Депрессивное состояние села можно преодолеть
В недавнем прошлом сельский строительный комплекс не только играл основную роль в производственном развитии села, но и выполнял важнейшую социальную функцию, обеспечивая миллионы сельских жителей жильем, социальной инфраструктурой и работой, подчеркнул глава Совета Федерации Сергей Миронов, открывая заседание. По его словам, к середине 80-х годов прошлого века, в том числе благодаря усилиям сельских строителей, уровень жизни в деревне максимально приблизился к городскому.
«К сожалению, сегодня нам приходится констатировать, что за последние два десятилетия мы полностью разрушили уникальную систему организации строительства на селе, – отметил Сергей Миронов. – Колоссальные просчеты при приватизации специализированных строительных предприятий и организаций, ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий привели к дезинтеграции ранее единого комплекса, и фактически – к остановке строительства на селе».
Сегодня, как заметил глава Совета Федерации, «часто складывается парадоксальная ситуация: построить новый коровник или починить старый в деревне практически некому». Нет ни строителей, ни материальной базы. Дороги на селе находятся в плачевном состоянии или вовсе отсутствуют.
«Федеральная программа социального развития села до 2012 года работает уже не первый год, однако похвастаться ощутимым улучшением жилищных условий на селе мы не можем, – сказал глава Совета Федерации. – Это неудивительно. В прошлом году в рамках программы на обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе из федерального бюджета было выделено 2,5 млрд рублей. В масштабах страны – это капля в море. Для сравнения: на озеленение города Москвы тратится примерно такая же сумма».
Сегодня, как считает Сергей Миронов, пришло время по-новому взглянуть на советский опыт организации работы сельского строительного комплекса. До распада СССР комплекс состоял из трех звеньев: на уровне районов формировалась сырьевая база, на региональном уровне создавались строительные организации и предприятия по производству стройматериалов, на федеральном уровне координировалась деятельность строительного комплекса. Сейчас эта взаимосвязь утеряна.
«Уверен, что в нынешних условиях процессу интеграции в сельском строительном комплексе альтернативы нет и быть не может, – считает спикер Совета Федерации. – Нам необходимо всемерно поддерживать и поощрять процессы добровольного кооперирования сельских строительных предприятий. Возможно, следует подумать и о создании структуры с государственным участием, которая возьмет на себя функции регулирования сельского строительства, контроль за соблюдением единых нормативов и развитием цивилизованного рынка строительных услуг». В такую структуру, по мнению Сергея Миронова, могли бы войти действующие сельские строительные организации, научные и проектные институты, призванные обеспечить проведение единой технологической политики при строительстве в сельской местности.
Перед государством стоит задача сформировать систему стимулов для привлечения молодых специалистов в сельское хозяйство, уверен глава Совета Федерации. Ключевым стимулом здесь может стать недорогое и комфортное жилье. «С помощью социального жилья и льготных условий ипотеки мы могли бы существенно повысить привлекательность деревенской жизни», – подчеркнул Сергей Миронов.
Нужна модернизация сельского строительного комплекса
С основным докладом о ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития выступил Сергей Мытарев, президент ОАО «Центрсельстрой».
Открытое акционерное общество «Центрсельстрой», которое он возглавляет, было создано в 2004 году, и под его эгидой были частично объединены действующие организации сельского строительного комплекса в 54 регионах страны.
В прошлом веке, напомнил докладчик, мощный сельский строительный комплекс внес существенный вклад в дело развития сельскохозяйственного производства, а также социального устройства сельских территорий. Так, в 70-80-е годы были построены и сданы в эксплуатацию 800 птицефабрик, 1 200 животноводческих комплексов, 300 тыс. км внутрихозяйственных дорог, 280 млн м² жилья. К концу 80-х годов действовало шесть тысяч строительных сельских организаций, домостроительных комбинатов, заводов и цехов по производству строительных материалов. Здесь было занято около 2 млн человек, а объемы выполняемых строительных работ на селе достигали 380 млрд рублей в год.
Однако за последние 15 лет сельский строительный комплекс был в значительной степени дезинтегрирован и практически утратил свои ведущие позиции в агропромышленном комплексе. По мнению Сергея Мытарева, этому способствовало резкое снижение объемов строительно-монтажных работ из-за хронического дефицита собственных финансовых ресурсов у потенциальных заказчиков при резком сокращении, а затем и прекращении бюджетного финансирования капитальных вложений.
Отсутствие отраслевого строительного комплекса сегодня объективно сдерживает развитие агропромышленного комплекса страны. С этим утверждением докладчика Сергея Мытарева были полностью согласны участники заседания.
Вынужденное привлечение неспециализированных проектных и строительных организаций, использование неадаптированных к местным условиям и отраслевым особенностям проектов снижает эффективность капитальных вложений в аграрной сфере. Используемые сегодня неспециализированными организациями общестроительные нормативы и правила требуют серьезной и дорогостоящей адаптации к отраслевым требованиям. Так, анализ опыта строительства новых объектов в сельском хозяйстве, в том числе животноводческих, показывает наличие в них грубейших технологических и технических нарушений существующих для нашего климата норм и регламентов.
Для развития сельского строительного комплекса необходимы модернизация производственных мощностей строительной индустрии, восстановление производства местных традиционных строительных материалов и интеграция всех его звеньев на качественно новых конкурентных началах. Однако основным и обязательным условием для этого, убежден Сергей Мытарев, было и остается оживление инвестиционной активности в агропромышленном комплексе России.
В роли трех разноуровневых организаций оказались изыскатели, проектировщики и строители. Все они сегодня «разведены по разным организациям», а для построения современного сельского строительного комплекса и обеспечения технологического единства в сельском строительстве, надо преодолевать тенденции дезинтеграции, прекратить процесс перепрофилирования входивших в стройкомплекс специализированных предприятий. Ведь у сельского строительства есть своя особая специфика, которую надо учитывать и нельзя потерять, подчеркнул Сергей Мытарев.
ОАО «Центрсельстрой» и строительные научные и проектные институты могли бы стать центром интеграции строительного комплекса в новых условиях, считает Мытарев. Для этого на их базе может быть создана компания с полным или частичным государственным участием с передачей ей функций регулирования деятельности технологически единого сельского строительного комплекса, в том числе координации конкурсного распределения заказов и контроля за соблюдением условий конкуренции на рынке строительных услуг в агрокомплексе.
Только государству по силам
Спрос на строительные услуги в агарной отрасли сохраняется, констатировал в своем выступлении статс-секретарь - заместитель министра сельского хозяйства РФ Александр Петриков. Представитель Минсельхоза считает, что возрастающая инвестиционная активность демонстрирует явный дефицит квалифицированных строительных услуг в сельской местности.
Петриков поддержал предложение докладчика Мытарева о создании единой интегрированной структуры, которая объединит все региональные строительные сельскохозяйственные организации на основе частно-государственного партнерства. Уже готова концепция структуры, однако, сообщил статс-секретарь, требуется решить ряд организационно-юридических вопросов.
Но главное, на чем был сделан акцент в выступлении Петрикова, – это необходимость федеральной целевой программы по развитию сельских депрессивных территорий, что особенно актуально для центральной части России.
О проблеме малозаселенных, обезлюдевших сельскохозяйственных территорий говорил академик РАСХН Анатолий Огарков. Почти 14 тысяч сельских населенных пунктов, согласно данным последней Всероссийской переписи, стали «деревнями-призраками» из-за того, что жители бросили насиженные места и подались в города, большие агломерации. Так что главный приоритет в устойчивом развитии сельских территорий сегодня – сделать привлекательной и желанной жизнь в селах и деревнях, считает Огарков. И сделать это, продолжил он, можно только развивая все виды сельского строительства. Ведь выбытие единиц из основных фондов в агарном секторе сегодня в 10 раз превышает ввод новых объектов. А износ социальных объектов на селе, оборудования – от 60 до 80 % при том, что по всем нормам планка в 55 % является основанием для сноса здания и постройки нового, заметил Огарков.
Участники заседания отмечали, что проблему поднятия села, восстановление его потенциала и перспектив надо решать комплексно, при поддержке государства, которая даст аграрному сектору дополнительные стимулы и защиту от внешних негативных факторов.
Все предложенные на заседании меры целесообразно объединить в единой комплексной государственной программе обеспечения устойчивого производственного и социального развития сельских территорий, стимулирования инвестиционной активности и развития строительства на селе, разработанной с учетом отраслевых особенностей и перспектив территориального размещения производительных сил в стране.
По итогам заседания совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса России по вопросу «О ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития» было принято итоговое решение.
Прежде всего, в нем отмечается, что, во-первых, для решения масштабных в социальном и производственном плане задач требуется системная и последовательная политика государства в отношении сельского строительного комплекса.
Во-вторых, предлагается рассмотреть возможность распространения действующего для сельскохозяйственных товаропроизводителей порядка субсидирования процентной ставки по кредитам на сельские строительные организации и расположенные в сельской местности малые и средние предприятия, производящие строительные материалы и конструкции.
Также отмечается целесообразность принятия ряда федеральных целевых программ для развития индивидуального жилищного строительства на селе и сети сельских дорог, предусмотрев в них источники финансирования, в том числе использование различных видов кредитования с государственной поддержкой.
Л. РУДНИЦКИЙ