В 2017 году подведомственный Минстрою России ТК 465 «Строительство» вынес на обсуждение проект СП «Высотные здания и комплексы. Требования пожарной безопасности». В документе более тщательно и системно изложены требования по пожарной безопасности объектов высотного строительства, нежели в действующих СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования» и СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий». Несмотря на свою прогрессивность, новый свод погряз в межведомственном взаимодействии и в июле 2018 года еще не утвержден.
Cвод правил «Высотные здания и комплексы.Требования пожарной безопасности» позволяет для жилых зданий высотой более 75 м, а общественных — более 50 м, как формально, так и примерно в 35% случаев, по существу избежать необходимости разработки специальных технических условий (СТУ). 80% из них касаются обеспечения пожарной безопасности объектов строительства, поэтому ежегодно они проходят процедуру двойного согласования: в МЧС, а затем и в Минстрое России. Утверждение свода значительно упростит согласование проектной документации по высотным зданиям, чем сократит расходы собственников и временные потери проектных организаций.
Пожарные инновации
Уже в первой редакции свода получили отражение наиболее значимые инновационные требования:
• применение в квартирах жилых зданий входных дверей с нормируемым пределом огнестойкости;
• для обеспечения деятельности пожарных подразделений и спасения маломобильных групп населения (МГН) в высотном комплексе в каждом из зданий следует предусматривать не менее одного лифта (при зонной схеме — в каждой из зон) грузоподъемностью 1000 кг в исполнении «для транспортирования пожарных подразделений»;
• в общественных зданиях (в жилых — при площади этажа более 500 м²) должны предусматриваться не менее двух незадымляемых лестничных клеток типа Н2 (с подпором воздуха в объем лестничной клетки при пожаре), типа Н3 (с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз, в котором на этаже пожара обеспечивается подпор воздуха) или их комбинации с учетом требований СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;
• применение спринклерных АУПТ с контролем срабатывания, а также автоматических установок сдерживания пожара (АУСП) согласно требованиям ст.117 123-ФЗ. Размещение оросителей должно обеспечивать защиту оконных проемов или участков сплошного фасадного остекления здания общественного назначения (снаружи или изнутри помещения), а также дверных проемов квартир, офисов и других помещений, выходящих в коридор, с учетом карт и эпюр орошения;
• для зданий высотой более 100 м при расчетном обосновании следует предусматривать в технических помещениях на этажах из расчета на каждые 50 м высоты здания или в каждом из пожарных отсеков размещение модульных установок пожаротушения (агрегатного типа) тонкораспыленной водой с емкостями для огнетушащей жидкости заводской готовности для их использования при пожаре подготовленным персоналом и/или пожарно-спасательными подразделениями;
• на каждом этаже высотного здания предусматривать шкафы в исполнении ШПМИ с водокольцевой катушкой, укомплектованной шлангом длиной не менее 20 м и ручным перекрывным пожарным стволом, а также средствами спасения людей с высоты и индивидуальными средствами защиты органов дыхания согласно 123-ФЗ и ГОСТ Р 51844 «Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»;
• устройство сухотруба в лестничных клетках с патрубками для подключения мобильной пожарной техники и др.
Почему еще не принят
К разработке документа органы исполнительной власти подошли слаженно. СП является результатом работы впервые созданной межведомственной рабочей группы Минстроя и МЧС России. К работе в ее составе были привлечены ведущие специалисты ФАУ ФЦС и ВНИИПО, а также ряд экспертов из других организаций.
Однако процесс утверждения проекта СП Минстроем затянулся в связи с принятым решением получить положительные заключения ТК № 274 «Пожарная безопасность» и ТК № 465 «Строительство», что оказалось весьма длительным процессом.
На этой стадии появился также вариант переноса с большим трудом взаимно согласованных требований к системам противодымной вентиляции в СП 253.1325800.2016 «Инженерные системы высотных зданий», однако это нарушило бы целостность всего комплекса требований пожарной безопасности в проекте СП, а также (при согласии с этим предложением) не позволило бы отнести СП 253 к нормативным документам по пожарной безопасности.
Межведомственные противоречия
Разработанный СП существенно отличается от ранее введенных в действие около 100 СП серии Минстроя. Фактически 20% требований, содержащихся в этих сводах, регулируют пожарную безопасность, однако своды правил Минстроя не относятся к нормативным документам (НД) по пожарной безопасности, т. к. в нарушение требований статьи 20 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности» они не были согласованы с МЧС России. В связи с этим при проверках объектов органами государственного пожарного надзора в предписаниях по устранению выявленных нарушений не отражаются ссылки на пункты таких СП.
Поэтому, например, после трагедии в ТРК «Зимняя вишня» в территориальные органы МЧС России было отправлено письмо Минстроя России с уведомлением об обязательности многих требований пунктов СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», вошедших в перечень стандартов и сводов правил обязательных для соблюдения требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521.
Примерно 30 СП серии МЧС России имеют весьма значимые ограничения для реализации эффективных архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений
В свою очередь примерно 30 СП серии МЧС России имеют весьма значимые ограничения для реализации эффективных архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений. Что соответствует положениям статьи 6 69-ФЗ, где предусмотрена обязательность их исполнения, однако это противоречит части 1 статьи 6 Федерального закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно статьи 6, на обязательной основе подлежат применению требования стандартов и СП из перечня, утверждаемого правительством РФ. До сих пор действует постановление правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521, но в связи с введением в действие значительного числа новых СП, все требования которых относятся к добровольным, перечень требует актуализации.
Эти противоречия в законодательстве до сих пор не устранены, как, впрочем, не реализовано требование, например, части 3 статьи 6 Федерального закона № 384 в отношении применения требований из перечня, утверждаемого правительством РФ, на альтернативной основе по усмотрению застройщика (заказчика).
Новая редакция
На стадии дополнительного рассмотрения проекта СП учтено следующее:
• пределы огнестойкости несущих строительных конструкций R 240 (с учетом применения средств огнезащиты и при пожарной нагрузке не более 50 кг/м²)принимать для зданий высотой более 150 м;
• при размещении в части технического этажа жилых и (или) нежилых помещений при их отделении противопожарными стенами, перекрытиями от других помещений их следует относить к одному из смежных вертикальных пожарных отсеков;
• во встроенно-пристроенной части высотных комплексов допускается размещение дошкольных образовательных организаций (ДОО) при выделении соответствующих групп помещений ДОО в отдельный пожарный отсек;
• допускается в жилых высотных зданиях предусматривать в квартирах с двусторонней ориентацией, расположенных не выше 3-го этажа, помещения для семейного детского сада на группу не более 10 человек;
• входы в лифты, расположенные в высотной части здания или комплекса на основных посадочных этажах, должны оборудоваться лифтовыми холлами; указанные лифтовые холлы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к тамбур-шлюзам 1-го типа;
• автоматические пожарные извещатели должны быть установлены во всех помещениях (в том числе квартирах, офисах, коридорах, лифтовых холлах, фойе, вестибюлях, технических помещениях и т. д.) за исключением помещений с мокрыми процессами;
• организационными и техническими мероприятиями должно быть обеспечено восстановление работоспособности элементов СПС, участвующих в формировании сигналов управления, за время не более двух часов после получения сигнала о неисправности;
• при повреждении линии связи в одном или нескольких помещениях (квартирах) должна сохраняться связь с элементами системы, установленными в других помещениях (квартирах), путем автоматического отключения поврежденного участка линии. Рекомендуется применение кольцевых шлейфов пожарной сигнализации с ответвлениями в каждое помещение (квартиру), с автоматической защитой от короткого замыкания в ответвлении;
• светильники, работающие по проводным линиям связи и питания, должны иметь надежное присоединение к этим линиям, исключающее непреднамеренное рассоединение или короткое замыкание в месте подключения светильника, в том числе в условиях пожара. Для этого следует применять огнестойкие клеммы, разъемы или иные устройства, предназначенные для соединения проводов;
• при удалении продуктов горения непосредственно из помещений площадью 3000 м² и более их необходимо конструктивно разделять на дымовые зоны, каждая площадью не более 3000 м², с учетом возможности возникновения пожара в одной из таких зон. Максимальная длина дымовой зоны вдоль любой из осей не должна превышать 60 м;
• интервал времени, за который системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции должны выйти на требуемые по проекту параметры (подачи, перепада давления), включая открытие противопожарных нормально закрытых клапанов, дымовых люков и пр. элементов, не должно превышать 90 сек. с момента поступления сигнала на пожарные приборы управления указанными системами, с учетом требуемой для приточных систем задержкой на включение, установленной СП 7.13130. Время перевода в закрытое положение противопожарных нормально открытых клапанов в составе систем общеобменной вентиляции не должно превышать 60 сек. с момента обесточивания электроприемников указанных систем;
• в системе аварийного освещения повреждение любого светильника, включенного в цепь, и/или возникновение неисправности внутри него, в том числе в результате воздействия повышенной температуры окружающей среды (пожара), не должно оказывать влияние на функционирование других светильников, подключенных к соответствующим проводным линиям и системы в целом.
Евгений Мешалкин
д.т.н. профессор, генеральный директор ООО «Гефест Групп»