Согласно утверждённому плану, Комплекс должен будет решить сразу несколько задач. И защита от наводнений – лишь одна из них. Сооружения также обеспечивают круглогодичную навигацию судов (для этого введены в эксплуатацию судопропускные системы), улучшают коммуникацию между о. Котлин и материком, позволяют проводить ряд научных и экологических исследований.
Для успешного функционирования всего Комплекса, в проекте предусмотрены: защитные дамбы, судо- и водопропускные сооружения, автомобильная шестиполосная магистраль, оснащённая транспортными развязками, туннелями и мостами, подходные каналы (для судов).
Такой сложный проект, – словно, награда жителям Северной столицы за долгое ожидание…
Идея дамбы через весь Финский залив витала в воздухе уже с первой четверти XIX века. Тогда, после крупнейшего петербуржского наводнения 19 (7) ноября 1824, она была озвучена председателем Комитета строений и гидравлических работ П. Базеным. Но в то время уровень технического оснащения не позволял ей быть воплощённой в жизнь.
![Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга](/upload/medialibrary/220/220e5f00beeb5dec9593ed4d76a7ae0c.jpg)
Однако к строительству приступили только 1979 году. Несмотря на значительные капиталовложения, строительство шло медленно. Только через пять лет, 1984 году, удалось связать о. Котлин с материком. В 1987 году появились опасение о возможном ухудшении экологической ситуации. Потому строительство приостановили, как стало ясно позднее, – на 10 лет. Вернулись к проекту лишь в 1996 году, когда он был пересмотрен Главгосэкспертизой Минстроя России. Но настоящий поворотный момент наступил в 2001, когда заказчиком проекта стал Росстрой (бывший Государственному комитету по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ).
В ноябре 2008 году были сданы сразу несколько этапов работы. В том числе – построены каменно-землянные дамбы. Их секрет – в конструкции откосного типа с каменными ограждающими отсыпками. Она позволяет конструкции выдерживать напор стихии: волн, приливов и отливов, действие льда. По гребню дамб проходит автомагистраль.
Буквально через месяц завершены работы по водопропускным сооружениям. Их задача поддерживать естественный экологический баланс. Их функция – обеспечить водообмен между Невской губой и частью Финского залива.
![Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга](/upload/medialibrary/788/78885b4c5aeb284596f12267c8d92f69.jpg)
Судопропускная система (С1), оснащенная плавучим затвором и являющаяся главным объектом всего комплекса. Система интересна тем, что при повышении уровня воды доковые камеры заполняются ею. Батопорты всплывают и смыкаются и преграждают путь волнам. Батопортам необходимо 45 минут, чтобы сомкнуться и 25, чтобы вновь опуститься на порог.
А в данный момент ведутся работы по строительству автодорожного тоннеля. Этот этап работы можно, как и судопропускную систему (С1), выделить как отдельный объект. В результате работы над проектом, было принято решение сделать тоннель подземным, чтобы он не препятствовал движению судов и в то же время сохранял высокую пропускную способность автотранспорта. Автодорожный тоннель не имеет российских аналогов.
Строительство Комплекса защитных сооружений ещё только завершается, а дамба уже успешно выполняет свои функции. Так, 8 февраля 2011, при угрозе наводнения система (С1) сработала успешна, и затворы планово закрыли судопропускной канал от набегающей волны.
Жители Северной столицы наконец-то могут быть спокойны – они за надёжной стеной…
Фатьяна ТИМОФЕЕВА
Фотографии: http://www.dambaspb.ru