В холле Конгресс-центра была развернута выставочная экспозиция. В своем приветственном слове президент ТПП РФ Евгений Примаков подчеркнул, что Смоленская область приехала в Москву «не с пустыми фразами, а с конкретными предложениями».
Инвестиционная привлекательность смоленского региона
«Смоленская область с населением около 1 млн. человек является западными воротами Российской Федерации. Ее выгодное географическое положение дает необходимые предпосылки для повышения инвестиционных возможностей региона. Крупный инвестиционный потенциал есть в промышленном, строительном и агропромышленном комплексах области. Сегодня Смоленщина представляет собой энергоизбыточный регион – АЭС и три теплоэлектростанции производят порядка 4 млрд кВт/час электроэнергии. Департаментами областной администрации подготовлены десятки площадок для размещения потенциальных инвесторов», – заявил в своем вступительном слове на презентации смоленский губернатор С. Антуфьев.
По словам главы области, мировой финансово-экономический кризис оказал определенное влияние на экономику региона. Тем не менее, несмотря на негативные процессы в экономике Смоленской области, удалось сохранить все крупные предприятия региона. Потому что своевременно были взяты на вооружение меры посткризисного развития, отметил губернатор.
По динамике промышленного производства область находится на пятом месте в Центральном федеральном округе. Уровень безработицы ниже, чем в целом по России (1,9 % против 2,8 %). В 2009 году сохранен на докризисном уровне объем ввода жилых домов.
Для эффективного привлечения финансов в экономику региона создан Инвестиционный комитет. Динамика инвестиций, несмотря на кризис, снизилась незначительно. Несколько проектов уже получили значительную финансовую поддержку.
Проектируется создание индустриально-логистического кластера Смоленска, таможенно-логистических терминалов на территории области. Эти проекты позволят привлечь инвесторов и заложить основу дальнейшего экономического роста региона.
Смоленская земля с ее богатейшим историческим наследием, древними городами, архитектурными памятниками, музеями и красивейшей природой становится гостеприимным домом как для туристов, так и для инвесторов. Поэтому большое внимание уделяется строительству туристическо-рекреационных зон, развитию социальной сферы.
С докладом «Инвестиционная привлекательность Смоленской области» выступил заместитель губернатора Смоленской области Александр Долгов. Он обратил внимание участников презентации на то, что область имеет перспективы стать важным коммуникационным узлом. Уже принято решение о строительстве скоростной железнодорожной магистрали, которая сократит время в пути из Смоленска в Москву до 2,5 часов. По территории области проходят высоковольтный энергомост «Россия–Беларусь–Западная Европа», а также мировая оптоволоконная коммуникационная магистраль, газопровод «Ямал–Европа».
В структуре валового регионального продукта наибольший удельный вес занимают промышленное производство, оптовая торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь. Индекс промышленного производства составил в 2009 году 92,5 процента.
В структуре промышленного производства наибольший удельный вес приходится на производство электроэнергии, машин и оборудования, продуктов питания, химическое и ювелирное производства. В последние годы инвестиционная привлекательность Смоленской области подтверждается значительными вложениями в основной капитал. Так, в 2006 году они составили 16 млрд рублей, в 2007 году – 25 млрд, в 2008 – свыше 37 млрд рублей. Реализуются совместные инвестиционные проекты в области производства энергосберегающих ламп и мебели, деревообрабатывающей и стекольной промышленности.
В регионе постоянно совершенствуется инвестиционное законодательство. Государственная поддержка инвестиционной деятельности достигает порядка 25 млн рублей в год. Благодаря государственной поддержке малого и среднего бизнеса, которая составила около 330 млн рублей в год, удалось создать и сохранить более 8,5 тыс. рабочих мест, отметил Александр Долгов.
Проекты мультимодального индустриально-логистического кластера «Смоленский» и таможенно-логистических терминалов
Располагая существенными территориальными и сырьевыми ресурсами, а также значительным техническим и интеллектуальным потенциалом, Смоленская область является одним из самых привлекательных регионов для развития логистических и таможенных терминалов.
Сегодня более 80 процентов грузов, поступающих в Россию из Западной Европы, проходит через Смоленскую область. По прогнозам, к 2020 году поток товаров достигнет порядка 60 млн тонн в год. В связи с этим в регионе можно создать новый сектор экономики, связанный с промышленно-кластерной технологией. Формирование в Смоленске и области ряда центров по переработке грузов позволит разгрузить Москву и уменьшит транспортную нагрузку на центр России.
Поэтому администрация Смоленской области прорабатывает проект создания под Смоленском крупного логистического центра, позволяющего принимать и отправлять грузы тремя видами транспорта. Смоленск является крупным железнодорожным узлом, здесь есть аэродром «Северный», способный принимать практически любые самолеты, наконец, город расположен на автомобильной магистрали М1.
«Гораздо удобнее создать под Смолен¬ском поворотный узел, где грузы можно будет обрабатывать и направлять дальше любым видом транспорта – автомобильным, железнодорожным, воздушным», – пояснил губернатор области Сергей Антуфьев.
По предварительным планам, в транспортно-распределительном центре будет задействовано почти четыре тысячи человек, обрабатывающих 8 тыс. вагонов в месяц и 2 тыс. автомобилей в сутки.
Данный проект станет еще привлекательнее с пуском на полную мощность порта в Усть-Луге на Балтийском море, который решено соединить автомагистралью с портом Новороссийск на Черном море. Новый грузовой транспортный коридор пройдет по территории Смоленской области, поскольку это самый короткий путь.
Разработку технико-экономического обоснования развития таможенно-логистических терминалов в рамках целевого проекта «Мультимодальный индустриально-логистический кластер «Смоленский» планируется завершить к 1 апреля 2010 года.
К реализации этого международного инвестиционного проекта регион намерен привлечь Федеральную таможенную службу и Министерство транспорта РФ (поддержка этих ведомств уже получена). Администрация области обратилась в Министерство экономического развития РФ с просьбой о предоставлении субсидий на реализацию проекта, ведутся переговоры с Министерством регионального развития РФ о его финансировании за счет средств Инвестиционного фонда РФ. К проекту проявили интерес крупные грузоперевозчики и экспедиторы, к разработке его технико-экономического обоснования и финансового плана привлечены немецкие специалисты.
Кстати, комиссия Евросоюза уже включила смоленскую площадку распределения грузов в свой прогнозный план.
Строительные объекты областного центра
В ближайшие годы Смоленщина станет центром празднования ряда важнейших исторических дат: 50-летие полета Юрия Гагарина в космос, 200-летие Отечественной войны 1812 года, 1 150-летие города Смоленска (2013 год). В настоящее время ведется активная подготовка к проведению юбилейных торжеств.
Конечно, главными пунктами подготовительных мероприятий являются планы строительства и реконструкции областного центра. Объем инвестиций в финансирование мероприятий по подготовке к юбилею Смоленска составит более 16,5 млрд руб. Из них более 9 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета.
План по подготовке к юбилею Смолен¬ска включает самые различные мероприятия – от реставрации памятников культуры до строительства новых объектов. Одна из важнейших задач – реконструкция инженерных сетей и дорожной сети. Уже в 2010 году планируется вложить 617 млн рублей в реконструкцию, ремонт и развитие улично-дорожной сети Смоленска. Ранее эта сумма не превышала 150 млн рублей в год.
Для строителей Смоленска центральным объектом 2010 года будет возведение здания федерального Медицинского центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Уже есть постановление Правительства РФ, в соответствии с которым строительство надземной части Смоленского ФМЦ начнется весной 2010 года, а в апреле 2011 года он должен быть сдан в эксплуатацию. Государственной корпорации «Ростехнологии» из федерального бюджета передано 2,07 млрд рублей на завершение строительства центра и его оснащение медицинским оборудованием. Таким образом, объект, замороженный после возведения фундаментов в августе 2009 года, в ближайшее время будет расконсервирован. Все связанные с устройством стройплощадки обязательства, возложенные на региональные и городские власти, уже полностью выполнены: современная котельная, подстанция, водопровод готовы к работе.
К июлю 2010 года завершится разработка проектно-сметной документации первого подземного перехода через площадь Победы в Смоленске, и в августе начнется его строительство – от памятника Василию Теркину до парка Пионеров. Всего же в областном центре будет сооружено 12 таких переходов, которые одновременно станут площадкой для развития торговой сети и предприятий малого бизнеса по оказанию бытовых услуг.
В 2010 году начнется строительство универсального трехзального спортивного комплекса на улице Черняховского с игровым залом, где разместятся трибуны на три тысячи зрителей, с ледовой ареной на полторы тысячи зрителей, бассейном, фитнес-залом и лыжной базой на 500 мест.
Но главная цель – завершить к 1 150-летию Смоленска строительство набережной Днепра, которая должна стать любимым местом отдыха горожан. Реконструкция днепровских берегов в Смоленске назрела давно. Более того, уже предпринималась попытка это сделать. Еще в 1976 году московский институт «Гипрокоммундортранс» разработал проект, который частично даже был выполнен. Собственно, этот документ и будет положен в основу предстоящих работ по реконструкции берегов Днепра. Сейчас управление архитектуры и градостроительства Смоленска готовит архитектурно-планировочное задание для проведения конкурса на изготовление проектной документации. Он пройдет в будущем году, когда будут выделены средства на эти цели. Деньги немалые – 51 млн рублей. Прежде всего, планируется укрепление берегового откоса и возведение пешеходно-коммуникационного моста.
Л. РУДНИЦКИЙ
Фото С. МИХЕЕВА