ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
7 тыс. километров волоконно-оптической линии связи проложат в Якутии в рамках проекта «Синергия Арктики»

В рамках форума «Цифровой Алмаз» состоялся торжественный запуск одного из крупнейших проектов по развитию телекоммуникационной инфраструктуры Арктической зоны и труднодоступных территорий Российской Федерации «Синергия Арктики». Он обеспечит современными волоконно-оптическими линиями связи (ВОЛС) 61 населенный пункт в 15 арктических районах Якутии, где проживает около 50 тысяч человек. На период п...

Продажи российской строительно-дорожной техники за 9 месяцев упали на 41%

Ассоциация «Росспецмаш» констатирует глубокий кризис на рынке СДТ, вызванный высокой ключевой ставкой, ростом издержек и давлением импорта, и предлагает меры для стабилизации ситуации. Рынок российской строительно-дорожной техники (СДТ) продолжает демонстрировать резкое падение. По данным Ассоциации «Росспецмаш», за январь–сентябрь 2025 года отгрузки производителей на внутренний рынок сок...

Строительство крупнейшего в ДФО завода минеральных удобрений выходит на активную стадию

Реализация масштабного инвестпроекта по созданию Находкинского завода минеральных удобрений на территории ТОР «Находка» набирает обороты. В настоящее время строительство объекта перешло в ключевую фазу: полным ходом ведется монтаж зданий, установка технологического оборудования и возведение металлоконструкций будущего промышленного гиганта. Ход работ проинспектировали представители Корпорации разв...

Карачаровский механический завод и Сбер договорились о комплексной цифровизации жилья

Карачаровский механический завод (КМЗ) и Сбер подписали стратегическое соглашение о партнерстве, направленное на цифровую трансформацию сферы жилой недвижимости. Подписание документа состоялось в рамках Международной выставки коммунального хозяйства и строительства UtiliСon 2025. Цели партнерства: от «Умного дома» до управления ЖК Соглашение предусматривает совместную разработку и внедрение ...

Российский производитель «Ангара-Реактив» в 2,4 раза нарастил выпуск стратегической химической продукции при поддержке ФРП

Единственный в России производитель титанорганических соединений, компания «Ангара-Реактив», завершил масштабную модернизацию производственных мощностей в Ангарске. Благодаря проекту, реализованному при финансовой поддержке Фонда развития промышленности (ФРП), годовой выпуск титанатов увеличен в 2,4 раза – с 86 до 207 тонн. Общий объем инвестиций в развитие предприятия составил более 125 ...

Определены критерии отбора участников эксперимента по электронному взаимодействию для взыскания задолженности за ЖКУ

В рамках проведения эксперимента по электронному взаимодействию для взыскания задолженности за оплату ЖКУ определены критерии для участия организаций жилищно-коммунального хозяйства. К ним относятся: минимальное количество жилых помещений, по которым передаётся информация в ГИС ЖКХ, наличие программного обеспечения, автоматизирующего процесс взыскания дебиторской задолженности. Таким образом, у...

14 Марта 2013

Российский рынок МДФ плит

Сферы потребления МДФ плит

Еще в 2007 г. на российском рынке существовал заметный дефицит МДФ плит. Особенно остро данная проблема вставала перед теми региональными рынками, где действовали производители с относительно небольшими производственными мощностями и недостаточно широким ассортиментом продукции.

Основные продажи идут внутри страны, поэтому отрасль древесных плит пока не сильно пострадала от финансового кризиса. Из-за роста валютного курса и общей нестабильной обстановки импорт плитных материалов в 2009 году сократился.

В настоящее время емкость рынка МДФ плит составляет 1800-2000 тыс. м3. Это на 15-20% выше уровня спроса в докризисные 2007-2008 годы. Как и ожидалось, с восстановлением экономики рынок начал активно «подниматься», поскольку даже в условиях кризиса объем рынка был в целом удержан на приличном уровне.

Плиты плотностью 650-720 кг/м3 применяются для внутренней отделки помещений в качестве стеновых и потолочных панелей. Легкость панелей обеспечивает их прочное вертикальное или горизонтальное прикрепление, а низкая плотность выполняет дополнительные функции теплоизоляции и звукоизоляции.

Плиты плотностью 730-850 кг/м3 преимущественно используются для производства мебели, включая ванную и кухонную. Данная плотность позволяет мебели из МДФ плит легко переносить повышенную влажность, а сочетание веса и толщины не утяжеляет элементы, в том числе подвесные. Плиты данной плотности также используются в качестве стеновых и отделочных материалов.

Плотность 860-980 кг/м3 больше всего востребована для изготовления напольных покрытий, входных и межкомнатных дверей, а также строительных материалов типа лестничных ступеней, перил и т.п. Такая плотность вплотную приближается к характеристикам плит высокой плотности (ХДФ).

Тонкие древесно-волокнистые плиты МДФ применяются так же, как древесново-локнистые плиты мокрого способа прессования или фанера для изготовления задних стенок корпусной мебели или днищ выдвижных ящиков. МДФ хорошо подходит для изготовления корпусов акустических систем, в силу того, что он дешев в производстве, имеет однородную структуру и легко обрабатывается. Тонкие плиты МДФ используются также  для производства тары и коробок для подарков. Плиты МДФ толщиной 6-8 мм – эффективный материал для производства стеновых и потолочных панелей, основы ламинированного паркета. Плиты толщиной от 16 до 30 мм используются для изготовления профилированных (рельефных) фасадов мебели, крышек столов, профильных изделий различного назначения, корпусов пианино, футляров часов и др.

Плиты толщиной от 30 до 60 мм обрабатываются так же, как массивная древесина, и применяются в производстве внутренних и наружных дверей (двери, изготовленные из МДФ плит, называют мезонитовыми), для изготовления точеных и профилированных изделий, крышек столов с профилированными кромками, лестничных ступенек и перил, а также в обрабатываемых на токарных и фрезерных станках деталях вплоть до ножек кресел и роялей.


Продукты, близкие по свойствам


МДФ выступает активным конкурентом ДСП, о чем свидетельствует замедление в потреблении последних. Это вытеснение будет продолжаться и дальше по нескольким причинам.

Состояние оборудования на предприятиях по производству ДСП оставляет желать лучшего. Большинство производственных линий – бывшие в употреблении и морально устарели.

Невозможно создавать на таком оборудовании конкурентоспособный товар. Также эти линии наносят вред окружающей среде. Однако с точки зрения инвестиций, необходимых для запуска линии, бывшей в употреблении, можно отметить, что затраты в этом случае гораздо ниже. Таким образом и окупится данный проект быстрее на нынешней стадии развития рынка.

* По механическим характеристикам МДФ превосходит как ДСП, так и натуральное дерево
* Фасады из МДФ могут быть установлены в помещениях с относительной влажностью до 80%. ДСП не справится с таким уровнем влажности.
* Фасады из МДФ в 1,5 раза прочнее ДСП, что позволяет значительно лучше удерживать крепеж.
* МДФ в 1,5 меньше, чем ДСП, разбухает в воде, а также имеет более высокую стабильность размеров.
* Структура полотна МДФ позволяет делать фрезеровки любой сложности.

Современный товар-заменитель МДФ плит – это ХДФ плита. ХДФ плиты, как и МДФ плиты, применяются в производстве мебели, ламината и облицовочных панелей. ХДФ превосходит МДФ плит по показателям прочности, из нее получаются более прочные тонкие плиты (2,5-4 мм). Однако применение ХДФ в итоге получается дороже, поскольку в производстве указанной продукции (в первую очередь ламината) ХДФ плита склеивается с другими материалами, поэтому ХДФ в России пока мало распространены. В основном это импорт.

Гораздо более широко распространены ДСП и ДВП. К примеру, древесно-волокнистых плит всех типов (как сухого, так и мокрого  способа производства) в России выпускается 460-480 млн. м2.


Рис.1. Динамика производства древесно-волокнистых плит в России, в 2001-2012 гг.
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.

Древесно-стружечных плит выпускается  6500 тыс. м3, то есть в 5 раз больше, чем МДФ. Выпуск ДСП в России более динамичен, чем выпуск ДВП, а кризисное снижение было меньше.



Рис.2. Динамика производства древесно-стружечных плит в России, в 2001-2012 гг. Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.


Динамика внутреннего производства

В настоящее время российская древесная отрасль располагает мощностями по производству МДФ плит в размере 1,9 млн м3 в год. Основная их часть была введена в строй в 2003-2004 гг. Именно тогда и произошел резкий скачок выпуска этой продукции. В дальнейшем оборудование модернизировалось и потенциальный объем выпуска увеличивался вместе с реальным.

Имеющиеся мощности загружены примерно на 75% (в 2008 г. – 75,0%, в 2009 г. – 67,3%, в 2012 г. – 73,7%). Уровень загруженности по естественным причинам снизился в условиях кризиса. Самые незагруженные мощности имеются у Жешартского фанерного комбината, возможно, в связи с маркетинговой политикой компании, специализирующейся на производстве фанеры. Есть производственные запасы у ООО «Лесопромышленная компания МДФ плит», ОАО «КДП «Новая Вятка», ОАО «ЮГ».

Что касается мощностей лидеров ООО «Кроностар» и ООО «Кроношпан», то часть их используется для производства ХДФ плит, а потенциал выпуска МДФ плит, по заверению производителей, у них вырабатывается практически полностью.

По данным специалистов, в 2004 году объем выпуска МДФ плит в России не превышал 141 000 м3. После 2004 года, когда были введены в строй мощности двух основных игроков – «Кроностар» и «Кроношпан», – а также ряда других компаний, ситуация с производством кардинально изменилась. Приросты в 2004-2005 гг. зашкаливали за сто процентов, и даже снизившись до 50-60% в 2006-2007 гг., все равно отражали небывалый количественный прирост.



Рис. 3. Динамика производства МДФ плит в России, в 2005-2012 гг.
Источник. Данные на основе объемов выпуска предприятиями ДВП, располагаемых мощностей, оборотных активов, а также оценок участников рынка.

В 2008 году рост почти остановился, а в 2009 г. произошло снижение на 10%. Следует отметить, что крупные игроки практически сохранили и даже увеличили выпуск в 2009 году. Наиболее сильно пострадали предприятия, имеющие относительно небольшой объем выпуска. После кризиса выпуск растет на 12-13% в год. В 2012 году было выпущено 1,4 млн м3 МДФ плит отечественного производства.

Концентрация производства МДФ плит до 2011 года была достаточно высока. Около 60% выпуска приходилось на предприятия «Кроностар» и «Кроношпан», которые отодвинули пионеров производства на периферию рынка. Масштабное производство позволяет лидерам производить плиту МДФ разных толщин и предлагать рынку сравнительно невысокие цены.

Однако в 2011 году на рынке появились два новых игрока – «Партнер-Томск» и «Римбунан Хиджоу» (Хабаровск). Первый оказался настолько активным, что уже в первый год своего функционирования занял заметное место среди производителей, а к 2012 году и вовсе стал третьим.


Плотность отечественных МДФ плит

Плотность и толщина плит, производимых российскими компаниями, весьма разнообразна. Большинство производителей придерживаются средних толщин в диапазоне от 6 до 28 мм. Лидеры рынка выпускают также тонкие плиты (3 мм) и сверхтолстые плиты (30-38 мм).

Диапазон плотностей и толщин МДФ плит, производимых российскими предприятиями.

Источник. По данным компаний.

Компании ОАО «КДП «Новая Вятка» и ОАО «Лесплитинвест» принадлежат одному холдингу, что позволяет им распределять специализацию: первое предприятие выпускает плиты толщин от 3,2 до 7 мм, а второе – свыше 8 мм.


Географическое размещение производств


Большая часть мощностей по выпуску МДФ плит  располагается в Центральном федеральном округе – 49%. Около 15% приходится на Северо-Западный федеральный округ, 27% – на Сибирский. При этом основные потребители находятся в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах.

Южный федеральный округ обделен собственным выпуском МДФ. Единственный производитель чувствует себя неважно из-за конкуренции со стороны производителей центральной части страны, а также импорта компании «Арт-Прогресс» (Украина).



Рис. 4. Географическое распределение мощностей по производству МДФ плит
Источник. Расчеты ABARUS Market Research.

В результате получается, что Азиатская часть России испытывает дефицит предложения МДФ плит.



Рис. 5. Географическое распределение мощностей по производству МДФ плит
Источник. Расчеты ABARUS Market Research.


Тенденции рынка

В 2013-2015 гг. прогнозируется значительный рост производительности заводов, занимающихся изготовлением плит МДФ по сравнению с производительностью предприятий по выпуску ДСП. Также прогнозируется нехватка фенолформальдегидных смол, которые используются при производстве МДФ и ДСП. Ожидается, что дефицит будет в районе 700 тысяч тонн.

Объем производства будет увеличиваться, поскольку имеющиеся мощности (с учетом новых заводов) в 1,2 раза превышают объем выпуска. Кроме того, планируются инвестиции в открытие новых производств.

Несмотря на рост производства, импорт не будет уменьшаться в количественном выражении, поскольку российский рынок является слабонасыщенным, и поэтому привлекательным для зарубежных производителей, хотя в относительном выражении доля импорта будет спадать, так как внутреннего объема производства будет хватать и на собственный рынок и на частичное повышение экспортных поставок.

Российский рынок (объем потребления) после кризиса увеличивается средними темпами по 13% в год. В 2012 году он достиг объема в 1,69 млн м3.

Доля импорта на российском рынке МДФ плит в кризисный период уменьшалась, но к настоящему времени подросла и находится на стабильном уровне. В 2005 году этот уровень составлял 33,8%, в 2008 г. – 26,6%, а в 2009 г. – 15,3%. Сейчас доля импорта находится на уровне 23%. Подавляющая доля импорта, в отличие от экспорта, – это продукты высокой степени переработки (напольные покрытия, стеновые панели, заготовки для межкомнатных дверей, плинтусы, багеты и т.д.), а не сырая плита.

Кол-во просмотров: 19854
На правах рекламы
Яндекс.Метрика