Из федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства исключены еще 17 недостроев

Под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина состоялось седьмое заседание Межведомственной комиссии (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства. По его итогам принято решение об исключении из реестра еще 17 недостроев в связи с реализацией управленческих решений и включении в него 2 новых объектов. «Правительством уделяется особое внимание с...

Отгрузки российской строительно-дорожной техники за 4 мес. 2025г. сократились на 40%

Об этом сообщили на заседании Совета директоров Ассоциации «Росспецмаш», которое прошло в Москве. В мероприятии приняли участие руководители и владельцы заводов по выпуску сельскохозяйственной, строительно-дорожной, прицепной техники, пищевого оборудования и комплектующих, руководители и сотрудники аппарата Ассоциации «Росспецмаш». Производители обсудили положение дел в отраслях специализиро...

Опубликован проект Приказа с показателями норматива стоимости квадратного метра жилья для соцвыплат

Для общественного обсуждения опубликован проект приказа Минстроя России "О нормативе стоимости 1 кв м. общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2025 года и средней рыночной стоимости 1 кв м общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 3 квартал 2025 г." Минстрой России определяет среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ для рас...

К 100-летию «Артека» завершено строительство двух спальных корпусов на 1000 мест

В международном детском центре «Артек» на территории лагеря «Солнечный» завершилось строительство двух спальных корпусов на 1000 мест. «Сегодня мы отмечаем знаковое событие – 100-летие легендарного „Артека“. Этот уникальный детский центр уже целый век остаётся символом счастливого детства, местом, где закаляется характер, раскрываются таланты и зарождается дружба на всю жизнь....

Обновлены Правила проведения консервации объектов капитального строительства

Уточняется система правовой и финансовой регламентации процедуры консервации, которую проводят для приостановки строительных работ более чем на 6 месяцев. Частные объекты сохраняют прежний порядок – решения принимает застройщик. Для объектов государственной и муниципальной собственности введен дифференцированный порядок принятия решений. Консервация федеральных объектов требует издания...

Темпы строительства жилья за пять месяцев в Якутии опережают прошлогодние

За пять месяцев в Якутии ввели свыше 320 тысяч квадратных метров жилья, что на 1,5 % превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщило Министерство строительства республики. По информации ведомства, рост отмечен в индивидуальном жилищном строительстве — 250 тысяч квадратных метров, что на 31 % больше, чем за пять месяцев прошлого года. Объём ввода многоквартирных ...

Из федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства исключены еще 17 недостроев

Под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина состоялось седьмое заседание Межведомственной комиссии (МВК) по рассмотрению незавершенных объектов капитального строительства. По его итогам принято решение об исключении из реестра еще 17 недостроев в связи с реализацией управленческих решений и включении в него 2 новых объектов. «Правительством уделяется особое внимание с...

Отгрузки российской строительно-дорожной техники за 4 мес. 2025г. сократились на 40%

Об этом сообщили на заседании Совета директоров Ассоциации «Росспецмаш», которое прошло в Москве. В мероприятии приняли участие руководители и владельцы заводов по выпуску сельскохозяйственной, строительно-дорожной, прицепной техники, пищевого оборудования и комплектующих, руководители и сотрудники аппарата Ассоциации «Росспецмаш». Производители обсудили положение дел в отраслях специализиро...

Опубликован проект Приказа с показателями норматива стоимости квадратного метра жилья для соцвыплат

Для общественного обсуждения опубликован проект приказа Минстроя России "О нормативе стоимости 1 кв м. общей площади жилого помещения по РФ на второе полугодие 2025 года и средней рыночной стоимости 1 кв м общей площади жилого помещения по субъектам РФ на 3 квартал 2025 г." Минстрой России определяет среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ для рас...

К 100-летию «Артека» завершено строительство двух спальных корпусов на 1000 мест

В международном детском центре «Артек» на территории лагеря «Солнечный» завершилось строительство двух спальных корпусов на 1000 мест. «Сегодня мы отмечаем знаковое событие – 100-летие легендарного „Артека“. Этот уникальный детский центр уже целый век остаётся символом счастливого детства, местом, где закаляется характер, раскрываются таланты и зарождается дружба на всю жизнь....

27 Января 2020

Нормативное регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности памятников деревянного зодчества

Нормативное регулирование вопросов обеспечения пожарной безопасности памятников деревянного зодчества

Общая статистика показывает, что в зданиях высотой до пяти этажей происходит в среднем 110 тыс. пожаров в год, на которых погибает около 9 тыс. чел. (соотношение 11,5:1), а в одноэтажных зданиях — 80 тыс. пожаров, с гибелью 7–8 тыс. чел. (соотношение 11,2:1). При этом следует отметить, что требования нормативных документов для таких объектов минимальны, а по системам противопожарной защиты, в том числе по извещателям пожарной сигнализации и первичным средствам пожаротушения, практически отсутствуют.

(Абзац) Гибель людей при пожарах происходит преимущественно в начальной стадии их развития, при этом влияние огнестойкости здания на уровень гибели незначительно: в зданиях II и III степени огнестойкости гибнет 3,0–3,5 тыс. чел.

С другой стороны, уровень гибели людей при пожарах зависит от их продолжительности. Так, 70 тыс. пожаров было ликвидировано в среднем за время от 1 до 5 мин., а число жертв на них составило 3,5 тыс. чел., еще до 30 тыс. пожаров — за время от 6 до 10 мин, число жертв — более 2 тыс. чел.!

Вывод напрашивается сам собой: существенное снижение числа пожаров и уровня гибели возможно преимущественно за счет применения системы предотвращения пожаров на основе реализации требований гл.13 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (далее – ФЗ № 123). Нужны специализированные своды правил по их реализации, а также эффективные нормативные требования по раннему обнаружению пожара, локальному пожаротушению первичными и автономными самосрабатывающими средствами.

К сожалению, фактическая надежность систем противопожарной защиты невысока. Статистика показывает, что лишь в 70 % случаев автоматическая пожарная сигнализация (далее – АПС) выполнила свою задачу и только в 34 % случаев сработали автоматические установки пожаротушения (АУПТ). Системы оповещения и управления эвакуацией людей выполнили свою задачу в 85–90 % случаев.

Тип АУПТ, способ тушения и вид огнетушащего вещества (ОТВ) определяет проектная организация. При этом АУПТ должна обеспечивать:

  • реализацию эффективных технологий, оптимальную инерционность (проблема: нет критерия оптимизации);
  • срабатывание за время, которое меньше длительности начальной стадии пожара (проблема: как его определить? Использовать, например, для этого критерии ст. 53 ФЗ № 123 – ОФП для безопасной эвакуации людей?);
  • необходимую интенсивность орошения или удельный расход ОТВ (проблема: в СП 5.13130 нет данных по тонкораспыленной воде (ТРВ));
  • тушение пожара в течение времени, необходимого для введения оперативных сил и средств (проблема: как его определить, если отсутствует методика (см. приказ МЧС России от 25.10.2017 года № 467) необходимо повысить роль собственника, руководителя организации;
  • требуемую надежность (проблема: как правило, 0,8, фактически – 0,5-0,6; нужно установить связь с расчетами по оценке пожарных рисков, но если требуется выше 0,8, то нужно подтверждение ТУ изготовителя, которое он не дает);
  • в соответствии со ст. 117 ФЗ № 123: оборудование автоматическими установками сдерживания пожара (АУСП), например, с оросителями (распылителями) с принудительным пуском (С-ПП), активируемыми сигналом от АПС и пожарного сателлитного извещателя.

Согласно п. 61 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Для реализации вышеуказанных мер необходимы: разработка Свода правил «Монтаж, наладка и обслуживание средств ППЗ»; выполнение «Правила безопасной эксплуатации зданий, сооружений», требований ст. 17 № 337-ФЗ от 28.11.2011 г.; ч.ч. 1, 4 ст. 55.25 Гражданского кодекса (ГК) РФ; ведение журнала эксплуатации здания, сооружения (ч.ч. 5 и 6 ст. 55.25 ГК РФ).

Действие ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» (добровольного применения в соответствии с письмом МЧС России от 19.03.2018 № 91-1080-19) приостановлено приказом Росстандарта № 202-ст. с 17.05.2019 г. В связи с этим возникает закономерный вопрос: чем руководствоваться при обслуживании и контроле смонтированных систем противопожарной защиты?

Контроль качества используемой продукции выполняется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012г. № 290, т.е. органы ГПН осуществляют деятельность по организации и проведению проверок состояния территорий, участков, продаваемой пожарно-технической продукции на исполнение требований пожарной безопасности. Такая трактовка противоречит требованиям гл. 33 ФЗ № 123-ФЗ, поскольку в ней установлены требования к подтверждению соответствия продукции. В данной ситуации необходим Административный регламент, дополнения в ст. 20.4 КоАП в отношении применения собственниками, руководителями фальсифицированной и контрафактной продукции, «ревизия» сертификационных центров и лабораторий, активное участие общественных организаций в контроле.

В соответствии с Федеральным законом от 28.05.2017 г. № 100-ФЗ, постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806 и от 26.05.2018 г. № 601 проведение плановых проверок объектов защиты органами федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) осуществляется в зависимости от присвоенной им категории риска. В соответствии с установленными критериями отнесения объектов защиты к различным категориям такие объекты, как памятники деревянного зодчества, попадают в группу среднего риска с возможной периодичностью плановых проверок не чаще одного раза в 5 лет, чего явно недостаточно.

В ГОСТ Р 56891.5-2017 «Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения. Часть 5» дано определение памятника деревянного зодчества: «это объект культурного наследия, основные несущие конструкции которого выполнены из дерева с использованием традиционных строительных приемов и инструментов, за исключением фундаментов и кровель, которые могут быть выполнены из других материалов».

Памятники деревянного зодчества подразделяются сообразно своему функциональному назначению на следующие типы: гражданские, культовые, оборонные, инженерные сооружения.

В ГОСТ Р 57097-2016 «Сохранение объектов культурного наследия. Памятники деревянного зодчества. Общие требования к производству работ» в отношении ремонта, реставрации, протезирования практически не упомянуты вопросы огнезащиты, огнесохранности, противопожарной защиты. Единственный пункт, в котором отражен вопрос огнезащиты, — п.9.27.2: «огнезащита подкровельных конструкций не должна изменять структуру древесины, ее цвет, иные естественные характеристики».

Для объектов культурного наследия, в том числе деревянного зодчества, существенное значение имеют следующие документы: СП 1.13130 «Эвакуационные пути и выходы» (новая редакция); СП 2.13130 «Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (новая редакция); СП 3.13130 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); СП 4.13130 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (изменения).

Взамен СП 5.13130.2009 подготовлены новые редакции трех сводов правил: СП «Системы пожарной сигнализации (СПС)»; СП «Автоматические установки пожаротушения (АУПТ)»; СП «Перечень зданий, сооружений, помещений, подлежащих оборудованию СПС и АУПТ». [дать полные названия!]

Также Подготовлены также: СП 8.13130 «Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); СП 10.13130 «Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности» (новая редакция); серия из четырех ГОСТов (МГС), в том числе на средства огнезащиты древесины. В основном завершено их публичное обсуждение, проведено рассмотрение на заседаниях ТК (МТК) №274 «Пожарная безопасность».

Кроме того, Минстроем России приняты или находятся в стадии разработки:

CП 388.1311500.2018 «Объекты культурного наследия религиозного назначения;

СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения. Правила эксплуатации»;

СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий»;

СП «Жилые здания с применением древесины» (новый);

СП «Общественные здания с применением древесины» (новый) и др.

До 2025 г. Минстрой России планировал разработать порядка 250 новых нормативных документов в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, а также более 400 методических пособий по применению нормативных документов. С учетом плана по обновлению нормативной базы на 10–15 % в год к концу 2025 г. фонд нормативных технических документов в строительстве составит порядка 500 сводов правил, 400 методических документов и 700 стандартов (без учета стандартов на строительные материалы). Нужна реальная «регуляторная гильотина» и с обязательным технико-экономическим обоснованием требований. Соответствующая «Дорожная карта», утверждена Д. А. Медведевым от 29.05.2019 г. № 4714п-П36.

Следует также активизировать: взаимодействие с общественными организациями (ОООР «ФППСО», НСОПБ и др.) в части развития контактов с ФОИВ, техническими комитетами (ТК № 274, ТК № 465, ТК № 435, ТК № 001 «Производственные услуги») Росстандарта России при развитии системы национальных и профессиональных стандартов, обеспечивающих расширение сферы реализации продукции (услуг), создание благоприятных условий на рынке занятости населения, эффективное функционирование систем сертификации и декларирования, реальное обеспечение пожарной безопасности объектов, в том числе с применением эффективной системы контроля (надзора).

Консультации по нормам:

Мешалкин Евгений Александрович,

д-р техн. наук, профессор, академик НАН ПБ, ВАН КБ,

председатель Правления ОООР «ФППСО»,

генеральный директор ООО «Гефест групп»

https://www.npopuls.ru

Кол-во просмотров: 8527
На правах рекламы
Яндекс.Метрика