Своевременные меры помогут избежать цепной реакции – от заморозки строек до дефицита бюджетных средств

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков об итогах заседания Президиума Госсовета: «Своевременные меры помогут избежать цепной реакции – от заморозки строек до дефицита бюджетных средств». Антон Глушков подчеркнул важность данного Президентом России поручения предотвратить риски торможения строительства жилья: За последние три года жилищное строительство и в целом стройка в России действительно на...

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и правительство Сахалинской области провели День курильского инвестора в Москве

Мероприятие объединило представителей власти, бизнеса и экспертов для обсуждения инвестиционных возможностей Курильских островов, мер государственной поддержки и перспектив развития туризма, марикультуры и технологических проектов. Модератором мероприятия выступила Ольга Захарова, заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив, отметившая уникальное географическое положен...

КРДВ Приморье совместно с китайским бизнесом создадут в регионе новые производства металлоконструкций и стройматериалов

В рамках визита делегации КРДВ Приморье (дочернее общество Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики) в города Линьхай и Тайчжоу (провинция Чжэцзян, Китай) подписаны три соглашения с китайскими компаниями. В рамках достигнутых соглашений китайский бизнес планирует построить в Приморском крае производство металлоконструкций, торговый комплекс с товарами для ремонта и российско-китайский инд...

В Мурманской области в 2025 году на «гектаре» появится круглогодичный спа-комплекс

Участник программы «Гектар» построил в Апатитском районе Мурманской области глэмпинг, круглогодично принимающий туристов. В 2025 году пользующийся спросом проект будет расширен – планируется возвести еще несколько домов и спа-комплекс. Автор проекта и участник программы «Гектар» Алексей Васильчук рассказал Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) о своём опыте получения бесплатн...

За первые три месяца 2025 года в Якутии введено в эксплуатацию около 263 тысяч квадратных метров жилья

Это на 44 % больше, чем за тот же период прошлого года, когда было построено около 183 тысяч квадратных метров. Об этом сообщили в Министерстве строительства республики. Из общего объёма 64,5 тысячи квадратных метров пришлось на многоквартирные дома, а 199 тысяч — на индивидуальное жильё. Всего в 2025 году Якутии предстоит построить 690 тысяч квадратных метров жилья — это плановы...

Алюминиевая Ассоциация и Ассоциация Парков будут развивать городские парки и общественные пространства

Алюминиевая Ассоциация и Ассоциация по развитию городских парков и общественных пространств подписали соглашение о сотрудничестве. Соглашение, подписанное в рамках ParkSeason Expo, направлено на развитие парковой и городской инфраструктуры. Сегодня алюминиевые решения применяются в проектах реновации и реставрации, благоустройстве общественных пространств и городской среды, уличном и парковом о...

Своевременные меры помогут избежать цепной реакции – от заморозки строек до дефицита бюджетных средств

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков об итогах заседания Президиума Госсовета: «Своевременные меры помогут избежать цепной реакции – от заморозки строек до дефицита бюджетных средств». Антон Глушков подчеркнул важность данного Президентом России поручения предотвратить риски торможения строительства жилья: За последние три года жилищное строительство и в целом стройка в России действительно на...

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и правительство Сахалинской области провели День курильского инвестора в Москве

Мероприятие объединило представителей власти, бизнеса и экспертов для обсуждения инвестиционных возможностей Курильских островов, мер государственной поддержки и перспектив развития туризма, марикультуры и технологических проектов. Модератором мероприятия выступила Ольга Захарова, заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив, отметившая уникальное географическое положен...

КРДВ Приморье совместно с китайским бизнесом создадут в регионе новые производства металлоконструкций и стройматериалов

В рамках визита делегации КРДВ Приморье (дочернее общество Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики) в города Линьхай и Тайчжоу (провинция Чжэцзян, Китай) подписаны три соглашения с китайскими компаниями. В рамках достигнутых соглашений китайский бизнес планирует построить в Приморском крае производство металлоконструкций, торговый комплекс с товарами для ремонта и российско-китайский инд...

В Мурманской области в 2025 году на «гектаре» появится круглогодичный спа-комплекс

Участник программы «Гектар» построил в Апатитском районе Мурманской области глэмпинг, круглогодично принимающий туристов. В 2025 году пользующийся спросом проект будет расширен – планируется возвести еще несколько домов и спа-комплекс. Автор проекта и участник программы «Гектар» Алексей Васильчук рассказал Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) о своём опыте получения бесплатн...

27 Января 2020

Нормативное регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности памятников деревянного зодчества

Нормативное регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности памятников деревянного зодчества

Общая статистика показывает, что в зданиях высотой до пяти этажей происходит в среднем 110 тыс. пожаров в год, на которых погибает около 9 тыс. чел. (соотношение 11,5:1), а в одноэтажных зданиях — 80 тыс. пожаров, с гибелью 7–8 тыс. чел. (соотношение 11,2:1). При этом следует отметить, что требования нормативных документов для таких объектов минимальны, а по системам противопожарной защиты, в том числе по извещателям пожарной сигнализации и первичным средствам пожаротушения, практически отсутствуют.

(Абзац) Гибель людей при пожарах происходит преимущественно в начальной стадии их развития, при этом влияние огнестойкости здания на уровень гибели незначительно: в зданиях II и III степени огнестойкости гибнет 3,0–3,5 тыс. чел.

С другой стороны, уровень гибели людей при пожарах зависит от их продолжительности. Так, 70 тыс. пожаров было ликвидировано в среднем за время от 1 до 5 мин., а число жертв на них составило 3,5 тыс. чел., еще до 30 тыс. пожаров — за время от 6 до 10 мин, число жертв — более 2 тыс. чел.!

Вывод напрашивается сам собой: существенное снижение числа пожаров и уровня гибели возможно преимущественно за счет применения системы предотвращения пожаров на основе реализации требований гл.13 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (далее – ФЗ № 123). Нужны специализированные своды правил по их реализации, а также эффективные нормативные требования по раннему обнаружению пожара, локальному пожаротушению первичными и автономными самосрабатывающими средствами.

К сожалению, фактическая надежность систем противопожарной защиты невысока. Статистика показывает, что лишь в 70 % случаев автоматическая пожарная сигнализация (далее – АПС) выполнила свою задачу и только в 34 % случаев сработали автоматические установки пожаротушения (АУПТ). Системы оповещения и управления эвакуацией людей выполнили свою задачу в 85–90 % случаев.

Тип АУПТ, способ тушения и вид огнетушащего вещества (ОТВ) определяет проектная организация. При этом АУПТ должна обеспечивать:

  • реализацию эффективных технологий, оптимальную инерционность (проблема: нет критерия оптимизации);
  • срабатывание за время, которое меньше длительности начальной стадии пожара (проблема: как его определить? Использовать, например, для этого критерии ст. 53 ФЗ № 123 – ОФП для безопасной эвакуации людей?);
  • необходимую интенсивность орошения или удельный расход ОТВ (проблема: в СП 5.13130 нет данных по тонкораспыленной воде (ТРВ));
  • тушение пожара в течение времени, необходимого для введения оперативных сил и средств (проблема: как его определить, если отсутствует методика (см. приказ МЧС России от 25.10.2017 года № 467) необходимо повысить роль собственника, руководителя организации;
  • требуемую надежность (проблема: как правило, 0,8, фактически – 0,5-0,6; нужно установить связь с расчетами по оценке пожарных рисков, но если требуется выше 0,8, то нужно подтверждение ТУ изготовителя, которое он не дает);
  • в соответствии со ст. 117 ФЗ № 123: оборудование автоматическими установками сдерживания пожара (АУСП), например, с оросителями (распылителями) с принудительным пуском (С-ПП), активируемыми сигналом от АПС и пожарного сателлитного извещателя.

Согласно п. 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Для реализации вышеуказанных мер необходимы: разработка Свода правил «Монтаж, наладка и обслуживание средств ППЗ»; выполнение «Правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений», требований ст. 17 № 337-ФЗ от 28.11.2011 г.; ч.ч. 1, 4 ст. 55.25 Гражданского кодекса (ГК) РФ; ведение журнала эксплуатации здания, сооружения (ч.ч. 5 и 6 ст. 55.25 ГК РФ).

Действие ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» (добровольного применения в соответствии с письмом МЧС России от 19.03.2018 № 91-1080-19) приостановлено приказом Росстандарта № 202-ст. с 17.05.2019 г. В связи с этим возникает закономерный вопрос: чем руководствоваться при обслуживании и контроле смонтированных систем противопожарной защиты?

Контроль качества используемой продукции выполняется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012г. № 290, т.е. органы ГПН осуществляют деятельность по организации и проведению проверок состояния территорий, участков, продаваемой пожарно-технической продукции на исполнение требований пожарной безопасности. Такая трактовка противоречит требованиям гл. 33 ФЗ № 123-ФЗ, поскольку в ней установлены требования к подтверждению соответствия продукции. В данной ситуации необходим Административный регламент, дополнения в ст. 20.4 КоАП в отношении применения собственниками, руководителями фальсифицированной и контрафактной продукции, «ревизия» сертификационных центров и лабораторий, активное участие общественных организаций в контроле.

В соответствии с Федеральным законом от 28.05.2017 г. № 100-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 и от 26.05.2018 г. № 601 проведение плановых проверок объектов защиты органами федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) осуществляется в зависимости от присвоенной им категории риска. В соответствии с установленными критериями отнесения объектов защиты к различным категориям такие объекты, как памятники деревянного зодчества, попадают в группу среднего риска с возможной периодичностью плановых проверок не чаще одного раза в 5 лет, чего явно недостаточно.

В ГОСТ Р 56891.5-2017 «Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения. Часть 5» дано определение памятника деревянного зодчества: «это объект культурного наследия, основные несущие конструкции которого выполнены из дерева с использованием традиционных строительных приемов и инструментов, за исключением фундаментов и кровель, которые могут быть выполнены из других материалов».

Памятники деревянного зодчества подразделяются сообразно своему функциональному назначению на следующие типы: гражданские, культовые, оборонные, инженерные сооружения.

В ГОСТ Р 57097-2016 «Сохранение объектов культурного наследия. Памятники деревянного зодчества. Общие требования к производству работ» в отношении ремонта, реставрации, протезирования практически не упомянуты вопросы огнезащиты, огнесохранности, противопожарной защиты. Единственный пункт, в котором отражен вопрос огнезащиты, — п.9.27.2: «огнезащита подкровельных конструкций не должна изменять структуру древесины, ее цвет, иные естественные характеристики».

Для объектов культурного наследия, в том числе деревянного зодчества, существенное значение имеют следующие документы: СП 1.13130 «Эвакуационные пути и выходы» (новая редакция); СП 2.13130 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (новая редакция); СП 3.13130 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); СП 4.13130 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (изменения).

Взамен СП 5.13130.2009 подготовлены новые редакции трех сводов правил: СП «Системы пожарной сигнализации (СПС)»; СП «Автоматические установки пожаротушения (АУПТ)»; СП «Перечень зданий, сооружений, помещений, подлежащих оборудованию СПС и АУПТ». [дать полные названия!]

Также Подготовлены также: СП 8.13130 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); СП 10.13130 «Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); серия из четырех ГОСТов (МГС), в том числе на средства огнезащиты древесины. В основном завершено их публичное обсуждение, проведено рассмотрение на заседаниях ТК (МТК) №274 «Пожарная безопасность».

Кроме того, Минстроем России приняты или находятся в стадии разработки:

CП 388.1311500.2018 «Объекты культурного наследия религиозного назначения;

СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации»;

СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий»;

СП «Жилые здания с применением древесины» (новый);

СП «Общественные здания с применением древесины» (новый) и др.

До 2025 г. Минстрой России планировал разработать порядка 250 новых нормативных документов в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, а также более 400 методических пособий по применению нормативных документов. С учетом плана по обновлению нормативной базы на 10–15 % в год к концу 2025 г. фонд нормативных технических документов в строительстве составит порядка 500 сводов правил, 400 методических документов и 700 стандартов (без учета стандартов на строительные материалы). Нужна реальная «регуляторная гильотина» и с обязательным технико-экономическим обоснованием требований. Соответствующая «Дорожная карта», утверждена Д. А. Медведевым от 29.05.2019 г. № 4714п-П36.

Следует также активизировать: взаимодействие с общественными организациями (ОООР «ФППСО», НСОПБ и др.) в части развития контактов с ФОИВ, техническими комитетами (ТК № 274, ТК № 465, ТК № 435, ТК № 001 «Производственные услуги») Росстандарта России при развитии системы национальных и профессиональных стандартов, обеспечивающих расширение сферы реализации продукции (услуг), создание благоприятных условий на рынке занятости населения, эффективное функционирование систем сертификации и декларирования, реальное обеспечение пожарной безопасности объектов, в том числе с применением эффективной системы контроля (надзора).

Консультации по нормам:

Мешалкин Евгений Александрович,

д-р техн. наук, профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ,

председатель Правления ОООР «ФППСО»,

генеральный директор ООО «Гефест групп»

https://www.npopuls.ru

Кол-во просмотров: 8384
На правах рекламы
Яндекс.Метрика