Российское машиностроение тяжело перенесло кризис, и сегмент строительной техники не стал исключением. Общее кризисное падение производства составило около 80%, и несмотря на третий год положительных приростов, в настоящее время выпускается не более половины от докризисного количества. По итогам 2011 года сильнее всего в производстве прибавили бульдозеры, а экскаваторы, согласно статистическим данным, показали отрицательный прирост.
Таблица 1. Статистика выпуска дорожно-строительной техники в России, 2004-2011 гг. и прогноз на 2012 г., шт. |
Источник. На основе данных ФСГС РФ, *прогноз ABARUS Market Research. |
Рис. 1. Динамика выпуска основных видов дорожно-строительной техники в России, 2004-2011 гг. и прогноз на 2012 г., шт. |
Источник. На основе данных ФСГС РФ и прогноз ABARUS Market Research. |
Таблица 2. Количественные характеристики российского рынка строительной техники, шт. |
Источник. Расчеты ABARUS Market Research по данным Росстат и Федеральной таможенной службы. |
Рынок в 2011 году вырос практически вдвое, но это меньше, чем в предыдущем, 2010 году, когда он увеличился почти в полтора раза. Такие бурные приросты легко объяснимы – ведь в 2009 году рынок сократился более чем на 80%, то есть в 6 раз. Однако несмотря на активное восстановление (отметим, что основной вклад в это восстановление вносит импорт), докризисный объем рынка еще не достигнут.
2012 год дает надежду на дальнейший рост производства. Возможно, по основным видам техники (экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры) выпуск составит 6,3-6,5 тысяч машин (прирост 23-25%). Но проблема в том, что импорта все равно будет больше. Может быть, перевес и не станет таким вопиющим, как в прошлом году, когда объем импорта превысил объем собственного производства в три раза, но в любом случае стоит ожидать дальнейшего наплыва импортной техники на российский рынок.
Рис. 2. Сравнительная динамика импорта и собственного производства строительной техники в 2007-2011 гг., шт.
|
Источник. Расчеты ABARUS Market Research по данным Росстат и Федеральной таможенной службы. |
В Россию поступает строительная техника из разных регионов мира. На 25% импорт состоит из японских машин, еще на 20% – из китайских, примерно столько же – корейских, и доля обеих этих восточных стран растет. Техника из Великобритании составляет около 10% от всей зарубежной продукции. Что касается участия белорусских производителей в развитии российского рынка, то их присутствие, конечно, заметно, но из-за дефицита статистической информации нельзя назвать точную долю. Доли остальных стран можно посмотреть на рис. 3.
Рис. 3. Распределение импорта строительной техники по странам в 2011 г. |
Источник. ABARUS Market Research по данным Федеральной таможенной службы. |
Экскаваторы
Сегмент экскаваторов наиболее насыщен производителями. В последние годы насчитывается 10 средних и крупных производителей, а также некоторое количество небольших, занимающихся сборкой и ремонтом машин. Есть и перемены состава. На смену ушедшему с рынка «Ковровцу» пришел вновь построенный завод Komatsu в Ярославской области. За 2 года он вышел на второе место по объемам выпуска (после Тверского экскаватора), и планирует стать лидером, выпускать по 3000 машин в год.
Доля нынешнего лидера – ОАО «Тверской экскаватор» – уменьшается, в 2005-2006 году он производил более половины всех экскаваторов в стране, а теперь – порядка 28%.
Сегмент экскаваторов почувствовал дыхание кризиса одним из первых. Первая тревожная ласточка дала о себе знать весной, когда подъем (550-600 единиц техники в месяц) сменился умеренными настроениями (400-500 единиц в месяц), которые продержались до сентября. После этого случился четырехкратный обвал (до 100 единиц в месяц). Но самое тяжелое для производителей было впереди – практически весь 2009 год, вплоть до осени, выпуск редко приближался даже к 100. Подъем наметился в сентябре, а в декабре было выпущено 250 шт. экскаваторов. В течение 2010 года выпуск превышал показатели первых двух третей 2009 года, а в 2011 году, как уже было сказано выше, производство экскаваторов снизилось. Начало 2012 года довольно динамичное, но общий результат января-февраля все-таки меньше прошлогоднего.
Рис. 4. Динамика производства экскаваторов по месяцам за 2008-2012 гг., шт. |
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ. |
Таблица 3.Выпуск бульдозеров ведущими российскими предприятиями в 2005-2011 гг. |
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ. |
Помимо продукции российских производителей, машины которых подготовлены к работе в суровых условиях русской зимы, в вечной мерзлоте, в Сибири, значительную долю на российском рынке составляют корейские экскаваторы Doosan концерна Daewoo, широкий выбор экскаваторов предлагают фирмы Hitachi и Komatsu. Мощная система управления в этих машинах соседствует с простотой и технологичностью обслуживания. Кроме того, база смазочных материалов японской техники адаптирована к российским условиям.
Основными странами, поставляющими экскаваторы на российский рынок, являются Япония, Корея, Германия, Китай, Великобритания, Франция, США и Италия. Большим спросом на российском рынке пользуются также недорогие, простые в использовании китайские экскаваторы фирмы SANY. Компактные машины от 19 до 30 тонн, с большим выбором навесного оборудования прочно занимают свою нишу на российском рынке экскаваторов.
Бульдозеры
Производителей бульдозеров в России насчитывается 4 предприятия. Лидером сегмента является Челябинский тракторный завод УРАЛТРАК, также достаточно много производит Чебоксарский завод промышленных тракторов. Третье крупное предприятие – ОАО «Уральский машиностроительный завод» – еще недавно, в 2005-2007 годах выпускало около сотни бульдозеров в год. Но в условиях кризиса переквалифицировалось на ремонтные работы, хотя и бульдозеры продолжает выпускать, но в меньших количествах.
Кризис отразился на выпуске бульдозеров в конце лета 2008 года, когда производственная кривая резко пошла вниз. Практически весь 2009 год производство бульдозеров держалось на минимуме, за исключением первых трех месяцев года, когда еще возлагались надежды на строительный сезон, которые не оправдались (см. рис.5). 2010 год шел в том же темпе, но в августе наметился подъем, который продолжался и в течение 2011 года, в результате чего было выпущено почти в два раза больше бульдозеров, чем в 2010 году. Однако в 2012 г., по всей видимости, повторить этот подвиг не удастся, вот и статистика производства за январь-февраль показывает осторожный настрой производителей.
Рис. 5. Динамика производства бульдозеров по месяцам за 2008-2012 гг., шт. |
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.
|
Таблица 4.Выпуск бульдозеров ведущими российскими предприятиями в 2005-2011 гг. |
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ. |
Крупнейшим производителем бульдозеров является челябинский тракторный завод «Уралтрак», который в 2011 году выпустил 1760 бульдозеров. За ним следует чебоксарский завод промышленных тракторов с объемом выпуска 597 единиц. Остальные заводы занимают незначительную долю в производстве.
Чебоксарский завод промышленных тракторов восстанавливается быстрее своего конкурента – в 2010 г. заводом было выпущено около 453 бульдозера. Это в 3,5 раза больше, чем в 2009 г., но примерно вдвое меньше докризисных показателей.
В 2009 г. падение выпуска бульдозеров на ООО «ЧТЗ-Уралтрак» составило более 70%, и в 2010 г. улучшения не наметилось – итоговый выпуск составил 454 единицы. Несмотря на это, до конца 2011 года завод планировал выйти на докризисные объёмы производства. Выпуск, действительно, был впечатляющий – почти в 4 раза больше прошлогоднего, но до уровня благоприятных времен все же пока не дотянули.
Данные руководства завода более оптимистичны по сравнению с официальной отчетностью. Топ-менеджмент сообщает, что в январе-сентябре 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009 года предприятие увеличило объём продаж в действующих ценах на 39,7%; производство дорожно-строительной техники в 2010 г. в натуральном выражении выросло на 50%, а объём экспорта продукции увеличился с 30 до 35% от общего объёма производства.
Основными импортерами бульдозеров на российский рынок являются Япония, США, Китай, Франция, Италия, Бразилия, Австрия и Польша. На остальные страны приходится незначительная доля импорта. Основными игроками на рынке импортных бульдозеров массой от 18 до 40 тонн являются лидеры мирового машиностроения, такие как Komatsu (Япония), Caterpillar (США), Liebherr (Швейцария). В продуктовой линейке этих производителей присутствует несколько моделей бульдозеров, предназначенных для строительства дорог.
Компания Komatsu имеет на рынке зарубежных бульдозеров наиболее сильные позиции, отчасти это обусловлено исторически сложившейся ситуацией. Именно бульдозеры Komatsu закупались для освоения северных регионов России. Первые машины Komatsu, появившись в 70-х годах прошлого столетия, зарекомендовали себя как надежное оборудование с высокой производительностью и удивительно долгим сроком эксплуатации.
Бульдозеры марки Caterpillar знакомы потребителям России с 1973 года. Машины участвовали в строительстве БАМа. В настоящее время компания Caterpillar предлагает машины разных компоновок и вариантов специального оснащения.
Автогрейдеры
Автогрейдеры выпускаются тремя предприятиями, мощности которых практически равны. Это самый сбалансированный и ровно развивающийся сегмент дорожно-строительной техники в России. И в кризис упал меньше всех, и восстанавливается хорошими темпами, без перекосов.
Производство автогрейдеров переживало менее драматические перепады в течение 2008-2009 гг. по сравнению с другими сегментами строительной техники. Падение произошло лишь в октябре 2008 г.: в сентябре было выпущено 120 машин, а в декабре – 45. Начало 2009 года было тяжелым – примерно по 20 автогрейдеров ежемесячно (по сравнению с 100-120 до кризиса), зато во второй половине произошел рывок в сторону резкого повышения выпуска (см. рис. 6). Картина 2010 года демонстрировала почти такую же динамику, но на более высоких оборотах. В январе-феврале 2012 года, как и в двух предыдущих группах, было произведено меньше машин, чем за аналогичный период 2011 года.
Рис. 6. Динамика производства автогрейдеров по месяцам за 2008-2012 гг., шт. |
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.
|
Таблица 5.Выпуск автогрейдеров ведущими российскими предприятиями в 2005-2011 гг. |
Источник. ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ. |
Автогрейдеры в России производят три предприятия: ОАО «Брянский арсенал» (выпустил в 2011 г. 615 автогрейдеров); ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (287) и ЗАО «Дормаш» (г. Орел) – 326. До кризиса работал мелкий производитель ОАО «Ирмаш», который располагается в Брянске и производит асфальтоукладочную технику. В 2008 году он выпустил всего 3 автогрейдера, а в дальнейшем – ни одного.
Российским производителям автогрейдеров противостоит мощная конкуренция компаний передовых стран, которая вынуждает российские фирмы следовать тенденциям мирового технического прогресса. Основные страны-импортеры: Китай, США, Канада, Германия, Бразилия и Япония. С 2005 года резко начал расти китайский импорт этой техники.
Видную долю на отечественном рынке из зарубежных представителей занимает американская корпорация Caterpillar. В 2000 г. Caterpillar открыл завод в г. Тосно Ленинградской области, который специализируется на производстве и поставке комплектующих для строительного оборудования на его сборочные предприятия в Европе.
Помимо Caterpillar, в России представлены следующие импортные марки: компания New Holland предлагает автогрейдеры от средних тяжелых. На строительных площадках можно встретить автогрейдеры компании Terex, широко представлено также семейство автогрейдеров фирмы Volvo Construction. Российский рынок активно осваивает торговая марка Mitsuber, созданная в 2004 г. специально для торговли с Россией и странами СНГ. Хорошо зарекомендовали себя в России и автогрейдеры Komatsu.
В последние годы российский рынок автогрейдеров осваивают производители из Китая, как уже было отмечено выше. В конструкции китайских машин используется много узлов, разработанных американскими и европейскими компаниями. Кроме того, китайцы используют все известные современные схемы финансирования - кредит, лизинг, рассрочка платежей. Из наиболее крупных поставщиков китайской техники необходимо отметить концерн XCMG, компании Dingsheng Tiangong, LiuGong Machinery Co., Ltd., Zoomlion, Sany, YTO и Shantui.
До кризиса рост поставок импортной техники в Россию был стабильно высоким, а в 2009 году он упал на 84%. Если ориентироваться на результаты импорта в первом полугодии 2010 года, то в итоге он может составить объем, превышающий 2009 год на 170%, что является более высоким показателем, чем ожидаемый рост отечественного производства. Стало быть, российская строительная отрасль будет заполнять дефицит новых машин, образовавшийся в период кризиса, экземплярами иностранного производства, по-прежнему в значительной степени – китайского.
Тенденции рынка
В начале 2012 года казалось, что производство, находясь до сих пор на низком уровне от своего потенциала, должно набрать еще более внушительные обороты для роста, но первые два месяца года показали, что стоит ожидать умеренных результатов. С большой долей вероятности производство дорожной техники вырастет не более чем на 25%, то есть будет слабее, чем в 2011 году. Хороших новостей следует ждать от сегмента экскаваторов, так как он «просел» в прошлом году, и их будет не хватать. К тому же именно в сегменте экскаваторов появился новый сильный игрок – ярославский завод Komatsu, у него хорошие перспективы, так как российский потребитель привык больше доверять импортным брендам, а теперь появится возможность не только покупать продукцию, выпущенную по зарубежным технологиям, но и ремонтировать ее на месте.
Как поведет себя импорт – сказать сложнее, поставки и так увеличиваются год от года. Разумеется, прирост импорта будет положительным в 2012 году, но не хотелось бы думать, что опять настолько сильно, как в последние два года – 187% и 120% соответственно.
Основным элементом развития и повышения конкурентоспособности компаний попрежнему будет цена, ремонтодоступность техники, а также качественный сервис.