ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Открыта регистрация на Форум «Строим Россию»

Мероприятие, объединяющее на своей площадке представителей власти, бизнеса и общественности и демонстрирующее достижения строительного комплекса России, состоится в Москве 1 июля 2024 года. Форум «Строим Россию!» является важным событием строительной отрасли, на котором поднимаются актуальные вопросы развития транспортной, коммунальной, жилищной, промышленной инфраструктуры. На мероприятии п...

В Совете Федерации обсудили особенности замены лифтов и лифтового оборудования при капремонте жилья

Первый замминистра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин принял участие в совещании под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Инны Святенко по теме: «Актуальные вопросы разработки экономических и финансовых механизмов, направленных на формирование системы по производству, установке и техническому обслуживанию лифтов и лифтового оборудования в рамках капитального ремонта жилищно...

Подведены итоги расчёта индекса «IQ городов» по итогам 2023 года

В Перми на пленарном заседании V Международного форума по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город» подведены итоги расчета Индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов» по итогам 2023 года. «В городах России все чаще применяются цифровые технологии. О необходимости их использования в строительстве и жилищно-коммунальной сфере говорил Президент на пленарном заседании Пете...

Новый резидент Арктической зоны Российской построит всесезонную турбазу для гостей горнолыжного курорта в Мурманской области

Компания "Эко-Газ", новый резидент Арктической зоны развития и фронтирных территорий (АЗРФ), планирует построить туристскую базу между Апатитами и Кировском в Мурманской области. Согласно соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), объем инвестиций в проект составит более 10 миллионов рублей, а запуск проекта запланирован на 2026 год. В рамках проекта резидент АЗРФ наме...

На XV Международном IT-форуме с участием стран БРИКС и ШОС состоится стратегическая сессия проекта "Умный город".

Стратегическая сессия «Умный город в новой структуре национальных проектов» пройдёт 18 июня в Ханты-Мансийске рамках XV Международный IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС. Форум пройдёт с 18 по 20 июня. Ключевые сквозные темы форума: Цифровая экономика; Цифровые технологии в госуправлении; Информационная инфраструктура; Международное сотрудничество; Информационная безопасность ...

В Минстрое России обсудили проект регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий»

В совещании участвовали заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, заместитель Сопредседателя по промышленной политике и техническому регулированию Комитета РСПП Андрей Лоцманов, директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин, а также представители Минпромторга России и Российского союза строителей. Основной темой совещания было обсуждение предложений п...

10 Июня 2011

Дорожное хозяйство России

Ситуация в российском дорожном хозяйстве в последние годы только ухудшается, несмотря на положительные количественные приросты протяженности дорог, о которых ежегодно рапортует официальная статистика, а также постоянный рост финансирования.

Действительно, за последние пять лет общая протяженность дорог в России увеличилась на 125 тыс. км (т.е. на 14,6%). Но если в 2009 году порядка 40% автомобильных дорог федерального значения соответствовало нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, то по итогам 2011 г. доля таких дорог, по ожиданиям Росавтодора, составит всего 33%. Стоит отметить, что протяженность самих дорог федерального значения за указанный период мало изменилась, увеличившись всего лишь с 47 до 50 тыс. км.

При этом содержание ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.» обещает, что к 2015 году доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, составит 27,18 тыс. км, то есть приблизится к 50% по сравнению с нынешними 33%.

Как авторы программы собираются этого добиться, непонятно, ведь в последние 5 лет количественный прирост дорожного полотна в России пополняется за счет дорог низкого качества (говоря языком дорожников – не имеющих твердого покрытия). Если в 2002 году доля дорог без твердого покрытия составляла 8,8%, то в 2009 году – уже 18,4% (в совокупном объеме дорог общего пользования), то есть выросла более чем в два раза и составляет теперь почти 1/5 длины всех российских дорог. Таковы выводы нового ежегодного исследования, завершенного специалистами агентства ABARUS Market Research в мае 2011 г.


Дорожная Россия в мировом контексте

Для Российской Федерации характерна низкая плотность автомобильных дорог, которая составляет:
* 44,1 км на 1000 км² площади территории страны;
* 5,3 км на 1000 жителей.

В то же время плотность автомобильных дорог на 1000 км² площади территории страны составляет во Франции и Германии 1800-1830 км, в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Индии – 1070-1175 км, США – 670 км, то есть в 15-40 раз больше по сравнению с Российской Федерацией.
24_obzor_1.jpg
Рис. 1. Плотность автомобильных дорог в некоторых странах СНГ на начало 2009 г., км на 1000 км²
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.

Среди стран СНГ наибольшая густота автомобильных дорог характерна для Белоруссии1, Молдовы и Украины. Наиболее низкая плотность – в Казахстане и России – наблюдается по причине географической разрозненности территорий (разная плотность заселения и, соответственно, обеспечения инфраструктурой). Более подробно данная информация представлена на рис. 1.


Общие данные протяженности дорог

По территории России проходит 25 магистральных дорог, из них самая короткая М-11 «Нарва» (Санкт-Петербург – граница с Эстонией) имеет в длину 140 км, самая длинная М-56 Лена/Колыма (Невер-Якутск/Якутск-Магадан) – 3 720 км. Кроме того в РФ насчитывается 107 прочих дорог (без подъездов до транспортных узлов от Петропавловска-Камчатского, Анадыри, Дудинки, Нарьян-Мара, Салехарда, Паланы и Туры). Из Европейских маршрутов по России пролегают 25.

По данным Росавтодора, протяжённость федеральных дорог на начало 2008 года составляла 48,8 тыс. км, это менее 5 процентов от общей протяжённости дорожной сети страны, при этом на федеральные дороги приходится более 40 процентов всех пассажирских и грузовых перевозок. В том числе, протяжённость магистральных дорог составила 30 тыс. км.

На начало 2009 г. протяженность автомобильных дорог составила 939 700 км, из них общего пользования – 754 483 км. Из них с твердым покрытием насчитывалось 629 373 км, в том числе федеральных – 49 694 км, региональных и муниципальных – 455 610 км, местных – 124 068 км.

На начало 2010 г. протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования составила 50 127 км, в том числе с твердым покрытием – 49 931 км. С усовершенствованным покрытием – 44 927 км. Протяженность региональных автомобильных дорог насчитывалось 493 342 км, в том числе с твердым покрытием – 449 859 км, 309 433 км  с усовершенствованным покрытием. Общая протяженность автодорог в РФ по состоянию на январь 2010 г. – 983,1 тыс. км.

До 2003 г. включительно протяженность автомобильных дорог в РФ практически не менялась. Далее наметилась тенденция к спаду: за 2003-2005 г. данный показатель сократился на 4,5%. Однако уже в 2006 г. имел место 8-ми процентный прирост. В 2007 г. рост протяженности дорог сохранился, но в 2008 г. в силу известных причин произошел спад. В 2009 году количественный прирост оказался положительным, хотя построено за этот период было меньше дорог, чем в 2008 г. Положительный прирост мог произойти за счет введения в эксплуатацию достроенных дорог, начатых в предыдущие годы.
24_obzor_2.jpg
Рис. 2. Общая протяжённость автомобильных дорог в РФ с разделением на дороги общего и необщего пользования по новой классификации, 2003–2010 гг. (на начало года, тыс. км)
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.


Соотношение дорог общего и необщего пользования в России нельзя назвать стабильным, так как заметна устойчивая тенденция к повышению доли дорог общего пользования. Так, если в 2002 г. это соотношение составляло 1,9 раза, то в 2009 г. – 4,2.

Соотношение дорог общего и необщего пользования с твердым покрытием также увеличивается на протяжении последних лет. В 2002 г. данный показатель был равен 2,51, в 2009 г. – 5,02.
24_obzor_3.jpg
Рис. 3. Протяжённость дорог общего и необщего пользования с твёрдым покрытием в новой классификации, 2003–2010 гг. (на начало года, тыс. км)
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат


Однако приведенные выше цифры демонстрируют, что хотя дороги общего пользования и увеличиваются в количественном выражении, но прирастают они в большей степени за счет дорог с нетвердым покрытием. Если в 2002 году доля дорог с твердым покрытием составляла 91,2%, то в 2009 году – уже на 10% меньше (в совокупном объеме дорог общего пользования).

Протяженность федеральных дорог практически не менялась на протяжении 2002–2007 гг. Значительное увеличение протяженности в 2008–2010 гг. связано с включением в федеральную сеть автомобильных дорог «Вилюй», от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска, ряда других участков автодорог регионального значения.
24_obzor_4.jpg
Рис. 4. Протяжённость дорог местного, регионального, федерального значений с твёрдым покрытием в новой классификации, 2003–2010 гг. (на начало года, тыс. км)
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.


Ежегодное сокращение протяженности дорог регионального значения происходит в связи с процессом перераспределения автодорог субъектов РФ и муниципальных образований, осуществляемым согласно принципам классификации автомобильных дорог, а также за счет передачи ряда региональных дорог в федеральную сеть.

К автомобильным дорогам с усовершенствованным покрытием относятся дороги со следующими видами покрытия: цементобетонным, асфальтобетонным, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами. Региональные дороги обеспечены такими дорогами в меньшей степени по сравнению с федеральными.


Протяженность дорог по федеральным округам


Что касается протяженности автодорог по округам, среди федеральных дорог наиболее длинными являются дороги Центрального и Сибирского округов, среди региональных и местных – Приволжского и Центрального ФО.
24_obzor_5.jpg
Рис. 5. Густота автомобильных дорог с твердым покрытием в России по федеральным округам, км дорог на 1000 км² территории, 2000–2009 гг.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат.


Наиболее «обделенным» является Уральский ФО, которому в сегменте региональных дорог проигрывает лишь Дальневосточный федеральный округ.

Огромная площадь территории России обусловливает значимость эффективного транспортного сообщения для сохранения территориальной целостности, геополитического влияния и конкурентоспособности на международном рынке. Однако состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не позволяет в полном объеме обеспечивать потребности экономики нашей страны и конкурентоспособность международных перевозок грузов различными видами транспорта через территорию России. В наибольшей степени приведенное выше утверждение касается такого сегмента транспортной инфраструктуры, как дорожное хозяйство. В то же время объем инвестиций в строительство новых и содержание существующих дорог в России составляет менее 2% ВВП при среднем уровне этого показателя в развитых странах 3-5%. В результате доля транспортных издержек в себестоимости промышленной продукции в России значительно превышает показатели США и стран Западной Европы. Так, потребление моторных топлив автомобилями в России больше на 40-50% по сравнению со странами Западной Европы, стоимость обслуживания автомобилей – в 2-2,5 раза, срок службы автопокрышек меньше более чем в 1,5 раза, срок службы автомобилей – на 30%.1

Что касается систем финансирования автомобильных дорог, используемых в зарубежных странах, то существующий опыт финансирования дорожного хозяйства может быть проиллюстрирован на примере стран, разделенных на три группы:
К первой группе относятся наиболее развитые страны с высокими показателями ВВП на душу населения и индекса человеческого развития: страны Северной Америки (США и Канада), страны Европы (Германия, Финляндия, Франция, Швеция, Норвегия), а также одна азиатская страна – Япония. Во вторую группу входят Польша, а также бывшие страны Советского Союза, имеющие общую границу с Российской Федерацией: Эстония, Литва, Латвия и Республика Беларусь. Третью группу представляют Китай и Южная Корея как страны с наиболее высокими темпами экономического развития и дорожного строительства в последнее десятилетие.


Основные Федеральные целевые программы

В 2009 г. досрочно была завершена Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». Итогами реализации программы стало:
- строительство 18 внеклассных мостов, совокупная протяженность которых составила 18 км;
- сдача в эксплуатацию обхода г. Сочи, первого олимпийского объекта;
- завершение строительства автомобильной дороги «Амур»;
- завершение строительства КАД вокруг г. Санкт-Петербург;
- реконструкция и строительство 389,5 км трассы М-4 «Дон», в том числе 140 км в 2009 г. (обход г. Богородицк и мост через р. Дон);
- реконструкция автомобильной дороги М-3 «Украина» от МКАД до ММК;
- строительство на трассе М-8 «Холмогоры» развязки в г. Мытищи и обхода г. Ярославль на 273 км;
- реконструкция и строительство на федеральной дороге М-5 «Урал» наиболее загруженных участков длиной 170,5 км.

Всего за время реализации ФЦП было введено 23,8 тыс. км дорог. Из них федеральных дорог – 3 907 км, региональных и местных – 19,8 тыс. км. Кроме того возведено и реконструировано 204 тыс. п.м искусственных сооружений: 59 тыс. п.м на федеральных трассах и 145 п.м. – на региональных и местных.

С 1 января 2011 года заработал Федеральный целевой бюджетный дорожный фонд и целевые дорожные фонды субъектов Российской Федерации. Дорожные фонды будут аккумулировать целевые средства, направляемые на содержание и строительство дорог. Одним из источников пополнения дорожных фондов станет увеличение акцизов на бензин, топливо и моторные масла. В 2011–2013 годах предлагается увеличить ставки акцизов на нефтепродукты на 1 рубль ежегодно в расчёте на 1 литр подакцизной продукции. За три года объем средств, направляемый на содержание и строительство дорог, увеличится примерно на 60%. Начиная с 2011 года все населенные пункты численностью 125 человек и выше, будут обеспечиваться подъездными дорогами с твердым покрытием.

30,6 тыс. км автодорог федерального назначения были подвержены капитальному и текущему ремонту, что позволило увеличить протяженность федеральных трасс на с 38% в 2002 г. до 39,6% в 2009 г. Также были проложены подъезды с твердым покрытием к 1210 сельским населенным пунктам.

Кроме того, в рамках программы был принят ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». Также Росавтодор заключил концессионные соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе двух федеральных трасс – М-1 «Беларусь» (новый выход на МКАД) и скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург (15-й км – 58-й км).

Следует отметить активное внедрение конкурентной составляющей в сфере дорожного строительства: в 2009 г. было проведено 15 270 торгов, экономия бюджетных средств в результате составила 14,1 млрд. руб. или 6,3% начальной цены контрактов. При этом лишь 0,4% итогов торгов было обжаловано участниками, что свидетельствует о качестве организации. С 1.07.09 была внедрена практика аукционов. К концу года было проведено 747 аукциона, 2 из них – в электронном виде. Экономия бюджета составила 7,2% от начальной цены контракта.

В ходе дорожного строительства в рамках Программы нередко применялись инновационные разработки. В Ульяновске при возведении моста через р. Волга при помощи специально изготовленной подъемной системы на опоры было установлено пролетное строение длиной 220 м и весом 4 тыс. тонн. В г. Владивосток через пролив Босфор возводятся вантовые конструкции. Опоры для моста изготовлены из монолитного цементобетона модульным методом. Электробуровые установки для проходки скальных пород применялись при строительстве пилонов. Плавучие краны высокой грузоподъемности будут использованы при установке главного пролетного строения.

Целевыми ориентирами Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» по подпрограмме «Автомобильные дороги» являются:
- увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям на 21% (до 27 180 км, в том числе дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров – до 14 630 км);
24_obzor_6.jpg
Рис. 6. Планируемая протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в 2010–2015 гг., тыс. км
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат


- рост протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, на 23% (до 19 434 км, в том числе 10 312 дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров);
24_obzor_7.jpg
Рис. 7. Планируемая протяженность федеральных автомобильных дорог общего пользования, обслуживающих движение в режиме перегрузки, в 2010–2015 гг., тыс. км
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат


- прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, на которых будут устранены ограничения по пропускной способности (до 6,21 тыс. км, в том числе дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров – 3,98);
24_obzor_8.jpg
Рис. 8. Прирост протяженности федеральных автомобильных дорог, на которых будут устранены ограничения пропускной способности, в 2010–2015 гг., км
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат


- увеличение количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием (до 2,3 тыс. единиц);
24_obzor_9.jpg
Рис. 9. Прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в 2010–2015 гг., ед.
Источник. ABARUS Market Research по данным Росстат


- снижение дорожно-транспортных происшествий на сети дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, исчисляемых на 1 тыс. автотранспортных средств, из-за сопутствующих дорожных условий с 1,4 до 1,1.

Конечными результатами Программы должны стать:
- увеличение протяженности сети федеральных автомобильных дорог общего пользования до 55,98 тыс. км;
- прирост федеральных автомобильных дорог общего пользования высших категорий до 30,52 тыс. км;
- увеличение длины федеральных автомобильных дорог общего пользования с капитальным покрытием до 55,45 тыс. км.
- наращивание плотности федеральных автомобильных дорог общего пользования до 0,41 км на тысячу человек.

С учетом решения задач социально-экономического развития регионов России общая протяженность дорог регионального и местного значения должна составить к 2026 г. около 1,1 млн. км.

Суммарная протяженность автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, исходя из потребностей экономического развития страны, должна составить к 2026 г. – 1200 тыс. км.

Помимо автомобильных дорог общего пользования, протяженность сети частных и ведомственных дорог должна достигнуть к 2026 г. 300 тыс. км. Таким образом, общая протяженность сети автомобильных дорог общего и необщего пользования в Российской Федерации составит к 2026 г. 1500 тыс. км.2

1 Почти в 10 раз больше, чем в России.
2 По данным федерального агентства Российские автодороги



В. НИКОЛЬСКАЯ, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research
М. ФЕДОРОВА, аналитик агентства ABARUS Market Research

Кол-во просмотров: 14163
На правах рекламы
Яндекс.Метрика