Требования к краске для стен и обоев варьируются в зависимости от того, где они будут использоваться, – в кухне, санузле или жилой комнате. Краска для помещений Это покрытие должно обладать средней стойкостью к истиранию и не пачкаться. В кухнях и ванных комнатах от краски требуется влаго- и термостойкость, поскольку ей придется выдерживать соседство с кухонной плитой и отопительными приборами. Материал не должен терять своих качеств даже под напором горячей воды. Лучше выбрать полуглянцевые и глянцевые составы, образующие ровную поверхность, не впитывающую грязь. Они легки в уходе, однако чем больше глянца у покрытия, тем сильнее оно подчеркивает неровности основания. Матовая краска, напротив, скрадывает все дефекты, но аккумулирует пыль и грязь. Если есть вероятность образования на стенах и потолке пятен плесени, то необходимо использовать краску, содержащую фунгициды и альгициды, предотвращающие развитие плесени на поверхности. Предпочтение следует отдать составам с пометкой «для влажных помещений». Нитролаки и нитрокраски не допускаются к использованию в интерьере жилых помещений, кухни и санузла по причине их высокой токсичности. Краски на алкидной основе (масляные) часто используются для стен и потолков в кухнях и ванных комнатах. Оптимальный вариант – составы на основе уайт-спирита. Они образуют наиболее плотное и прочное покрытие. Такие составы нетоксичны, свето- и водоустойчивы, но пожароопасны и плохо выдерживают воздействие щелочей.
Неплохо себя зарекомендовали эмульсионные краски. Такие составы применяются в основном для окраски бетонных, загрунтованных металлических, оштукатуренных и деревянных поверхностей. Они нетоксичны, легко разводятся водой до нужной консистенции. Связующим служат акриловые сополимеры («акрилат»), латексы (бутадиен-стирол), поливиниламидная дисперсия (ПВА), а чаще всего – их комбинация. Покрытие обладает достаточной прочностью и благодаря микропористости имеет высокую воздухо- и паропроницаемость, что выгодно отличает его от составов на масляных растворителях. Краска улучшает микроклимат внутри помещения, так как окрашенные стены пропускают водные пары.
Аналогичными свойствами обладают силикатные составы. Чаще всего эмульсионные краски применяются в сухих помещениях, но существуют и покрытия для ванных комнат. В качестве примера можно привести краски Luja и Ultrasaten. Клеевые краски на основе водных растворов эфира целлюлозы, крахмала или казеина менее устойчивы к влаге и применимы только для окраски сухих помещений. Некоторые покрытия образуют целую систему и состоят из нескольких слоев: шпатлевки, грунтовки и краски. Иногда предполагается финишное покрытие, например лак. Получить представление о краске и ее свойствах можно по маркировке. На упаковке указывается название материала: краска, эмаль, лак и т. д. Следующий за названием индекс из двух букв обозначает вяжущее, входящее в состав краски. Ноль (0), стоящий после буквенного кода, обозначает грунтовку, два нуля (00) – шпатлевку. После дефиса стоят цифры, указывающие назначение краски. Вторая и последующие цифры обозначают номер разработки. Только у масляной краски (МА) вторая цифра обозначает вид олифы: 1 – натуральная олифа, 2 – олифа-оксоль, 3 – глифталевая олифа, 4 – пентафталевая олифа, 5 – комбинированная олифа. В немасляных красках через интервал после порядкового номера допускается добавлять одну или две буквы, характеризующие некоторые особенности материала. Например, холодная сушка (ХС), горячая сушка (ГС), пониженная горючесть (ПН), негорючее (НГ), матовое (М), полуматовое (ПМ). Некоторые производители предпочитают давать своей продукции названия, по которым, к сожалению, практически невозможно определить тип и назначение. Вяжущие компоненты в составах отечественных ЛКМ обозначается индексами: АК – полиакрилатное вяжущее (на акрилатных смолах); АУ – на алкидно-уретановых смолах; БТ – битумное; ВА – поливинилацетатное; ВС – винилацетатное (на основе сополимеров винилацетата); ГФ – глифталевые лаки; КО — кремнийорганические лаки; МА – масляные (растительное масло или олифа); МЛ – меламиновые (меламиноалкидные) смолы; МС – масляно- и алкидостирольные (на меламиностирольных смолах); НЦ – нитроцеллюлозные; ПВА – на основе поливинилацетата; ПФ – пентафталевые; УР – полиуретановые; ХВ – перхлорвиниловые; ХС – винилхлоридные; ЭП – эпоксидные и т. д.
Ориентировочная стоимость лакокрасочных материалов на примере продукции компании «Корк-С»
Одним из важнейших свойств краски является ее укрывистость – площадь, которую можно покрыть одним литром состава (кв. м/л). Ассортимент цветов в каталогах крупных фирм достигает нескольких тысяч эталонных оттенков, которые могут изготавливаться по образцам заказчика. Они хранятся в базе фирмы, и заказчик в любое время может восстановить свою «историю» по заказанным материалам или оттенкам. Компьютерное тонирование позволяет точно повторить цвет материала. Заказчик сам может изготовить требуемые цветовые тест-образцы.
Многие фирмы предлагают специальные материалы и инструменты для создания различных эффектов окраски. Очень популярны структурные краски – высокопластичные тонкодисперсные составы, образующие при обработке валиком, шпателем, кистью и другими инструментами рельефное покрытие. К этому классу можно отнести материалы, способные выполнять армирование поверхности (защита от образования трещин), специальные защитные покрытия для ячеистого бетона. Структурные покрытия характеризуются высокой стойкостью к истиранию и воздействию влаги и прекрасно переносят чистку мокрой тряпкой. Фактурные краски представляют собой водно-дисперсионные составы с наполнителем – древесными опилками или кварцевым песком. Фактуру поверхности стены можно получать, используя валик с длинным ворсом, шпатель, губку и т. д. Дополнительный декоративный эффект получают при использовании прозрачного лака, в состав которого входят специальные креативные пасты, позволяющие добиться изменения цветового оттенка в зависимости от угла и силы освещения. Эти пасты иногда используют в качестве шпатлевки, получая сложную цветовую гамму при многослойном нанесении. В зависимости от фактуры валика и размеров зерна наполнителя можно получить рельеф различной высоты. Фактурное покрытие с незаглаженным «острым» рельефом называется эффектом «под шубу». Их можно загладить широким шпателем с расчетом, чтобы остались углубления, имитирующие старую древесину, «подпорченную» жуком-короедом. Дополнить картину можно, нанеся на поверхность характерный для дерева рисунок. Разбавленный на 5-10% состав краски укладывается валиком или кистью для получения однородной поверхности, а движения кисти руки сверху вниз с одновременными поворотами дают эффект прожилок дерева и сучков с разводами. При использовании метода размывки краска укладывается в два слоя. Первому дают высохнуть, а второй частично смывают после нанесения при помощи кисти, губки, ткани или полиэтилена. Лоскут ткани создает рисунок, напоминающий мелкую рябь на воде, шпатель или крупная кисть – узор в виде широких мазков. Декоративная краска «под старину» содержит искусственные латексы, благодаря которым в процессе нанесения она немного светлеет, создавая «эффект потертости». Ее наносят круговыми движениями кистью с длинным ворсом. Потертость появляется при надавливании. Чтобы сделать ее более заметной, поверхность затирают губкой, тканью или щеткой. После высыхания краску покрывают воском. При наложении на основной тон второго, отличного от него и местами просвечивающего, создается эффект двухцветного покрытия. В кухне или детской часто используют мозаичные краски. Они содержат акриловые пузырьки из красок различных цветов на водной основе. При распылении специальным пистолетом капельки разбиваются о стену, и на поверхности образуется точечный рисунок, похожий на фактуру гранита. Наносятся на любые подготовленные грунтованные поверхности: отделочную шпаклевку, бетон, деревянные панели, гипс и гипсокартон, фанеру, ДСП, металл и даже на стекло. Для создания эффекта велюра в состав вместо акриловых пузырьков вводят твердые цветные частички. Краска устойчива к химическим воздействиям, легко моется любыми средствами. Перламутровая краска или «краска-хамелеон» обладает способностью изменять цвет в зависимости от угла зрения и освещения. Покрытие наносят на шпаклевку, цемент, деревянные панели, гипс, гипсокартон, фанеру и ДСП. Такой краской лучше всего отделывать участки стен, а не всю поверхность. Обои На российском рынке имеется множество обоев, по оригинальности не отстающих от красок и штукатурок. Рассмотрим несколько характерных примеров. Неограниченные возможности колеровки предоставляют бумажные, виниловые, стеклотканевые обои, предназначенные для последующей окраски. В качестве основы часто применяется флизелин – нетканое полотно, на которое наносится рельеф из вспененного винила. Существуют структурные виниловые обои, отличающиеся наличием верхнего слоя из ПВХ, который в результате специальной термической обработки приобретает более выраженную фактуру. Высокой износостойкостью отличаются обои из твердого винила. Интересными декоративными свойствами обладают текстильные обои. На их лицевую сторону путем наклеивания и последующего прессования нанесены нити из натуральных или смешанных волокон. Такие обои обладают повышенными теплоизоляционными и шумопоглощающими показателями, устойчивы к воздействию ультрафиолетового излучения и имеют достаточную износостойкость. Однако они восприимчивы к загрязнению и с трудом поддаются очистке. Покрытия, содержащие льняные волокна, обладают и бактерицидными свойствами. В качестве основы используется и синтетический материал. Он создает упругое и мягкое покрытие. Обои имеют толщину 5-6 мм, и сделать незаметным стык полос очень сложно, поэтому рулоны выпускаются шириной в несколько метров. Обычно вся площадь стен помещения оклеивается одним куском, а единственный стык располагается в наименее заметном месте. Для внутренней отделки помещений прекрасно подходят стеклообои на основе кварцевого песка, соды, извести и доломита. Использование этих природных материалов гарантирует отсутствие вредных химических элементов и высокую износостойкость. Стеклообои выдерживают практически все существующие моющие средства. Выпускаются модельные ряды под покраску. Выбрать обойный клей труда не составит. Одними из самых надежных являются клеи на основе карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ). Сухая смесь представляет собой белый порошок. Если он имеет оттенок – состав разбавлен, и адгезия будет ниже. Он не рекомендуется для тонких бумажных обоев, так как образует на поверхности пятна, и для толстых и тяжелых – потому что обладает низкой адгезией. Лучше купить клей и обои одной и той же фирмы. Существуют КМЦ-клеи для легких, средних и тяжелых обоев, отличающиеся концентрацией связующего, прямо пропорциональной вязкости. Чем толще обои, тем гуще должен быть клей.
Наилучшими свойствами обладает метилцеллюлоза (МЦ). Этот материал отлично клеит, проникает глубоко в любые поверхности, может восстанавливать клейкость. Худший по качеству материал основы – модифицированный крахмал (МК). Клей на его основе плохо держится и слабо впитывается в плотные поверхности. Добавка ПВА повышает клеящую способность и влагостойкость клея. Составы с высоким уровнем pH не рекомендуются для светлых обоев, так как могут проявиться в виде разводов. Оптимальный уровень pH=6 или 7. В помещениях с повышенной влажностью воздуха следует использовать составы с антисептическими веществами. Листы лучше резать на полу острым ножом с гладким незазубренным лезвием, подложив несколько слоев газеты или другой бумаги. После высыхания клея обои могут чуть-чуть «сесть», так что при их резке лучше оставить небольшой запас – по 5 см сверху и снизу. Излишки срезают канцелярским ножом после того, как обои высохнут. Перед наклейкой стена должна быть очищена и обработана широкой кистью или щеткой, смоченной в воде. Клей наносят на тыльную сторону листа от середины к краям, затем полотно, не образуя линии сгиба, складывают пополам, и оно выдерживается в течение нескольких минут, чтобы пропитаться клеем. За это время клеем промазывают стену. Лист удобнее наклеивать вдвоем. Один человек встает на стремянку, второй подает ему сложенное полотно. Первый берет его за два верхних угла и прикладывает к стене. Лист обоев выпрямляется под действием своей массы и занимает строго вертикальное положение, только после этого к стене можно прижимать его нижнюю часть. Полотно разглаживается валиком. Для бумажных обоев допускается применять тряпку. В угол обои рекомендуется клеить внахлест. Покрывать друг друга полотна обоев будут примерно на сантиметр. В этом случае нужно тщательно промазывать края. Обои под покраску наклеивают встык, чтобы после окраски не были видны швы. Для виниловых, вспененных, тканевых или тисненых обоев прекрасно подойдет виниловый клей. Раствор готовится следующим образом: в эмалированное или пластиковое ведро наливается вода температурой 25 °С, затем в емкости создается водоворот, в который, не переставая размешивать, засыпают сухую смесь. До полной готовности клей должен отстояться. Время «созревания» указано на упаковке. Для виниловых, велюровых, текстильных или стеклообоев рекомендуется использовать дисперсионный клей, отличающийся повышенной прочностью. Состав влагостоек, но не настолько, чтобы использовать его в ванной комнате. Его выпускают уже готовым к применению и наносят на отделываемую поверхность. Сохнет такой клей около 12 часов. Отделочные материалы для стен выпускаются в широчайшем ассортименте, и охватить всё их разнообразие в одной статье просто невозможно. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам сделать правильный выбор. Подготовил А. Филимонов
| ||||||||||||||||||||||||||||