Следует отметить тот заслуживающий особого внимания факт, что с самого начала архитектурно-инженерного состязания за «первенство на небесах» разработка и проектирование небоскребов определялись в основном коммерческими интересами. Заказчики, инвестировавшие возведение сенсационных зданий, редко рассчитывали на их быструю окупаемость. Гораздо важнее было поднять статус фирмы, города и даже страны.
Эпоха небоскребов ведет свой отсчет с конца XIX века. Ее пионерами традиционно считаются американские архитекторы так называемой «чикагской школы», которые после опустошительного пожара в Чикаго (1871) воздвигли здесь первые высотные здания. Стоимость земельных участков росла, и чтобы увеличить объем площадей, соответственно увеличивали число этажей. Новый тип сооружений способствовал появлению новых строительных материалов и инженерных решений. Использование стального каркаса, создание грузового подъемника Э. Отисом (1853), изобретение вращающейся двери Т. Ван Кеннелом (1888) стали важными движущими факторами в индустрии возведения небоскребов.
Первые сооружения, сочетавшие в себе возможности металлического каркаса и лифта, появились в Нью-Йорке. Но здесь дело застопорилось из-за экономического кризиса 1873 года и принятия местного строительного кодекса, запретившего применение каркасной конструкции для наружных стен высотных зданий. Поэтому центр строительства высоток переместился опять же в Чикаго. Именно тогда и сложилась упомянутая «чикагская школа» архитекторов. Одним из ранних ее детищ явилось конторское здание «Хоум Иншуренс билдинг» (1884-1885} инженера У. Ле Барона Дженни, который использовал сборную каркасную конструкцию из чугуна и стали, скрепленную болтами и усиленную гранитными опорами в нижнем уровне. Однако эта конструкция еще не была полностью независима от каменной кладки и далека от схемы жесткого самонесущего металлического каркаса, выдерживающего-любые нагрузки.
Примерно в то же время архитектор Лерой Сандерленд Баффингтон из Миннеаполиса предъявил свои права на приоритет в области создания небоскребов. Он не утверждал, что построил первый небоскреб, но доказывал, что раньше, чем Дженни или кто-либо еще, разработал конструктивные принципы возведения высотных зданий на стальном каркасе, способном нести большие нагрузки. В 1887 году Баффингтон озаботился получением патента на самонесущую каркас-но-рамную конструкцию 28-этажного небоскреба из кованого металла (не чугуна) клепаную, а не скрепленную болтами, и с тонкими ограждающими стенами из легкого кирпича. Год спустя патент ему выдали (рис, 1, 2).
Рис. 1
Первые высотные конторские здания насчитывали от 10 до 20 этажей. В плане они были квадратными, U- или L-об-разными, с большим световым двором в центре, и характеризовались масштабностью и строгостью форм. Каждое из них становилось для молодых чикагских архитекторов еще одной возможностью преодолеть традиционные проектно-конструкторские ограничения, найти новое стилевое решение для делового здания. Новую эстетику небоскребов продвигали Д. X. Бэрн-хем и Дж. У. Рут. В своих теоретических работах они утверждали: поскольку высотка проектируется для особой цели, следует заявлять об этой цели каждой конструктивной частью. Рут писал: «Архитектор должен первый выявить условия, необходимые для функции здания, значит, необходимо и выразить ее смысл и ценность художественным образом».
Рис. 2
Самым ярким представителем «чикагской школы» стал Луис Салливен, рассматривавший высотное сооружение и как некую органичную структуру, и как элемент городской среды. Ему принадлежит аксиома: «Форма следует функции», а также следующее поистине эпическое определение небоскреба: «Он должен быть высоким каждым дюймом своей высоты. Сила и власть высоты, торжество и гордость возвышения должны быть в нем. Каждым своим дюймом он должен быть благородным и парящим».
Архитектор Франк Ллойд Райт, работавший в ателье инженера-архитектора Данкмара Адлера вместе с Салливеном в начале 1890-х годов, писал в своей работе «Тирания небоскребов»: «Наше специфическое нововведение, небоскреб начал свою жизнь, когда Л. Салливен вошел в дверь, соединявшую мою рабочую комнату с его кабинетом, и бросил на мой стол чертежную доску с натянутым на нее листом ватмана. Это был «Уэнрайт билдинг» — первое высокое со стальным каркасом конторское здание, созданное как произведение архитектуры»3 (рис. 3, 4).
Рис. 3
Д. Адлер, компаньон и соавтор мно1-гих проектов Л. Салливена, в это время думал совсем не о поэтическом образе небоскреба, а об усовершенствовании его функции: повышении эффективности лифтов, оптимизации светового решения внутреннего двора и освещения коридора; много внимания уделял вопросам отопления, охлаждения, вентиляции. Салливен же впервые отметил рациональность внутренней структуры высотного здания, предполагающей размещение технических устройств в подвале и на верхнем этаже, а также одинаковую планировочную схему этажей.
Рис. 4.
Два десятилетия лидерство в строительстве небоскребов принадлежало Чикаго. В 1892 году самым высоким зданием в этом городе стал «Мезоник Темпл», построенный архитекторами Д. Бэрнхемом и Дж. У. Рутом. Он насчитывал 22 этажа, имел высоту 92 м и возводился с применением конструктивных принципов, ранее предложенных вышеупомянутым Л. С. Баффингтоном (рис. 5). Однако в следующем году в Чикаго запретили сооружать объекты высотой не более 39 м, и центром эпопеи высотного строительства стал Нью-Йорк, где после отмены ограничения на использование каркасных конструкций для наружных стен (1892} грянул невиданный строительный бум.
Рис. 5.
Но сначала договорим об архитекто-рах-чикагцах. Продвигая новые идеи, они понимали, что для заказчика небоскреб скорее всего явится лишь средством извлечения из застроенного участка максимальной прибыли. Поэтому они предлагали здесь ряд ограничений. Так, Л. Салливен в одной из своих статей отмечал, что «до определенного уровня высоты здания его собственник может делать что хочет, но за строго обозначенной границей приоритетом должна стать общественная польза и выполнение условий должно контролироваться либо с согласия, либо без согласия собственника.
Рис. 6
Мы обязаны объяснить владельцу сооружения, что 50% ограничений будет относиться не только к площади, но и к фасаду здания. Он будет явно не доволен этим, но система штрафов заставит его принять правила. Высота фасада здания не должна превышать удвоенную ширину улицы. Далее, используя ступени, мы где-то немного выигрываем, а где-то немного теряем и чем выше становится застройка, тем меньше площади должно занимать здание (рис. 6).
Его поддержал Д. Адлер, обсуждая вопросы ограничения величины небоскребов и возможность появления уступов в их архитектурном решении: «Небоскребы растут, подобно деревьям в лесу, и необходимо выработать определенные правила зонирования, чтобы гарантировать доступ света и воздуха не только для верхних этажей, но также и на уровне улицы и нижних. Эффект ступенчатого массива будет чрезвычайно живописен, обильный свет проникнет в каждую часть здания через большие террасные дворы, ступенчатые формы сооружения поднимутся на максимальную высоту, не затеняя и не принося ущерба соседним улицам и зданиям» Но подобные предложения тогда не получили поддержки и высота небоскребов продолжала возрастать в соответствии с пожеланиями их собственников.
В Нью-Йорке после 1892 года, как уже было сказано, начавшем бурно строиться, до конца первого десятилетия XX века появилось 188 сооружений в 20 и более этажей. Эти небоскребы, предназначенные для страховых компаний, коммерческих фирм и городской администрации, представляли собой сверхмасштабные образцы неоклассического стиля. Первым примером такого крупного делового здания стал 32-этажный «Парк Роу билдинг» (архитектор Р. Робертсон, 1899) высотой 118 м, в котором разместились 950 контор (рис. 7).
Рис. 7.
В начале 1900-х годов в Нью-Йорке над основным массивом высотки, как правило, возвышалась башенная надстройка. Типичный пример — небоскреб «Зингер билдинг» высотой 187 м. (архитектор Э. Флег, 1908; снесен в 1968}. Его 13-этажный «шкатулочный» объем венчала кирпичная 47-этажная башня, облицованная терракотой, с куполом-мансардой (рис. 8).
Рис. 8.
Проект самого высокого и выразительного неоготического небоскреба «Вулворт билдинг» выполнил архитектор К. Гилберт (1913). 29-этажная башня с небольшими уступами поднималась над 29-этажным же объемом пьедсталом до отметки 241 м (рис. 9). Заказчик проекта магнат Вулворт потратил на эту амбициозную затею значительную часть состояния. Впервые параметры одного объекта рассчитывались как на город с населением в 50 тысяч человек. В итоге «Вулворт билдинг» был признан величайшим в своем роде шедевром.
Рис. 9.
Первый этап строительства небоскребов и начало второго были связаны в основном с заказами страховых компаний и коммерческих фирм. Нов 1914 году завершилось возведение 34-этажного, высотой 177 м, псевдоклассического муниципального здания «Белый Парк Роу», спроектированного архитектурной фирмой «Мак-Ким, Мид и Уайт» (рис. 10).
Помимо небоскребов башенного типа, тогда же строились и протяженные по горизонтали высотные здания, имевшие многоярусное членение объема. Но такая система использовалась для сооружений высотой не более 20-25 этажей, в случае же увеличения этажности получались гигантские монолиты, в которых для офисов не хватало света, что вело к падению цены аренды.
Рис. 10.
В 1908 году архитектор Э. Флег указал на городские проблемы, возникшие в связи с появлением большого числа высотных зданий: «Свет и воздух всегда являются ценным аспектом городского пространства, и они должны быть сохранены. Нельзя допустить возведение неестественных протяженных коробок Рис. 11 на такую высоту без наличия башен или уступов на верхнем уровне. Необходимо найти компромисс между правами собственности и общественной пользой»7. Явная перекличка с Салливеном и Адлером. Флег предвидел также катастрофическое увеличение объема автомобильного трафика и трудности в деле обеспечения пожарной безопасности небоскребов.
Через год после возведения на Ман-хэттене башни «Эквитейбл Лайф Иншу-ренс билдинг» (1915) — самого крупного офисного здания в мире — власти Нью-Йорка приняли первое в американской истории всеобъемлющее Законодательство о зонировании высот, которое остановило дальнейшее сооружение объектов, подобных «Эквитейбл Лайф Иншуренс билдинг». Для сохранения света и воздуха в уличном каньоне здание после установленной высоты должно было подниматься уступами, то есть не отвесно, а наклонно (это же касалось башен, отстоящих своим основанием от красной линии на определенное законодательством минимальное расстояние). Указанное ограничение привело к появлению новой формы небоскреба с уступчатыми очертаниями (рис. 11).
Рис. 11.
Над стадиями зонирования, регулировавшими высотную застройку и ее районы, работали нью-йоркские архитекторы X. Корбет и X. Феррис, создавая ступенчатые островерхие пирамидальные объекты (рис. 12). В 1923 году Комитет по региональной планировке Нью-Йорка и его окружения (Regional Plan of New York and its Environs — RPNY) попросил архитекторов высказать свои предложения по развитию Манхэттена.
Рис. 12.
X. Корбет и X. Феррис работали в группе специалистов по транспортной проблеме. Корбет сделал акцент на концепции многоуровневого города:локальное движение происходит на уровне улиц; скоростные магистрали располагаются на уровень выше; пешеходное движение по променадам осуществляется над хайвеем. Уровни движения транспорта опоясывали город, подобно венецианским каналам, пешеходные променады связывались мостами и площадями, за что весь проект получил название «Венеция в Нью-Йорке».
Феррис же разработал схему отделения транспортной зоны от пешеходных галерей-аркад и включения в городскую инфрастуктуру объектов торговли, связи и паркинга. В дальнейшем, расширяя спектр идей, он выполнил серию черно-белых фресок, на которых изобразил не только стадии зонирования блока-квартала, но и новые предложения: посадочные площадки для воздушных судов на верхних террасах высотных зданий, церковь-небоскреб, высотные апартаменты на мосту.
Строительство высоток продолжало менять взгляды на современный город. В 1929 году архитектор Р. Худ заявил о планах возведения 150-этажного здания: современные стальные конструкции и последние достижения компаний.
Архитектура по производству лифтов это позволяют. В печати разразилась по сему поводу нешуточная дискуссия. Американская общественность от подобных мегаструктур ждала сугубой архитектурной выразительности — начиная с конкурса газеты «Чикаго Трибюн» (1922), где финский архитектор Э. Сааринен представил проект небоскреба, динамика которого была выражена композицией кубических объемов (отзыв Л. Салливена: «Бесценная жемчужина»).
Рис. 13.
Конец 1920-х ознаменовался в Нью-Йорке постройками наиболее значительных ступенчатых небоскребов и расцветом стиля Ар Деко в высотном строительстве. Назовем здесь хотя бы административный центр телефонной компании «Барклай-Визи билдинг» (архитектурная фирма С. Фурхис, П. Гмелин, Р. Уолкер; рис. 13) и здание «Ту Парк Авеню» (архитектор Э. Ж. Канн).
Рис. 14.
Рис. 15.
В Чикаго вторая волна возведения небоскребов началась после 1923 года, когда Комиссия по зонированию высот адаптировала нью-йоркский закон к особенностям города. По новому закону Рис. 16, 17 на объем высотой не более 79 м разрешалась постановка 17—20-этажной башни. Так в центральном деловом районе появился «Ригли билдинг» (1924), выполненный одной из наиболее консервативных архитектурных фирм Чикаго того времени — «Грехем, Андерсен, Пробст и Уайт» (рис. 20).
Рис..16.
В этом небоскребе творчески использовались классическое европейское наследие, архитектурная традиция коммерческого стиля Чикаго 1880-х годов, эклектичное наследие Всемирной выставки (1893) и новые отделочные материалы из терракоты. Проблема формы участка при проектировании оказалась ключевой. Треугольная площадка
Рис. 17.
не слишком подходила для стандартного кубического блока. Тем не менее архитекторы сумели превратить эту сложность в преимущество, создав дерзкую по очертаниям 134-метровую четырехгранную башню неправильной формы, бросившую вызов окружающим высотным сооружениям, возведенным в традиционно правильной сетке плана города.
Рис. 18, 19.
Небоскреб «Джеве-лирс билдинг» (1924-1926) высотой 159 м (архитектурная фирма «Джиавер, Динкельберг и другие») 17-этажная тонкая башня на массивном 24-этажном объеме (рис. 21).
Рис. 20.
Башня казалась слишком маленькой в сравнении с основанием. Старомодное по своему дизайну здание оказалось необыкновенно современным по сути. Его центральное ядро от основания до 23-го этажа занимала механизированная парковка-гараж. Но это был лишь редкий пример подобного решения: другие архитекторы и застройщики продолжали предлагать традиционные классические коробки с внутренним световым двором, так как хорошо освещенные офисные пространства давали больше прибыли, чем парковка.
Существовали и другие проекты. Так, фирма «Д. Бернхем и Компании" и бюро «Холаберд и Рут» представили выразительные ступенчатые композиции небоскребов «Банкерс билдинг» (1926) и «Ла Сеил Уокер» (1929-1930) высотой 156 м (рис. 22). Самым уникальным чикагским небоскребом стало ступенчатое здание «Лалмолив билдинг» (1927-1929), построенное по проекту архитекторов Холаберда и Рута (рис. 23). Несколько «сплющенное» 37-этажное сооружение высотой 172 м. отличалось пирамидальными формами и «нью-йоркским» стилем.
Рис. 21.
Так закончилось первое десятилетие после принятия закона о зонировании высот (рис. 20), который был модифицирован в связи со строительством небоскребов 1930-х годов — «Крайслер бил-дмнр>, «Эмпайр билдинг», «Рокфеллер центр»
П. П. ЗУЕВА, доцент МАрхИ