ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
В Минстрое наградили победителей и финалистов IV Всероссийского отраслевого конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»

Мероприятие провели замминистра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик и председатель оргкомитета конкурса, руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики Александр Моор. Встреча объединила специалистов и руководителей, представителей органов власти и бизнеса, а также партнеров конкурса, сыгравших важную роль в его организации, проведении и развитии. Конкурс «Лидер...

В Якутии за последние шесть лет построили 55 мостов

В Мирнинском районе Якутии открыто движение по новому мосту через реку Чуоналыр на региональной автодороге «Анабар». Это 55-й мост, построенный в республике за последние шесть лет. Строительство объекта было осуществлено в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», инициированного Президентом России Владимиром Путиным. На возведение моста было выделено более 476 млн рублей. ...

Участники III Всероссийского форума «Импортозамещение. Сделано в России» обсудили тему отечественного производства

В первый день деловой программы состоялось пленарное заседание Минстроя России и Ассоциации парков России на тему «Комфортная городская среда для российских семей. Социальные эффекты благоустройства», в ходе которого замминистра Алексей Ересько рассказал о достигнутых результатах, целях и задачах Правительства РФ и Минстроя России в направлении развития городской среды. «Основная оценка для нас...

Межведомственная комиссия включила в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства 168 недостроев

Межведомственная комиссия (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина приняла решение о внесении в реестр еще 168 недостроев и исключении из него 25 объектов, в том числе из-за реализации управленческих решений. «В федеральный реестр включаются незавершенные объекты, финансирование которых осущест...

Поздравление Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина с Днём народного единства

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства! Праздник исторически символизирует сплоченность многонационального народа нашей великой страны и напоминает, как важно объединяться и вместе строить светлое будущее. Сегодня, в период всевозможных вызовов, именно единство и солидарность культур, традиций и обычаев являются основами успешного развития России. Наш долг – сохран...

Государственная поддержка способствовала созданию базы отдыха с доступными ценами в Приморье для резидента свободного порта Владивосток

Компания «Радио Приморье», резидент свободного порта Владивосток (СПВ), в сотрудничестве с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), открыла базу отдыха эконом-класса в бухте Триозерье Приморского края. Новый объект предоставит туристам возможность недорого и комфортно отдыхать в одной из самых живописных мест региона. Инвестиции в проект составили около 50 миллионов рублей, при этом...

3 Июля 2013

Видное. "Старый город" Место и время в пространстве города

Видное. "Старый город" Место и время в пространстве города

«Старый город» в Видном, построенный в конце 1940-х - первой половине 1950-х годов при коксогазовом заводе, - один из рабочих поселков при обслуживающих столицу производствах, реализованных в соответствии с концепцией Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. На основе архивных документов воссоздается полная картина проектирования жилого поселка в Видном. Он сохранился наиболее цельно и передает атмосферу жизни в маленьком городе - рабочем поселке с 60-летней историей. В статье излагается концепция сохранения историко-культурной значимости поселка и вместе с тем необходимых градоустроительных уточнений, способствующих повышению качества жизни в «Старом городе» Видного.

Город Видное расположен на юге Теплостанской возвышенности в трех километрах от современной границы Москвы по кольцевой автодороге (МКАД). ... Ситуацию взорвало принятое несколько месяцев назад решение о расширении территории столицы в юго-западном направлении. Это напрямую коснулось города Видное - он приобрел еще одну грань тесного соседства со столичным мегаполисом. Расстояние от «Старого города» в Видном до Московского Кремля и до центра одного из новых московских районов -Троицка примерно равны и немного превышают 20 километров. Историко-культурная, социальная значимость и, по-видимому, финансовая стоимость земли в историческом центре города Видное существенно возрастают. Обоснованно формируется новый виток интереса к проблеме сохранения «Старого города» в Видном - поселка, созданного при коксогазовом заводе в конце 40-х - первой половине 50-х годов прошлого века. Но здесь возникает целый ряд проблем:

- Полноценная форма сохранения наследия - постановка на государственную охрану. «Старый город» в Видном - один из немногих рабочих поселков тех лет, у которого есть основания претендовать на статус вновь выявленного памятника - ансамбля градостроительного искусства, состоящего на государственной охране. При этом существенную роль играет то обстоятельство, что поселку удалось сохранить в целом первозданный облик и поддерживать застройку в пристойном состоянии, позволяющем говорить о подлинности дошедшего до нас наследия.

- Существенное значение обретает проблема формирования и накопления подлинного знания об историческом объекте. Зачастую, в том числе и в «Старом городе», знание замещается мифологией. Применительно к Новейшему времени эта мифология - «снижающая», как правило, уровень историко-культурного наследия. Так, например, в «Старом городе» нам пришлось слышать от жителей, что его строили пленные немцы по старинным немецким проектам XIX века. Другая версия форм: вокруг удивления - что здесь охранять? Поскольку люди уверены, что поселок застроен только типовыми домами и ценности никакой не представляет. Третья «негативная» версия строится на основе недоброго отношения к самому понятию «рабочий поселок», по искреннему убеждению горожан, изжившего себя и не заслуживающего какого-либо внимания и в исторической перспективе.

- Понятие «рабочий поселок» - малый город при производстве стало едва ли не основным при формировании городов и городской культуры в нашей стране с конца XIX века. Знаменитые дискуссии 20-годов XX века о судьбах города, о взаимоотношениях урбанистов и дезурбанистов опирались на застройки поселков, малых городов и рабочих поселков городского типа. Рабочий поселок в послевоенной Москве, впрочем, как и в других городах страны, надолго стал опорой урбанизации, связывающей азы городской культуры, ее требования с вновь обретаемыми возможностями цивилизационных подходов к городской жизни и городскому труду.

 

Расстояния от «Старого города» в Видном до Московского Кремля и до центра одного из новых московских районов - Троицка практически равны, что меняет историко-культурную и социальную значимость этого жилого поселка


3

Генеральный план жилого поселка коксогазового завода выполнен в Архитектурно-проектной группе треста «Мосгорпроект» в 1949 году. Руководитель группы архитектор Б.В. Ефимович

- Есть еще одна проблема, внешне частная, чрезмерно конкретная, но в исторической перспективе все более обретающая вес и значение. По мифологизированному (по разным причинам) общедоступному знанию, изменение творческой направленности в отечественной архитектуре происходило спонтанно в середине 1950-х годов, после выступления Н.С. Хрущева на Всесоюзном Совещании строителей и принятых Постановлений. Если мы хотим сформировать достаточно полное, а главное - по возможности подлинное знание исторических реалий, то важно реконструировать целостную картину предшествующего событиям середины 50-х годов периода и осмыслить, как в этой профессиональной среде взрастали импульсы перехода на массовое заводское домостроение по типовым проектам. С этой точки зрения знание о том, как проектировались и создавались рабочие поселки, в том числе и «Старый город» в Видном, не менее исторически существенно, нежели знание о том, как появились, по сути, в те же годы семь высотных зданий, и какую роль и эти поселения, и высотные каркасы сыграли в становлении строительной промышленности в нашей стране.


История формирования «Старого города» в Видном

В 1994 году в районе Битцевской поймы проводили раскопки курганов XI-XII веков. В некоторых селищах во время раскопок были найдены следы развитых ремесел: гончарного, кузнечного, ювелирного, кожевенного, а также прядения и ткачества. Фиксировать внимание на «городских» или «сельских» корнях той или иной городской общины стало сегодня универсальным правилом буквально для всех исследователей, градоведов и проектировщиков. «Старый город» в Видном не стал исключением. Именно под знаком такого «противостояния» попробуем проследить дальнейшую судьбу будущего города.

Имение Видное, подарившее свое имя городу, территориально не имело к нему никакого отношения. Оно размещалось на высоком холме и издалека привлекало к себе внимание проезжающих по Каширскому тракту. Во второй половине XIX века имение неоднократно перепродавалось и переходило из рук в руки. В 1901 году Московским удельным округом была создана комиссия для описания и оценки имения в связи с предполагавшимся приобретением его в казну.

На рубеже XIX-XX веков на окраинах Москвы и в ближайшем Подмосковье появился новый тип населенных пунктов - дачные поселки. Они возникали как на вновь застраиваемых территориях, так и в деревнях, где местные жители сдавали дома для временного проживания москвичам. Пожалуй, и здесь мы сталкиваемся с двумя укладами жизни: тяготеющим к городским реалиям и другим - ориентированным в своих предпочтениях на сельские нормы проживания. Развитие дачной жизни повлекло за собой массовую распродажу экономически неуспешных дворянских поместий, а также деление («нарезка») подмосковных купеческих владений на участки, сдававшиеся в длительную аренду под застройку.

В 1902 году имение Видное было приобретено у графини Е.А. Адлерберг членами общества «Самопомощь» для нарезки его под дачное строительство. Все 329 участков были проданы в течение одного месяца. От станции железной дороги Расторгуево до дачного поселка Видное была проложена шоссейная дорога. После революции в 1917 году жизнь дачного поселка существенно изменилась. Основная забота поселкового совета была сосредоточена на том, чтобы Видное было причислено к сельскохозяйственным поселениям, благодаря чему владельцы участков не попадали в разряд частных землесобственников. Но в 1923 году было принято постановление, причислившее собственников земли в Видном к кругу дачников, что существенно увеличило налог на землю с владельцев участков. Быть горожанином - дачником экономически было невыгодно. Владельцы земли предпочитали считаться крестьянами.

Новый импульс развитию района дал принятый 10 июля 1935 года Генеральный план реконструкции Москвы. Одним из положений плана был перевод Москвы на газовое топливо. Равно с этим была сформулирована концепция о выводе экономически вредного производства за границы города. В связи с этим в материалах Генерального плана были сформулированы задачи обеспечения Москвы газом через 10 лет в объеме 600 млн.мЗ в год. К началу 1938 года было необходимо ввести в эксплуатацию крупный коксогазовый завод, способный обеспечить не менее трети годовой потребности столицы в газе. Для строительства завода надо было выбрать удачное место. Оно было найдено в 1937 году и отвечало многочисленным функциональным условиям размещения территории завода.

Завод должен был располагаться вблизи города и тяготеть к Павелецкой (тогда Московско-Донбасской) железной дороге, по ней уголь поступал из шахт Донбасса в столицу. Так было выбрано место в 5 км от станции Расторгуево Павелецкой железной дороги. По условиям благополучной эксплуатации завода и комфортного проживания его работников в проектируемом для них жилом поселке место было признано наиболее приемлемым, но упущены сроки для реализации намеченной программы. Совнарком СССР в ноябре 1938 года назначил новый срок пуска завода в эксплуатацию - в четвертом квартале 1940 года. Но реально работы по созданию завода и поселка активизировались только с 1940 года, когда руководство строительством было передано Мосгорисполкому. Теперь уже его решением был назначен новый срок пуска завода - 1-ой очереди в октябре 1942 года, 2-ой - во втором квартале 1944-го. Война разрушила и эти планы. Сооружение завода было законсервировано, и лишь 21 июня 1946 года Совет Министров СССР принял постановление «О возобновлении строительства Московского коксогазового завода». Мосгорисполком вслед за этим сформулировал задачу по необходимости пересмотреть нормативную базу технического проекта, утвержденного в 1938 году. Проект жилого поселка был разработан в Архитектурно-проектной группе треста «Мосгорстройпроект», позднее - Магистральная мастерская №11 института «Моспроект».

Материалы и документы, сохранившиеся в архиве проектно-технической документации столицы, позволяют реконструировать и сложить целостную, картину проектирования жилого поселка при коксогазовом заводе в Видном. Если вспомнить, что практически в те же годы, когда проектировался поселок И.В. Жолтовский декларировал, что типовым может стать только самое лучшее в профессии, то вновь обретаемое знание позволяет другими глазами посмотреть на «Старый город» в Видном - внешне скромном архитектурном произведении и в полной мере оценить его историческую значимость.


Застройка «Старого материалы» и архивные документе

Спустя десять лет после публикации Генерального плана реконструкции города Москвы через год после окончания войны 23 августа 1946 года вышло решение исполкома Московского городского совета №31/1 «О проектировании Московского коксогазового завода». В решении говорится: «Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 21 июня 1946 г. №1392 «О возобновлении строительства Московского коксогазового завода» Исполнительный комитет Московского городского Совета депутатов трудящихся постановляет:

4

Проект планировки города Видное: план города к технико-экономическим основам Выполнен в мастерской №3 Института Генерального плана Москвы. 1959г. Руководитель мастерской П.В. Помазанов. Авторы проекта: Б.П. Тобилевич, В.И. Замерцева


5

Опорный план города Видное. Выполнен в мастерской №3 Института Генерального плана Москвы. 1959 г. Авторы: Б.П. Тобилевич, В.И. Замерцева

1. Согласиться с предложениями Главкокса Министерства черной металлургии и экспертизы Технического отдела Мосгорисполкома о пересмотре утвержденного в 1938 году технического проекта Московского коксо-газового завода. Внести в проект завода ... основные изменения». Большая их часть, естественно, касалась проектирования производственных площадей. Основная причина: существенно поменялись нормативные показатели с тех пор, как был утвержден технический проект завода.

Отдельным пунктом в решении сформулированы и новые требования к поселку:

«...3) пересмотреть проект жилого поселка завода, ориентируясь на малоэтажные дома, в основном, типа коттеджей и двухэтажные 6-8-квартирные».

Стоит обратить внимание на то, что статус поселка после войны не меняется и его судьбу по-прежнему решают московские власти неотрывно от градоустроительных проблем и экономических возможностей столицы.

14 мая 1947 года состоялось совещание при начальнике технического отдела Мосгорисполкома P.O. Вольденберге по вопросу проектирования постоянного жилого поселка Московского коксогазового завода. В протоколе этого совещания сформулированы достаточно радикальные для дальнейшей судьбы поселка соображения:

«1. Предоставленный проект жилпоселка, составленный на основании постановления Мосгорисполкома от 23/111-43 года и задания дирекции коксогазового завода, исходил из следующих положений: тип домов -6-8-квартирные - двухэтажные без индивидуальных участков на 50% расчетного числа населения и одноэтажные дома, одно-двухквартирные на остальную часть населения, с индивидуальными участками».

Все строительство предусматривается с полным благоустройством. Общая стоимость поселка определялась сметно-финансовым расчетом в 44.750.000 рублей, разумеется, в ценах тех лет.

И тут же появляется второй пункт протокола, который очевидно и составил основное содержание и проблематику созванного совещания:

«2. В связи с ограничением ассигнований на строительство жилпоселка до 10.000.000 рублей и необходимостью строительства недостающей жилплощади в порядке индивидуального строительства (Решение Мосгорисполкома №15/9 от 2 апреля 1947 года), необходимо предоставленный проект переработать в связи с новыми установками и предоставить на утверждение Мосгорисполкома проект планировки поселка, типов жилых домов и материалов по резервированию земельных участков для индивидуального строительства».

Третий пункт протокола был призван свести вместе требования проектной концепции с новыми финансовыми реалиями:

«3. При переработке проектов жилпоселка положить в основу следующие основные принципы его организации:

а) Исходить из необходимости строительства, в первую очередь, жилищ общей площадью 8000 м.кв., стоимостью не выше 600-700 руб. за м.кв., включая местное благоустройство участка (без благоустройства внешних магистралей).

б) Основными типами жилых домов принять:

1. Одноэтажные и полутораэтажные, одно-двухквартирные дома типа коттеджей.

2. Одноэтажные - блокированные жилые дома для малосемейных.

3. 4-квартирные, двухэтажные.

4. Одноэтажные дома для индивидуального строительства.

Примечание: а) Все квартиры должны иметь самостоятельный выход на примыкающие участки...

в) В жилых домах заводского строительства предусмотреть полное благоустройство квартир с центральным отоплением, водо-, газопроводом, канализацией и ванными.

2. При проектировании предусмотреть строительство школы, детсада, дет яслей, здания административного назначения, магазинов и простейшего спортивного комплекса».

Постепенно начинает формироваться номенклатура проектных решений объектов, предусмотренных генпланом и программой застройки. В частности, в состав проекта позднее было включено двухэтажное кирпичное здание общежития. Его документация была разработана Отделом гражданского проектирования Гипроавиапрома Министерства авиационной промышленности СССР по заданию Главного Управления проектирования жилых зданий Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР в 1947 году. Авторы проекта: архитектор А.И. Криппа, инженер И.Г. Левитес, соавтор-архитектор Г.М. Артюхов.

Здесь обращают на себя внимание два обстоятельства: во-первых, то, что проект выполнен в Гипроавиапроме. В сороковые годы это само по себе служило гарантом высокого качества. Авторитет проектно-строительной деятельности Министерства авиационной промышленности в послевоенное десятилетие был вполне заслужен и обоснован. Технологический опыт самолетостроения «проникал» и в сферу промышленно-гражданского строительства. Во-вторых, вполне закономерно, еще десять лет спустя при формировании системы центральных и зональных проектных институтов А.И. Криппа стал одним из руководителей ЦНИИЭП жилища, входил в группу ведущих и наиболее авторитетных «жилищников» в стране.

Уместно обратить внимание на то, что в проектировании градостроительной концепции и застройки Видного, равно как и при разработке типовых проектов, которые были использованы в его строительстве, принимали участие многие архитекторы, вошедшие со временем в первый «эшелон» крупнейших, наиболее авторитетных в профессии специалистов: Д.Н. Чечулин, Л.К. Дюбек, Б.П. Тобилевич, А.С. Образцов, М.И. Синявский, упоминавшийся уже А.II. Криппа и др.

1948 год. В архиве сохранился документ, фиксирующий ход строительных работ в этом году. Они производятся на участках 1-й очереди, расположенных между центральной площадью и границей с поселком Видное.

В справке подробно перечисляются типы строящихся жилых домов. Наибольшее число возводимых домов: 4-квартирные - 14. Помимо них - 2-квартирные с двухкомнатными квартирами - 6 домов. 1-квартпрных -3 дома. 1-квартирные деревянные сборно-щитовые 19 домов. 1-квартирные дома, детсад и продмаг в план строительства 1948 года не включены.

Подводя итоги строительства в 1948 году, были приняты радикальные меры: «Проекты всех ... типов жилых домов, кроме 1-квартирых, после рассмотрения их одновременно с детальным проектом планировки подверглись существенной переработке и для строительства 1949 года будут сделаны новые проекты для всех типов жилых домов».

Вот что в этой связи пишется в пояснительной записке проекту 4-квартирного дома с теплой мансардой,  разработанному для строительства в 1949 году:

«Согласно экспертного заключения от 20/ IX-48 (эксперт архитектор В.М. Маят) и последующего  рассмотрения проекта 4-квартирного жилого дома Архитектурным Советом Управления по делам  архитектуры Мосгорисполкома (см. протокол №108 от  23/IX-48 г.), данный проект был коренным образом переработан с учетом предложенных изменений по планировке дома».

 6

Сводный генеральный план по проектному заданию застройки жилого поселка для Москоксостроя, подготовленный в Московской архитектурной мастерской «Горстройпроекта". Автор - архитектор А.С. Образцов. 1953г.


7

Современное состояние и сохранность застройки в «Старом городе» в Видном позволяет говорить о возможности постановки его на государственную охрану как вновь выявленный памятник — ансамбль градостроительного искусства рубежа 40-50-х годов прошлого века

Что стало основным «козырем» корректировки проекта? За счет сокращения подсобных площадей на 24,6 кв.м увеличилась жилая площадь.

«Двухэтажный 4-квартирный дом с двухкомнатной мансардой запроектирован теперь с учетом возможности непосредственного выхода из каждой квартиры на свой приусадебный участок. Для этого квартиры второго этажа имеют отдельные входы с боковых фасадов. Квартиры запроектированы двухкомнатными, жилой площадью по 36 кв.м каждая (для первого и второго этажей). Появившаяся в мансардах «дополнительная» жилая площадь в 42 кв.м позволяет сформировать вместо двух комнат две однокомнатные квартиры. Тут то и понадобятся два отдельных входа во вновь обретаемые квартиры. (Руководитель архитектурно-проектной группы, автор-архитектор Ефимович Б.В.)».

13 мая 1949 года проект поселка был утвержден Мосгорисполкомом (Решение №20/23). Основанием для этого Решения послужило комплексное заключение Управления по делам архитектуры Мосгорисполкома.

По утверждаемому проекту жилье в поселке формировалось из одно- и двухэтажных домов. Все дома с мансардами и внутренними лестницами в каждую квартиру.

«...В генеральном плане наряду с жилыми домами были разработаны отдельно стоящие культурно-бытовые сооружения поселка: клуб, школы, магазины, детсады, детясли и другие, также высотою в один и два этажа».

Строительство поселка разделялось на две очереди:

1- я очередь - северная часть;

2- я очередь - южная часть поселка (по отношению к основной магистрали)

И дальше в Пояснительной записке к техническому проекту второй очереди строительства (южная часть) жилого поселка Видное Московского коксо-газового завода в Расторгуево подробно перечисляется то, что построено за 1949-1950 гг. (всего 12 позиций). (Стоит обратить внимание, что название поселка в различных документах пишется по-разному. Думаю, что это не пустая формальность. Одни названия подчеркивают его близость с Москвой, другие акцентируют внимание на его самостоятельности и загородной сущности). В документе пишется о том, что в целом застройка северной части поселка закончена, в основном, одно- и двухэтажными домами по утвержденному проекту. В генплан было внесено только одно заметное изменение (по постановлению Мосгорисполкома): вместо 6-ти жилых домов по 3-ей Магистральной улице (за школой) надо будет построить («привязать») 4 двухэтажных общежития по типовому проекту, который как мы помним, был разработан в 1947 году в Гипроавиапроме.

 8

Жилые дома в «Старом городе» выполнены строго по проектам, в основном — типовым


9

Авторы застройки жилого поселка в Видном уделяли серьезное внимание визуальному восприятию городского пространства. Угловой дом

Для понимания того, как осуществлялась в то время комплексность застройки, перечислю все сооружения, созданные за эти годы (практически невозможно выделить из них наиболее крупные работы):

1.           артезианская скважина с насосной станцией и

водонапорной башней;            

2.           насосная станция напорной канализации;

3.           две районные котельные;

4.           детский сад;

5.           магазин;

6.           школа-десятилетка;

7.           три транспортные подстанции;

8.           разбит городской парк площадью 6 га;

9.           проложены асфальтированные дороги и тротуары      по магистралям и частью по второстепенным дорогам;       

10.         проведено частично озеленение улиц;

11.         проложены все подземные коммуникации;

12.         частично сделана вертикальная планировка.

Дальше в Пояснительной записке подробно обсуждается проблема необходимой корректировки проекта.

...После постановления Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года о снижении стоимости строительства - Мосгорпроект в целях удешевления строительства второй очереди на основе утвержденного генплана переработал одно- и двухэтажную застройку жилых домов на трехэтажную (что позволило сократить длину всех коммуникаций).

Вся сетка улиц второй очереди, места расположения общественных сооружений остались прежними по утвержденному генплану, кроме двухэтажного здания детяслей, отнесенного к восточной границе участка ближе к зеленому массиву.

Вместо отдельно стоящих одноэтажных магазинов они запроектированы в первых этажах 3-этажных жилых домов.

Пожарное депо в целях экономии аннулировано, поскольку на расстоянии 3-х км от поселка на территории завода аналогичное депо построено.

Западная часть второй очереди на основании постановления Исполкома Моссовета от 6/I-1951 года№1/70 застраивается 15-ю двухэтажными 4-квартирными  домами по типовому проекту.

Магистральный проезд №1 для сохранения ансамбля застраивается с южной стороны одно- и двухэтажными жилыми домами по ранее утвержденному проекту.

Архитектурное оформление одно- и двухэтажных жилых домов первой очереди было принято без штукатурки в красном кирпиче с тянутыми белыми деталями и черепичной кровлей.

Вторая очередь трехэтажных жилых домов будет выполнена с облицовкой белым кирпичом с бетонными деталями и также - черепичной кровлей.

Такая полихромия и различная этажность, подчеркивается в записке, придадут всему комплексу поселка, расположенному на пересеченной местности, живописность и нарядность. Весь поселок хорошо впишется в существующий красивый пейзаж ними горизонтами и перелесками.

И дальше приводятся как основные достоинства проекта предусмотренные в нем художественные решения. В частности, автор проекта Ефимович и его соавтор Чуприненко фиксируют внимание на том,  что «...Все запроектированные дороги и тротуары имеют асфальтовые покрытия с озелененными полосами и деревянными решетчатыми ограждениями.

10

Жилой поселок создавался как город-сад с максимально возможным для своего времени комфортом проживания в нем горожан - работников коксогазового завода


11

Одноэтажный 2-квартирный жилой дом с трехкомнатными квартирами. Архитектурно-проектная мастерская треста «Мосгорпроект». Руководитель мастерской Н. Селиванов. 1948 г.

На центральной площади поселка, а также на развилке главного проезда запроектированы большие фонтаны с общественными скверами. В северной части участка по границе разбитого парка - в существующем овраге предположено устройство плотины с водохранилищем.

Со стороны завода въезд в поселок оформляется уже построенной водонапорной башней из красного и белого кирпича и угловым трехэтажным жилым домом».

Здесь в записке мы впервые встречаем появление новой темы в оформлении поселка. Двухэтажные сборно-щитовые деревянные жилые дома предполагалось покрывать не черепицей, а волнистым шифером, асбошифером. В более поздних по времени документах кровля принята из соображений экономии рубероидная (по обрешетке). Надо заметить, что мы в Старом городе не обнаружили следов черепицы. Не помнят о ней и старожилы - местные жители.

Отдельной темой в записке прозвучал проект клуба. За основу был принят типовой проект на 300 человек. Но благодаря перепаду рельефа авторы предполагали сделать цокольный этаж, разместив в нем танцевальный зал и другие помещения, перенеся их со второго этажа, где размещался зрительный зал. Откорректированный проект был передан на утверждение как проект клуба на 450 человек. Не менее существенно для авторов было то, что на центральной площади перед клубом располагаются два фланкирующих угловых трехэтажных жилых дома, первые этажи которых используются под общественные и административные учреждения. Важно и то, что весь комплекс зданий будет оштукатурен с единым колористическим решением.

Авторы особое внимание уделяют художественному восприятию застройки, в частности: «...блокированные дома длиною 67 м имеют курдонеры с фронтоном и средним эркером. Главный проезд длиной 600 м будет застроен трехэтажным ансамблем из четырех групп жилых домов. Так как главный проезд в середине имеет понижение и перепад, то вся застройка улицы будет хорошо просматриваться со стороны въезда в поселок от водонапорной башни, а также и со стороны центральной площади. Средняя развилка главного проезда со сквером и фонтаном будет зрительно уменьшать длину улицы».

Я думаю, что это весьма существенное место в Пояснительной записке к техническому проекту второй очереди строительства (южная часть) жилого поселка «Старый город» в Видном. Авторы отдают себе отчет в том, что постепенно, но целенаправленно в застройку поселка входят типовые решения и корректировка ранее утвержденного проекта неизбежна, но на первый план, по их убеждению, выходят художественные особенности архитектурного решения и законы зрительного восприятия, владение которыми позволяет сохранить целостность и профессионально считываемые достоинства проекта.

Стремление к удержанию определенного качественного уровня застройки вынуждает авторов фиксировать внимание на том (пока хотя бы на уровне экспертизы), что «проекты трехэтажных жилых домов с полуподвалами составлены на основе утвержденных типовых секций», но при этом именно тех, что применяются в строительстве на Песчаной улице (типовая секция 5-этажного жилого дома 1950 года). В то время застройка Песчаной улицы в Москве воспринималась как «эталонная», во всяком случае, наиболее совершенная для своего времени.

Само собой разумеется (для авторов проекта и записки), что все жилые и общественные здания второй очереди обеспечены водопроводом, канализацией, теплофикацией от районных котельных и газификацией. Все квартиры имеют ванны и кухни с газовым подогревом воды.

Наряду с этим постепенно начинают появляться в качестве аргументации принятых в проекте архитектурных и конструктивных решений собственно экономические соображения.

Приведу здесь только один пример.

«Перекрытия над подвалом железобетонные», - пишет автор конструктивного раздела проекта инженер-конструктор A.M. Рудский. И дальше разъясняет: «По сборным железобетонным прогонам, укладываемым вдоль здания по пилонам и колоннам, лежат сборные плиты типа ПР и ПРТ. Принятый тип плит диктуется тем, что поселок Расторгуево на расстоянии 3,5 км и перевозить другие типы плит весьма затруднительно, тем более, что строительство на своем бетонном заводе освоило изготовление плит П-Р и П-Р-Т размерами до 3,6 м для строительства коксо-газового завода». (Я сохраняю разное написание шифровки плит согласно архивным материалам).

О «роли форм промышленной архитектуры в совершенствовании стиля» написано множество текстов. Правда, как правило, на хронологически ином материале. В конце XIX - начале XX века, затем в 20-е, 60-70-е годы прошлого века разговор на эту тему стал одним из преобладающих в архитектуроведении. В годы войны перемещение промышленности в тыловые районы страны откорректировало ценностные характеристики архитектурно-строительных решений. Преимущество отдавалось промышленным объектам. Неизбежность уменьшения затрат в военные годы перерастала в послевоенное время в экономическую целесообразность, которая в свою очередь становилась социальной и культурной нормой архитектурно-строительно

Кол-во просмотров: 29207
На правах рекламы
Яндекс.Метрика