Согласно аналитическим данным СИБУРа до 2027 года (включительно), потребность в «материалах будущего» – полимерах для строительства и ремонта дорог составит более 600 тыс. тонн. Это СБС-полимеры, геоматериалы, ПВХ-листы, монолитный поликарбонат для шумозащитных экранов, компоненты для изготовления разметки и другие полимеры. С их применением будет построено 3600 км новых дорог и отремонтированы до 110 000 км.
Из СБС-полимеров создают полимерно-битумное вяжущее (ПБВ), которое входит в состав верхнего слоя дорожного покрытия, а на дорогах высоких категорий (например М-12 «Восток») – во все слои асфальтобетона. Комплексное применение СБС позволяет увеличивать межремонтные сроки дорог до 10 лет – до 2,5 раз дольше немодифицированного асфальта. Высокие эксплуатационные качества полимерно модифицированного асфальта (сохранение упргугости в зимний период, противодействие пластической и образивной колеи в летний период, снижение количества дефектов покрытия) в составе комплексных мероприятий позволяют проектировать скоростные трассы, по которым возможно повышение скорости до 150 км/ч. Например, на трассе Москва – Санкт-Петербург.
Еще один компонент современной дороги – геоматериалы. Они также повышают срок эксплуатации автомобильных дорог за счет обеспечения необходимого водоотвода, дренажа, армирования слабых грунтов и изоляции от избыточной переувлажнённости. Потребность в полимерах для производства всех полимерных геоматериалов около 110 тыс. тонн в год. Мощность российского производства для геоматериалов составляет 660 млн м2. Геоматериалы использованы в строительстве трасс: М1, М2, М3, М4, М5, М7, М8, М9, М10, М11, М20, КАД и ЗСД Санкт-Петербурга, МКАД, ЦКАД, платной автодороги Москва — Санкт-Петербург и на многих других федеральных и региональных объектах.
Также полимеры используются для изготовления разметки и шумопоглощающих экранов вдоль населенных пунктов. Потребность в компонентах для изготовления разметки 1 км дороги составляет до 50 килограммов для четырехполосной дороги. Это хоть и незначительный объем в общем «пироге», но он напрямую влияет на транспортную безопасность: СБС-полимер позволяет делать разметку более долговечной, повышает ее адгезию к асфальту, снижает истираемость от автомобильных шин, тем самым дольше сохраняя ее в исходном (видимом для водителей) состоянии.
На данный момент можно говорить об устойчивом спросе на инновационные материалы из полимеров для дорожного строительства до 2027 года. В 2023 году федеральные и региональные власти приступили к реализации пятилетнего плана дорожной деятельности. Согласно документу к концу 2027 года к нормативным параметрам будет приведено 85% федеральных, региональных и межмуниципальных дорог, входящих в опорную сеть. Сейчас ее протяженность составляет 136 тыс. км.
Самым большим производством полимеров в России обладает СИБУР. Инвестиции компании в прогресс отрасли за последние 15 лет составили около 1,5 триллионов руб. Инвестиции позволили создать импортонезависимое современное производство полимеров в России и заместить импортные поставки полиэтилена европейского производства, которые ранее использовались для строительства автодорог.
По словам СИБУРа, производитель сможет отреагировать на повышение спроса, когда будут определены потребности для новых проектов. Например, строительства участка трассы М4 Джубга – Красная поляна, к которому приступили в 2023 году.
Инновационным материалам для российских дорог также посвящена часть экспозиции в «Доме Полимеров» СИБУРа на международной выставке-форуме «Россия». Это крупнейшее образовательно-просветительское пространство в нефтегазохимии в стране. Павильон посетило уже больше 15000 человек.
Пресс-служба нефтегозахимической компании СИБУР