Бетон сам по себе является композитным материалом, состоящим из цемента, песка и гравия. Иногда вместо гравия в цемент добавляют кварцевую крошку и другие измельченные материалы. В сочетании с металлическим армированием получается железобетон – упрочненный композитный материал.
Широкая сфера использования железобетона диктует необходимость постоянных разработок в отношении его состава, чтобы сделать бетон более стойким к различным внешним воздействиям и нагрузкам, что позволит обеспечить его длительное функционирование. Растягивающие напряжения, как и усадка бетона во время отверждения, приводят к появлению трещин, в которые попадает вода. Это в свою очередь приводит к коррозии металлической арматуры, ее разрушению и существенной потере целостности бетона.
Необходимость замены металла в бетоне другими материалами особенно сильна в тех случаях, когда железобетонное изделие непосредственно контактирует с водой (опоры мостов, пристани и т.п.), устанавливается в местах с высоким содержанием окислов в почве или там, где необходимо ослабить магнитное воздействие самой конструкции. В некоторых случаях более предпочтительным свойством бетона также является облегчение его веса. В таких случаях возникает вопрос замены металлической арматуры на материалы более легкие, невосприимчивые к влаге и другим агрессивным средам, но обладающие не меньшими (или приемлемо меньшими), чем металл, свойствами прочности.
Рис. 1. Производство железобетонных изделий в РФ, 2000–2009 гг.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таким материалом является композитная арматура. Композитную арматуру обычно изготавливают из полимерных или стекловолокнистых материалов в различных сочетаниях. Такая арматура – это всегда сложносоставной материал, что и объясняет ее название. Композитная арматура, в отличие от стальной, обладает электромагнитной прозрачностью и отличной стойкостью к коррозии. Кроме того, композитная арматура легкая – ее вес составляет примерно около одной четверти от веса аналогичной стальной арматуры, а теплоизоляционные свойства композита препятствуют протеканию тепла в строительных конструкциях. Все эти свойства позволяют надеяться, что у композитного армирования есть все шансы утвердиться на российском строительном рынке.
Таблица 1
Характеристики бетона, армированного различными материалами.
Источник: ABARUS Market Research
Однако, как правило, все хорошее обладает одним существенным недостатком – более высокой стоимостью, в некоторых случаях значительно высокой. Однако специалисты советуют принимать во внимание, что при 5–7%-ном увеличении затрат на материалы с использованием композитной арматуры срок эксплуатации конструкций продлевается на 10-20 лет.
Производство традиционных ЖБИ в России
Железобетон – высоковостребованный строительный материал. В России его производство до 2004 года было стабильным, с умеренными ежегодными темпами прироста. После 2004 года вплоть до 2008 г. активность выпуска железобетонных конструкций резко возрастает.
До кризиса в стране производилось практически 30 млн м³ железобетонных изделий, а в 2009 году произошло падение практически на 40 % в связи со снижением нового строительства.
На рис 2 хорошо заметно, что в течение 2009 года выпуск ЖБИ в стране придерживался динамики, соответствующей «нормальному» 2007 году, только с отрицательной разницей в 1 млн м³, которая сохранялась ежемесячно. Если ориентироваться, что 2009 год закончился выпуском на уровне 1,5 млн м³, то можно ожидать, что 2010 год начнется на том же уровне (в январе), и тогда в 2010 году, возможно, будет выпущено 23-24 млн железобетонных изделий.
Рис. 2. Производство железобетонных изделий в РФ по месяцам, 2007–2009 гг., тыс. м³, и прогноз на 2010 г.
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Рост выпуска будет происходить не только за счет постепенного восстановления спроса и наращивания производства на имеющихся мощностях, но также и за счет введения новых. Мощности ввода новых производственных линий по выпуску конструкций и изделий из железобетона в последние девять лет были неравномерными и колебались от 5 до 248 тыс. м³. Данных о вводе новых мощностей в 2009 году пока нет, но не исключено, что в течение года это происходило, хоть и в меньшем количестве по сравнению с предыдущими, благополучными периодами.
Рис. 3. Структура производства бетонных изделий в зависимости от типа армирования в РФ
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Уровень среднегодовой загрузки мощностей в России в последнее время составляет около 75 % (не включая 2009 год, когда уровень загрузки упал примерно до 46 %), что по техническим параметрам считается довольно высоким показателем. Поэтому как только строительная отрасль начнет восстанавливаться, потребуется ввод новых производственных линий, чтобы они могли без потерь для производственного потенциала страны в целом вытеснять изношенные линии.
В целом по России на армированные изделия приходится около 80% бетонных изделий. Тенденции к увеличению доли того или иного типа армирования по России не выявлено.
Производители ЖБИ
Официальная статистика насчитывает в России 953 предприятия, производящих ЖБИ. За 2009 год первая десятка производителей практически не претерпела изменений. Можно отметить лишь рывок ОАО «Бетиар-22», который в 2009 году вышел на девятое место среди крупнейших российских производителей, объемы выпуска которого еще несколько лет назад нельзя было назвать выдающимися.
Динамика цен на отдельные виды ЖБИ
Цены на железобетонные изделия до кризиса стремительно росли. Особенно резкий рост был зафиксирован в 2008 году.
Рис. 4. Динамика цен на конструкции и изделия сборные железобетонные, рублей за м³, на июнь соответствующего года
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Согласно официальной статистике, в 2009 году рост цен прекратился, а в некоторых регионах снизился. На рис. 4 изображены линии средней цены на ЖБИ по России, а также Южного федерального округа, весьма значимого по интенсивности строительства в РФ. В регионах цены на многие базовые строительные материалы ниже, чем по России в целом, где обстановку диктует Центральный округ. В период кризиса в регионах цены упали заметнее, что, в частности, можно увидеть на примере ЮФО.
Таблица 2Объем производства, конструкции и детали сборные железобетонные, тыс. м³
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таблица 3
Ввод в эксплуатацию мощностей по производству конструкций и изделий сборных железобетонных*, тыс. м³
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таблица 4
Производственные мощности всех производителей сборного железобетона в РФ, тыс. м³ в год
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таблица 5
Объемы производства и доли рынка десяти крупнейших производителей ЖБИ в РФ
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таблица 6
Динамика цен на конструкции и изделия сборные железобетонные, рублей за м³, на июнь соответствующего года
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таблица 7
Динамика цен на панели стеновые железобетонные, рублей за м³, на июнь соответствующего года
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таблица 8
Динамика цен на трубы железобетонные напорные и безнапорные, рублей за м³, на июнь соответствующего года
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ
Таблица 9
Средние цены приобретения плит перекрытий многопустотных подрядными организациями, рубль за м³, июнь соответствующего года
Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ