Еще со времен Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. А когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет – лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные – физиологической и психологией цветового восприятия.
Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия.
Но существует наука, для которой они могут считаться основными, называется, она – психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика.
На сегодняшний день цветовая психология – эмпирическая наука. Одним из главных препятствий на пути создания научной теории взаимосвязи цвета и психики является недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся отношения цвет-психика.
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов этой проблемы. Поэтому задаваясь вопросом мистического значения дверных полотен желтого цвета, Вы, как говорится, льете воду на ту же самую мельницу.
Следует отметить, что и Гёте считал, что цвет «независимо от строения и формы материала, к которому он принадлежит – оказывает известное воздействие… на душевное настроение». Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями.
«Отдельные красочные впечатления… должны действовать специфически и… вызывать специфические состояния». И далее, в: «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гёте ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гёте иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека.
Гёте, опираясь на основные положения психологического раздела своего учения, разделяет цвета на «положительные» и «отрицательные». Цвета первой группы, такие как желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь), создают бодрое, живое и деятельное настроение. Цвета второй группы, такие как синий, красно-синий и сине-красный, создают неспокойное, мягкое и тоскливое настроение. Зеленый цвет Гёте относил к «нейтральным».
Гёте желтому цвету давал следующую психологическую характеристику. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что… веет теплом. Чисто желтый – приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гёте, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации. Так что следует задуматься над такой характеристикой желтого цвета.
Что касается оранжевого цвета. То положительное, что сказано о желтом цвете, также верно и для оранжевого цвета, но в более высокой степени. При этом оранжевый цвет более «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гёте, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.
Теперь о желто-красном цвете. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, особенно «радуются» и предпочитают эту краску энергичные, здоровые, но суровые люди. Поэтому этот цвет привлекает дикарей и детей, он вызывает у них чувство потрясения.