Поскольку личный автомобиль находится в движении при годовом пробеге, например, 15 тысяч км в среднем около часа в сутки, а эксплуатируется в основном в условиях российского бездорожья, при этом и в дождь, и в снег, то поэтому необходимо больше внимание уделять условиям его хранения. Оптимальным условиям для хранения автомобиля отвечают:
• навес, где температура и влажность соответствуют параметрам окружающей среды, имеется постоянное движение воздуха и отсутствует прямое воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков;
• отапливаемое помещение – индивидуальный гараж, оборудованный приточно-вытяжной вентиляцией, параметры воздуха в котором согласно СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» должны иметь следующие характеристики: температура не ниже 5°С; относительная влажность в пределах 50÷70 %.
В соответствии с требованиями пункта 6.12 СНиП 21-02-99, для удаления газовыделений автомобиля и снижения уровня влажности в помещении гаража, необходимо оборудовать его системой приточно-вытяжной вентиляции. По стандарту АВОК «Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена» необходимый уровень вентиляции гаража должен составлять не менее 180 м3/ч на одну легковую машину. В тоже время, по рекомендациям зарубежных источников, эффективная вентиляция гаража невозможна без 6÷10 кратного воздухообмена.
Существуют три варианта устройства вентиляции гаража:
• естественная система;
• механическая система;
• комбинированная, например, естественная приточная и механическая вытяжная системы.
Большим плюсом естественной вентиляции является ее дешевизна, простота и возможность устройства самостоятельно без квалифицированной помощи со стороны и, как правило, на этапе строительства гаража.
Со стороны ворот устанавливают приточные решетки в виде жалюзи, которые необходимы для притока свежего воздуха в гараж. Для более эффективной вентиляции гаража сечение приточной решетки делают в два-три раза больше, чем вытяжной. Вытяжные устройства для удаления загрязненного воздуха выполняют через перекрытие гаража, для чего устанавливают на кровле гаража трубу высотой примерно 500мм с дефлектором. Под воздействием ветра в вытяжном воздуховоде создается область пониженного давления, что способствует воздухообмену в гаражном помещении, который обеспечивается в первую очередь разностью плотности воздуха на нижнем и верхнем (верхний конец трубы) уровне гаража.
Можно вытяжные решетки устраивать и в верхней части торцевой стены, противоположной воротам. В этом случае также желательно устанавливать у торцовой стены вертикальную вытяжную трубу.
Большой минус механической системы вентиляции ее зависимость от электрификации гаражной стоянки и наличия перебоев в электроснабжении.
Механическая система вентиляции подразделяется на приточную и вытяжную системы вентиляции. Возможно устройство комбинированной приточно-вытяжной системы вентиляции.
При устройстве приточной системы вентиляции, она оборудуется фильтром, вентилятором и электрокалорифером для подогрева поступающего в гараж воздуха. Как правило, вентиляция гаража осуществляется «снизу-вверх», поэтому приточный воздух подается снизу.
Вытяжная система вентиляции оборудуется осевым вентилятором, устанавливаемым перед вытяжной трубой или непосредственно в ней в выходном воздуховоде в верхней части гаража.
Для вентиляции больших гаражей наиболее рационально устраивать комбинированную приточно-вытяжную вентиляцию.
Кроме того, в зависимости от времени года воздухообмен в гараже должен регулироваться утепленными шиберами. Если в теплый период года все приточные и вытяжные отверстия должны быть открыты, то с наступлением холодов сначала прикрывают жалюзи приточного устройства, а затем и вытяжку.
Таким образом, надо стремиться к тому, чтобы помещение в любое время «дышало».
Если же отапливаемый индивидуальный гараж имеет малоэффективную приточно-вытяжную вентиляцию, а автомобиль эксплуатируется в зимний период или после мойки ставится на хранение без предварительной просушки, то многократно возрастают разрушительные воздействия на защитно-декоративные покрытия.