Экологичность строительных материалов — это не просто дань моде, сегодня это вопрос безопасности и здоровья. Строить дома, безвредные для человека и окружающей среды, стало нормой жизни. Но как понять, что материал экологичен и не представляет угрозы ни для жителей, ни для природы? На помощь приходит специальная экомаркировка I типа «Листок жизни». Зачем производителям стройматериалов получать экомаркировку, рассказала Марина Симончик, директор по маркетингу направления “Полимерная изоляция” ТЕХНОНИКОЛЬ.
Экологичность предприятия — понятие сложное и многогранное. Каждая компания находит собственные способы снижения воздействия на природу и соблюдения строгих требований к безопасности производимых материалов. В нашем случае в основе всего лежит философия бережливого производства.
На практике это означает, что заводу нужно принимать во внимание несколько критериев:
- многоступенчатый контроль, в том числе входной аудит сырья;
- изучение жизненного цикла товара;
- профессиональное развитие кадрового потенциала.
Экология — не маркетинговый прием
Конечно, озабоченность населения безопасностью не ускользает от внимания маркетологов. Данные АРИР и «Собиратора» доказывают, что около 68 % потребителей обращают внимание на экомаркировку товаров, а около 73 % готовы за такую продукцию заплатить больше.
Тренд быстро подхватили эксперты в области продвижения, как результат на рынке появилось явление под названием «гринвошинг». В итоге экологичность стала просто красивой ширмой. Вкладывать усилия и ресурсы в производство действительно безопасных материалов никто не хочет, а получать выгоду в виде возросшего спроса благодаря наличию экозначка на упаковке готовы многие. Это привело к тому, что само понятие “экологичный” перестало быть синонимом безопасности для среды и человека. В итоге рынок получил рост не спроса, а недоверия со стороны потребителя по отношению к экологическим маркировкам.
Несмотря на пока слабую нормативную базу в области экологической безопасности в России, мы движемся в данном направлении. Экомаркировка “Листок жизни”, признанная на международном уровне, является подтверждением общей заинтересованности в данном вопросе. Эта экомаркировка I типа является единственной в России, имеющей международное признание со стороны Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN). По данным исследования НАФИ и Экологического союза, с экомаркировкой “Листок жизни” знакомы 34 % жителей крупных городов России.
Суть сертификации заключается в том, что производитель должен доказать экологическую составляющую своего продукта в наиболее значимых точках воздействия на окружающую среду. Многие наверняка заметили, что сегодня экологичность того или иного материала рассматривают исключительно с позиции его утилизации. Бумага разлагается — значит, безопасна. Пластик столетиями лежит на свалке — значит, вреден. Но это глубокое заблуждение. Пластик, например, можно переработать неограниченное количество раз, то есть сократить в разы ресурсы, необходимые для производства первичной гранулы.
По этой причине безопасность любого материала необходимо исследовать с рождения до утилизации или рециклинга. Так, аудиторы органа по сертификации “Экологический союз”, принимающие решение о выдаче экомаркировки «Листок жизни», оценивают постоянство качества продукции и ее долговечность, уровень экологичности самого производственного процесса, включение вторичного сырья в состав продукции, перерабатываемость упаковки, корректность информирования потребителей относительно экологических и качественных характеристик продукции. Такую многогранную проверку готовы выдержать не все.
В строительной отрасли только 19 заводов, включая наши предприятия, выпускают товары с экомаркировкой «Листок жизни». В целом в стране сертифицировано 287 товаров и услуг у 24 компаний.
Доверие — важный капитал
«Листок жизни», несмотря на строгость аудита, является абсолютно добровольной экомаркировкой. Получить ее может любой производитель, уверенный в том, что экологическая безопасность продукции находится на высоком уровне.
Первым среди заводов ТЕХНОНИКОЛЬ экомаркировку получил завод XPS в Рязани. Произошло это не сразу. Сначала предприятие получило замечания, после устранения которых продукция получила право иметь экомаркировку.
Сертификат необходимо регулярно подтверждать, благодаря чему компании постоянно следят за уровнем безопасности производства и продукции, таким образом, экологичность остается на стабильно высоком уровне. Внутри себя мы даже разработали пакет внутренних нормативов, на основе которых выстроена экологическая политика. Здесь продумано все до мельчайших деталей. Например, у нас есть регламент проезда машин на территорию. Так мы следим за тем, чтобы в наши ливневые стоки не попадали нефтепродукты, которые могут оказаться на колесах.
Что касается экологичности процесса производства XPS, то здесь все тоже прозрачно. Материал производится из полистирола общего назначения (ПСОН). Из этого же сырья изготавливают продукцию для пищевой промышленности, те же подложки. В ходе изготовления теплоизоляции практически не образуются отходы. А все обрезки, крошка и брак отправляются на переработку. Движение остальных отходов строго регламентировано. Компания постоянно ищет новые возможности для переработки всех образующихся отходов.
Строгие внутренние требования и высокий уровень экологической ответственности вот уже много лет подтверждаются аудитом экомаркировки, аналогов которой в России нет. Это означает, что потребители приобретают действительно качественный и безопасный утеплитель.
Пресс-релиз