Универсальную платформу электромобиля для жилищно-коммунальной сферы, строительной отрасли, сельского хозяйства, аэродромов гражданского и военного назначений и других отраслей довел до серийного производства коллектив инжинирингового центра «ИжСпецТех» на базе Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова. По своей энергоэффективности утилитарный электрокар превосходит, например, популярную "электричку" Nissan Leaf.
Заказчиком проекта выступил Сарапульский электрогенераторный завод. Разработка относится к приоритетному направлению развития науки, технологии и техники в России и направлена на решение проблемы конкурентоспособного импортозамещения.
Унифицированная машина имеет несколько модификаций и может использоваться в различных отраслях народного хозяйства. На платформе электромобиля можно размещать разные виды навесного оборудования. В зависимости от его функций меняются и виды работ, которые выполняет электромобиль. Это уборка территорий, транспортировка грузов, использование в качестве тягача в различных производственных и логистических сферах.
Настоящим ноу-хау стала модель для выполнения коммунальных работ. Это первый отечественный специализированный электромобиль для сферы ЖКХ. На базе унифицированного шасси машины сконструирована электротележка, на которую можно устанавливать отвал для уборки снега, щетку для подметания, поливочную систему и другие навесные агрегаты.
За три года специалисты инжинирингового центра «ИжСпецТех» и инженеры электрогенераторного завода провели масштабные научно-исследовательские испытания и проделали опытно-конструкторскую и технологическую работу. В процессе производства и испытаний разработчикам удалось найти ряд новых решений, в частности, была усилена несущая система и упрочнены детали.
В результате реализации проекта на базе Сарапульского электрогенераторного завода создано высокотехнологическое производство универсальных электромобилей нового поколения.
- У машины большой срок службы и высокая ремонтопригодность. По сравнению с аналогами на двигателях внутреннего сгорания, она значительно уменьшает «экологический вред». Помимо этого, расход электроэнергии в стандартном ездовом цикле порядка 8 кВт*ч/100 км. Это почти в 3 раза меньше чем у Nissan Leaf, например. Машина имеет простую конструкцию и утилитарный дизайн, за счет чего, при необходимости, большая часть компонентов может быть изготовлена из вторичных материалов. Благодаря гибкости и простоте конструкции энергосиловой установки, не имеет большого числа электроники, по сравнению с аналогами из других стран. Это улучшает надежность ремонтопригодность, а также снижает экологическую нагрузку, - рассказал руководитель проекта, зав. кафедрой «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование» ИГТУ им. М.Т. Калашникова, доктор технических наук, профессор Николай Филькин.
Коллектив разработчиков получил восемь патентов на изобретения. Ранее подобный транспорт закупался исключительно за рубежом. На создание электромашины были направлены средства из субсидии министерства образования и науки (92 млн.руб.) и Сарапульского электрогенераторного завода (90 млн. руб.).
- Для нас значимо, что проект реализуется при государственной поддержке. Благодаря этому завод не только быстро находит точки соприкосновения с российскими образовательными и научными учреждениями, но и создает высокотехнологичные производства, осваивает новые направления, - отметил директор по развитию Сарапульского электрогенераторного завода, руководитель проекта Александр Заварзин.
В ближайшие годы планируется реализовать более 1000 единиц техники в различных модификациях на сумму свыше 700 миллионов рублей.
Фото: Инжиниринговый центр «ИжСпецТех»
Пресс-служба проекта «Инжиниринг и инновации»