Самый простой тип душевой кабины – это поддон. Душевые поддоны, как и ванны, изготавливаются из тех же материалов, и бывают чугунными, стальными, керамическими и акриловыми. Поддон устанавливается, как правило, в углу или у стены душевой комнаты, и все его оборудование состоит из гибкой шторки, смесителя и шланга с разбрызгивателем. Несмотря на кажущуюся простоту с точки зрения современных технологий, душевые поддоны пользуются спросом и имеют свой рынок.
В России металлические душевые поддоны производятся компаниями, специализирующимися на выпуске ванн – Липецкий трубный завод и Кировский завод (оба входят в структуру «Санто Холдинг»).
Таблица 1
Перечень производителей металлических душевых поддонов в РФ и их объемы производства в 2009-2011 гг., шт.
Источник. ABARUS Market Research по данным официальной статистики.
Стоит отметить, что металлических поддонов в настоящее время выпускается значительно меньше, чем, например, десять или двадцать лет назад. К примеру, Липецкий трубный завод в 2000 году выпустил 27 000 стальных поддонов, к 2007 году выпуск сократился до 9800 штук, а в 2008 резко упал до одной тысячи. Сегодня Липецкий завод выпускает всего одну модель поддонов.
У Кировского завода в плане поддонов тоже были лучшие времена, в 2003-2004 годах он производил по 12 000 поддонов в год, и также претерпел сильное падение до 1000 изделий в 2008 году. Завод выпускает несколько моделей чугунных поддонов.
Что же касается акриловых поддонов, то их производят практически все компании, которые выпускают акриловые ванны или душевые кабины. Чаще всего акриловые поддоны продаются как сменная запчасть для комплектации той или иной модели душевых ограждений, и не всегда – как самостоятельный товар. В связи с этим акриловых душевых поддонов производится гораздо меньше, чем душевых кабин и ограждений. Акриловых душевых поддонов в России производится около 5000 шт. Керамических душевых поддонов российские производители практически не выпускают.
Таблица 2
Перечень производителей акриловых душевых поддонов в РФ и их объемы производства, шт.
Источник. ABARUS Market Research по данным компаний, их финансовым показателям, оценке экспертов.
Рис. 1. Объем выпуска акриловых душевых поддонов российскими производителями (или под российскими марками), шт.
Источник. ABARUS Market Research по данным компаний, их финансовым показателям, оценке экспертов.
Импорт душевых поддонов в Россию
Импорт поддонов, как и сантехнической продукции в целом, оккупирован товарами из Китая, откуда завозятся, как металлические, так и акриловые поддоны. На изготовлении более дорогих керамических (санфаянсовых, фарфоровых) поддонов больше специализируются европейские компании.
Таблица 3
Соотношение импорта дешевых поддонов в Россию по материалу изготовления
Источник. ABARUS Market Research по данным ФТС РФ.
Более 50% импорта приходится на стальные поддоны (чугунные поддоны в Россию почти не импортируются, за редкими вкраплениями поставок из Казахстана). Более 40% приходится на акриловые поддоны и 7,5% занимают керамические.
Рис. 2. Соотношение импорта дешевых поддонов в Россию по материалу изготовления
Источник. ABARUS Market Research по данным ФТС РФ.
Оценка российского рынка душевых поддонов
По старым оценкам агентства ABARUS Market Research до кризиса российский рынок душевых поддонов составлял около 100 тыс. единиц, в 2011 году он перевалил за 200 тысяч штук. По-прежнему практически половину этого рынка занимают стальные поддоны (чугунные выпускаются фактически только одним российским производителем). До кризиса высказывалось предположение, что традиционные металлические поддоны в будут терять спрос, потому что переживают вытеснение со стороны акриловых, но оказалось, что у этого сегмента еще высокий потенциал.
Поскольку отечественное производство по сравнению с объемом импорта незначительно, то структура рынка практически полностью повторяет структуру импорта.
Таблица 4
Структура российского рынка душевых поддонов в 2011 году
Источник. Расчеты ABARUS Market Research.
В структуре рынка стальных поддонов среди китайской продукции отечественные заводы немного теряются, но Кировский входит в первую семерку, а Липецкий находится на 14-м месте.
Рис. 3. Марочная структура рынка стальных душевых поддонов
Источник. ABARUS Market Research по данным ФТС РФ.
В сегменте акриловых душевых поддонов российские производители занимают срединное положение. Почти все они попадают в первую двадцатку основных компаний, работающих на рынке.
Рис. 4. Марочная структура рынка акриловых душевых поддонов
Источник. ABARUS Market Research по данным ФТС РФ.
В сегменте керамических поддонов имеются два ярко выраженных лидера – это бренды KOLO (Sanitec) и Ideal Standard. На долю каждой марки приходится по 28% от общего объема рынка. Также заметные доли у Vitra (10%), Imex (5,8%), Hatria (5,2%).