ветхого жилого фонда.
В конце 2009 года государство выделило на проведение капитальных ремонтов дополнительно еще 15 млрд бюджетных средств, из которых 5 млрд руб. с целевым назначением – на подъем и реконструкцию жилищной инфраструктуры моногородов.
Размещение свободных средств Фонда ЖКХ на банковских счетах принесло госкорпорации доход около 20 млрд.руб. Если суммировать все вышеперечисленные цифры, то на проведение ремонтных работ в жилищной сфере РФ всего выделено почти 180 млрд руб. Сумма весьма солидная. Но это только на первый взгляд.
Если сравнить эти немалые ресурсы с потребностями российских регионов, то получается, что за время работы Фонда ЖКХ с 2008 по 2011 годы можно провести работы только на 12 % от всех домов, требующих ремонта в РФ. В дальнейшем бремя ответственности за своевременное проведение капитального ремонта, согласно действующему Жилищному кодексу РФ, целиком ляжет на плечи собственников.
Даже по самым смелым расчетам только в 20 % многоквартирных жилых домов к 1 января 2012 года будут созданы ТСЖ. Остальной жилой фонд по-прежнему не будет иметь ответственных собственников. Кто в этой ситуации будет заботиться о проведении капремонта, одному богу известно.
На сегодняшний день в стране насчитывается около миллиона многоквартирных домов, которые нуждаются в ремонте. То есть, в 2012 году, когда фонд закончит свою работу, десятки миллионов жителей России так и останутся жить с протекающими крышами.
Совсем недавно российские власти приняли решение продлить приватизацию жилья еще на три года. Это означает, что число собственников жилья (именно они согласно Жилищному кодексу несут ответственность за содержание своих домов) будет только увеличиваться. Продолжит прирастать и число нуждающихся в капремонте.
Каким будет новый механизм проведения капремонта
Правительство РФ поручило правлению государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» выполнить подготовку и внесение поправок в жилищное законодательство, чтобы создать механизм, который позволит собственникам эффективно накапливать средства на проведение капитального ремонта без привлечения средств из бюджета РФ. Предполагается, что в регионах будут созданы фонды, в которых будут аккумулироваться средства, перечисляемые собственниками помещений на капитальный ремонт.
Такие фонды смогут открывать и вести учетные счета многоквартирных домов, на которых будут аккумулироваться средства, предназначенные для капитального ремонта. Прозрачность таких счетов позволит собственникам оперативно получать информацию о накоплениях и с учетом этого планировать проведение работ.
Предполагается, что первоначальный капитал для их работы уже в конце 2011 года будет выделен из остатков денег госкорпорации «Фонд ЖКХ». Только непонятен вопрос – добровольными или обязательными будут взносы граждан в эти региональные кубышки. Сегодня в фонде ЖКХ ориентируются на цифру стоимости капремонта одного квадратного метра – от 600 рублей в регионах и от 1300 рублей в Москве. Если платежи станут обязательными, сколько должны будут отчислять собственники жилья?
Региональные фонды смогут управлять временно свободными средствами, размещая их на депозитах, что позволит избежать потерь от инфляции. А главное, размещенные фондами депозиты могут обеспечить «длинные кредиты» на выгодных условиях, которые банки начнут выдавать управляющим компаниям и ТСЖ на проведение капитального ремонта. Но пока это только намерения.
По словам Сучкова, после соответствующих согласований проект поправок в Жилищный кодекс РФ, подготовленный фондом ЖКХ, будет передан в Правительство РФ.
«Об этих поправках мы говорили еще четыре года назад, когда принимали Жилищный кодекс, – напомнил председательствующий на заседании руководитель Комитета по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Андрей Широков. – Но они были отклонены. Дальше мы постоянно обращались с предложениями внести необходимые коррективы в законодательство, но нам объясняли, что это «нецелесообразно».
Дискутировали много, а решение принять не смогли
Директор направления городского хозяйства фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев предложил обратить внимание на опыт зарубежных стран в части финансирования ремонтных нужд ЖКХ. В странах Восточной Европы, например в Эстонии, финансовые ресурсы привлекаются, в основном, путем кредитования. Там есть специальные государственные институты развития, которым государство выделяет средства для кредитования. Сначала эта структура начинает сама кредитовать собственников жилья, потом привлекает к этому банки.
Конечно, у нас полное применение этой схемы затруднено рядом нюансов, признает Сиваев. В частности, в Европе институт собственников отличается стабильностью, что облегчает ему доступ к кредитам. Тем не менее, отметил представитель «Института экономики города», в России можно применить такой механизм финансирования капитального ремонта домов. Но потребуется учесть особенности нашей системы управления ЖКХ.
Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, директор по развитию санкт-петербургской управляющей компании «ПромИнвест» Олег Виктюк высказал мнение, что действие 185-го закона нужно продлить на 1-2 года. При этом, подчеркнул он, необходимо существенно изменить условия, касающиеся собственников, чтобы стимулировать более активное участие граждан в программе. Коснувшись темы создания региональных фондов, О. Виктюк заявил, что категорически не согласен со схемами, когда средства собственников аккумулируются в каком-то месте и часть денег идет на поддержание аппарата, принимающего решения, кому деньги дать, а кому нет. В Санкт-Петербурге, по словам зампредседателя комитета ТПП РФ, есть отрицательный опыт по введению платы за капитальный ремонт: случалось, ремонт проводился не в тех домах, жильцы которых согласились раскошелиться.
Зато есть положительный опыт, поделился Олег Виктюк: "В 2004 году появилась статья расходов «Текущий ремонт», большое количество организаций малого, среднего и крупного бизнеса стали с удовольствием выполнять ремонтные работы в рассрочку. Что касается кредитования, то сегодня, по наблюдениям выступающего, ряд банков, «накачанных деньгами», проявляют заинтересованность в сотрудничестве с ТСЖ и благонадежными управляющими компаниями. Так что такой инструмент финансирования отрасли, как кредитование, имеет хорошие перспективы".
Как считает заместитель исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков Борис Френкель, любые обсуждаемые инструменты финансирования отрасли не будут работать без использования механизма страхования. «Если мы не используем механизм страхования, то мы не выбираем рисков несчастных случаев, которые могут произойти с самим объектом – многоквартирным домом, - пояснил он. - И это нам даст дополнительные риски для схем кредитования и накопления».
Нужно применять механизм страхования, уверен эксперт, при этом необходима весомая помощь государства, в частности, законодательная поддержка.
На состоявшемся заседании Комитета по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты Российской Федерации дискутировали довольно долго и жарко. А окончательного решения принять не смогли. Действительно, вопрос финансирования капитальных ремонтов жилых домов после упразднения фонда ЖКХ пока совершенно неясен. Но если не искать ответов на эти вопросы, то можно вернуться к тому состоянию, что было до 2007 года, когда в зданиях были только косметические ремонты, а основные конструкции и оборудование ветшали и были совершенно непонятными перспективы их восстановления.
Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА