Еще в 2007 г. на российском рынке существовал заметный дефицит МДФ плит. Особенно остро данная проблема вставала перед теми региональными рынками, где действовали производители с относительно небольшими производственными мощностями и недостаточно широким ассортиментом продукции.
Основные продажи идут внутри страны, поэтому отрасль древесных плит пока не сильно пострадала от финансового кризиса. Из-за роста валютного курса и общей нестабильной обстановки импорт плитных материалов в 2009 году сократился.
В настоящее время емкость рынка МДФ плит составляет 1800-2000 тыс. м3. Это на 15-20% выше уровня спроса в докризисные 2007-2008 годы. Как и ожидалось, с восстановлением экономики рынок начал активно «подниматься», поскольку даже в условиях кризиса объем рынка был в целом удержан на приличном уровне.
Плиты плотностью 650-720 кг/м3 применяются для внутренней отделки помещений в качестве стеновых и потолочных панелей. Легкость панелей обеспечивает их прочное вертикальное или горизонтальное прикрепление, а низкая плотность выполняет дополнительные функции теплоизоляции и звукоизоляции.
Плиты плотностью 730-850 кг/м3 преимущественно используются для производства мебели, включая ванную и кухонную. Данная плотность позволяет мебели из МДФ плит легко переносить повышенную влажность, а сочетание веса и толщины не утяжеляет элементы, в том числе подвесные. Плиты данной плотности также используются в качестве стеновых и отделочных материалов.
Плотность 860-980 кг/м3 больше всего востребована для изготовления напольных покрытий, входных и межкомнатных дверей, а также строительных материалов типа лестничных ступеней, перил и т.п. Такая плотность вплотную приближается к характеристикам плит высокой плотности (ХДФ).
Тонкие древесно-волокнистые плиты МДФ применяются так же, как древесново-локнистые плиты мокрого способа прессования или фанера для изготовления задних стенок корпусной мебели или днищ выдвижных ящиков. МДФ хорошо подходит для изготовления корпусов акустических систем, в силу того, что он дешев в производстве, имеет однородную структуру и легко обрабатывается. Тонкие плиты МДФ используются также для производства тары и коробок для подарков. Плиты МДФ толщиной 6-8 мм – эффективный материал для производства стеновых и потолочных панелей, основы ламинированного паркета. Плиты толщиной от 16 до 30 мм используются для изготовления профилированных (рельефных) фасадов мебели, крышек столов, профильных изделий различного назначения, корпусов пианино, футляров часов и др.
Плиты толщиной от 30 до 60 мм обрабатываются так же, как массивная древесина, и применяются в производстве внутренних и наружных дверей (двери, изготовленные из МДФ плит, называют мезонитовыми), для изготовления точеных и профилированных изделий, крышек столов с профилированными кромками, лестничных ступенек и перил, а также в обрабатываемых на токарных и фрезерных станках деталях вплоть до ножек кресел и роялей.
Продукты, близкие по свойствам
МДФ выступает активным конкурентом ДСП, о чем свидетельствует замедление в потреблении последних. Это вытеснение будет продолжаться и дальше по нескольким причинам.
Состояние оборудования на предприятиях по производству ДСП оставляет желать лучшего. Большинство производственных линий – бывшие в употреблении и морально устарели.
Невозможно создавать на таком оборудовании конкурентоспособный товар. Также эти линии наносят вред окружающей среде. Однако с точки зрения инвестиций, необходимых для запуска линии, бывшей в употреблении, можно отметить, что затраты в этом случае гораздо ниже. Таким образом и окупится данный проект быстрее на нынешней стадии развития рынка.
* По механическим характеристикам МДФ превосходит как ДСП, так и натуральное дерево
* Фасады из МДФ могут быть установлены в помещениях с относительной влажностью до 80%. ДСП не справится с таким уровнем влажности.
* Фасады из МДФ в 1,5 раза прочнее ДСП, что позволяет значительно лучше удерживать крепеж.
* МДФ в 1,5 меньше, чем ДСП, разбухает в воде, а также имеет более высокую стабильность размеров.
* Структура полотна МДФ позволяет делать фрезеровки любой сложности.
Современный товар-заменитель МДФ плит – это ХДФ плита. ХДФ плиты, как и МДФ плиты, применяются в производстве мебели, ламината и облицовочных панелей. ХДФ превосходит МДФ плит по показателям прочности, из нее получаются более прочные тонкие плиты (2,5-4 мм). Однако применение ХДФ в итоге получается дороже, поскольку в производстве указанной продукции (в первую очередь ламината) ХДФ плита склеивается с другими материалами, поэтому ХДФ в России пока мало распространены. В основном это импорт.
Гораздо более широко распространены ДСП и ДВП. К примеру, древесно-волокнистых плит всех типов (как сухого, так и мокрого способа производства) в России выпускается 460-480 млн. м2.
Рис.1. Динамика производства древесно-волокнистых плит в России, в 2001-2012 гг.
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.
Древесно-стружечных плит выпускается 6500 тыс. м3, то есть в 5 раз больше, чем МДФ. Выпуск ДСП в России более динамичен, чем выпуск ДВП, а кризисное снижение было меньше.
Рис.2. Динамика производства древесно-стружечных плит в России, в 2001-2012 гг. Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.
Динамика внутреннего производства
В настоящее время российская древесная отрасль располагает мощностями по производству МДФ плит в размере 1,9 млн м3 в год. Основная их часть была введена в строй в 2003-2004 гг. Именно тогда и произошел резкий скачок выпуска этой продукции. В дальнейшем оборудование модернизировалось и потенциальный объем выпуска увеличивался вместе с реальным.
Имеющиеся мощности загружены примерно на 75% (в 2008 г. – 75,0%, в 2009 г. – 67,3%, в 2012 г. – 73,7%). Уровень загруженности по естественным причинам снизился в условиях кризиса. Самые незагруженные мощности имеются у Жешартского фанерного комбината, возможно, в связи с маркетинговой политикой компании, специализирующейся на производстве фанеры. Есть производственные запасы у ООО «Лесопромышленная компания МДФ плит», ОАО «КДП «Новая Вятка», ОАО «ЮГ».
Что касается мощностей лидеров ООО «Кроностар» и ООО «Кроношпан», то часть их используется для производства ХДФ плит, а потенциал выпуска МДФ плит, по заверению производителей, у них вырабатывается практически полностью.
По данным специалистов, в 2004 году объем выпуска МДФ плит в России не превышал 141 000 м3. После 2004 года, когда были введены в строй мощности двух основных игроков – «Кроностар» и «Кроношпан», – а также ряда других компаний, ситуация с производством кардинально изменилась. Приросты в 2004-2005 гг. зашкаливали за сто процентов, и даже снизившись до 50-60% в 2006-2007 гг., все равно отражали небывалый количественный прирост.
Рис. 3. Динамика производства МДФ плит в России, в 2005-2012 гг.
Источник. Данные на основе объемов выпуска предприятиями ДВП, располагаемых мощностей, оборотных активов, а также оценок участников рынка.
В 2008 году рост почти остановился, а в 2009 г. произошло снижение на 10%. Следует отметить, что крупные игроки практически сохранили и даже увеличили выпуск в 2009 году. Наиболее сильно пострадали предприятия, имеющие относительно небольшой объем выпуска. После кризиса выпуск растет на 12-13% в год. В 2012 году было выпущено 1,4 млн м3 МДФ плит отечественного производства.
Концентрация производства МДФ плит до 2011 года была достаточно высока. Около 60% выпуска приходилось на предприятия «Кроностар» и «Кроношпан», которые отодвинули пионеров производства на периферию рынка. Масштабное производство позволяет лидерам производить плиту МДФ разных толщин и предлагать рынку сравнительно невысокие цены.
Однако в 2011 году на рынке появились два новых игрока – «Партнер-Томск» и «Римбунан Хиджоу» (Хабаровск). Первый оказался настолько активным, что уже в первый год своего функционирования занял заметное место среди производителей, а к 2012 году и вовсе стал третьим.
Плотность отечественных МДФ плит
Плотность и толщина плит, производимых российскими компаниями, весьма разнообразна. Большинство производителей придерживаются средних толщин в диапазоне от 6 до 28 мм. Лидеры рынка выпускают также тонкие плиты (3 мм) и сверхтолстые плиты (30-38 мм).
Диапазон плотностей и толщин МДФ плит, производимых российскими предприятиями.
Источник. По данным компаний.
Компании ОАО «КДП «Новая Вятка» и ОАО «Лесплитинвест» принадлежат одному холдингу, что позволяет им распределять специализацию: первое предприятие выпускает плиты толщин от 3,2 до 7 мм, а второе – свыше 8 мм.
Географическое размещение производств
Большая часть мощностей по выпуску МДФ плит располагается в Центральном федеральном округе – 49%. Около 15% приходится на Северо-Западный федеральный округ, 27% – на Сибирский. При этом основные потребители находятся в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах.
Южный федеральный округ обделен собственным выпуском МДФ. Единственный производитель чувствует себя неважно из-за конкуренции со стороны производителей центральной части страны, а также импорта компании «Арт-Прогресс» (Украина).
Рис. 4. Географическое распределение мощностей по производству МДФ плит
Источник. Расчеты ABARUS Market Research.
В результате получается, что Азиатская часть России испытывает дефицит предложения МДФ плит.
Рис. 5. Географическое распределение мощностей по производству МДФ плит
Источник. Расчеты ABARUS Market Research.
Тенденции рынка
В 2013-2015 гг. прогнозируется значительный рост производительности заводов, занимающихся изготовлением плит МДФ по сравнению с производительностью предприятий по выпуску ДСП. Также прогнозируется нехватка фенолформальдегидных смол, которые используются при производстве МДФ и ДСП. Ожидается, что дефицит будет в районе 700 тысяч тонн.
Объем производства будет увеличиваться, поскольку имеющиеся мощности (с учетом новых заводов) в 1,2 раза превышают объем выпуска. Кроме того, планируются инвестиции в открытие новых производств.
Несмотря на рост производства, импорт не будет уменьшаться в количественном выражении, поскольку российский рынок является слабонасыщенным, и поэтому привлекательным для зарубежных производителей, хотя в относительном выражении доля импорта будет спадать, так как внутреннего объема производства будет хватать и на собственный рынок и на частичное повышение экспортных поставок.
Российский рынок (объем потребления) после кризиса увеличивается средними темпами по 13% в год. В 2012 году он достиг объема в 1,69 млн м3.
Доля импорта на российском рынке МДФ плит в кризисный период уменьшалась, но к настоящему времени подросла и находится на стабильном уровне. В 2005 году этот уровень составлял 33,8%, в 2008 г. – 26,6%, а в 2009 г. – 15,3%. Сейчас доля импорта находится на уровне 23%. Подавляющая доля импорта, в отличие от экспорта, – это продукты высокой степени переработки (напольные покрытия, стеновые панели, заготовки для межкомнатных дверей, плинтусы, багеты и т.д.), а не сырая плита.